(настоящая фамилия Стржезницкий; род. 1887) — артист Московского Художественного театра с 1908 по 1913. С 1913 перешел в 1-ую студию MXATа (ныне MXAT 2-ой), где играл до отъезда за границу (1920). Постановки Б.: "Гибель Надежды", "Калики перехожие", "12-я ночь", "Балладина".
БОЛЕСЛАВСКИЙ Ричард Валентинович
БОЛЕСЛАВСКИЙ Ричард Валентинович
наст. фам. Стржезницкий) (4.2.1889 (?), Дембова Гура, Плоцкой губ. - 17.1.1937, Лос-Анджелес) - актер, режиссер, сценограф, педагог. После смерти отца, художника Валенты С., семья переехала в Одессу. С 6-го класса гимназии Б, выступал в любительских спектаклях одесского «Польского очага» («Ognisku Polskim»), затем в спектаклях русской передвижной труппы: играл Генриха в «Потонувшем колоколе» Г.Гауптмана, Эроса в «Эросе и Психее» Г.Жулавского. Учился в Новороссийском и Московском университетах. С 1908 артист Московского Художественного театра (МХТ), в котором сыграл 20 ролей. В 1909 успешно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И.Тургенева «Месяц в деревне» (исполнение ее высоко оценила и польская критика во время гастролей театра в Варшаве в мае 1912). В 1911 с неменьшим успехом сыграл Левку в пьесе С.Юшкевича «Miserere», Лаэрта в «Гамлете» В.Шекспира, в 1914 - Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К.Гольдони. Среди других ролей - Пан Врублевский в «Братьях Карамазовых» (1910), адвокат Петрушин в «Живом трупе» Л.Толстого (1911), Аслак в «Пер Гюнте» Г.Ибсена (1912), Альсид в «Браке поневоле» Ж.-Б.Мольера (1913), Барановский в «Осенних скрипках» И.Сургучева. Актер В.Попов называл Б. «любимцем К.Станиславского» и характеризовал его как человека «исключительной одаренности»; «Он был замечательным актером, режиссером, гимнастом, фехтовальщиком, танцовщиком, художником-живописцем, скульптором, художником-декоратором и умел делать многое, что связано с театром».
С.Гиацинтова вспоминала: «При всем своем авантюристическом складе, Болеславский был очень талантлив, рыцарски предан театру, наделен явными организаторскими способностями и несомненным человеческим обаянием», В 1912 Б. - один из организаторов 1-й студии МХТ, в которой освоил систему Станиславского. Поставил в 1913 «Гибель «Надежды» Г.Гейерманса, в 1914- «Калики перехожие» В.Волькенштейна.
Работу над «Балладиной» Ю.Словацкого не закончил, т.к. разошелся со Станиславским в трактовке пьесы. По словам П.Маркова, в режиссуре ему было свойственно «стремление к монументальности и безусловной героике», «его влек широкий размах и глубина чувств». Работая над «Гибелью «Надежды», он «перенес действие в маленькую рыбачью лачужку, дал жанровую картинку матросской попойки, а в 3-м действии передал прибой волн, треск снастей, гул ветра. «Море» было невидимым окружением, которое диктовало стиль спектакля... Болеславский чувствовал и любил простое на театре. Такое же простое - ценность жизни, горе, радость передавал он в «Гибели «Надежды» - теми же актерскими приемами: взглядом, всхлипом, внезапным криком... Сила спектакля заключалась в том, что он подошел к первоначальному в человеке - и «первоначальное» довел до остроты». Занимаясь режиссурой, Б. оставался и актером, сыграл Вильгельма в «Празднике мира» Г.Гауптмана (1913), сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира (1917).
Летом 1914 совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии. В том же году дебютировал в кино: играл в фильмах Я.Протазанова «Мимо жизни» («Сказка жизни») художника Волина, в «Танце вампира» исполнял новый характерный танец. В 1915 поставил свои первые фильмы - «Три встречи» и «Ты еще не умеешь любить», позднее - «Семья Поленовых», «Не разум, а страсть правят миром», «Домик на Волге». В 1916 ушел добровольно на фронт, служил корнетом в Польской уланской дивизии. Из армии писал В.Лужскому: «У меня взвод в 40 человек и команда разведчиков в 20. Жуткое и страшное чувство отвечать за всех и каждого. За жизнь и судьбу стольких людей». В 1918 был откомандирован на курсы телеграфистов в Москву и возвратился в студию.
14.1.1920 Б. уехал в Польшу. С апреля начал работу в Большом театре в Познани, поставил в своем оформлении «Потоп» Ю.-X.Бергера. Спектакль был хорошо принят, но Б. стремился перейти в театр Ю.Остэрве «Редута». Это ему не удается. Тогда по предложению А.Шифмана он поступил режиссером и актером в варшавский Театр Польский.
Подготовленный в его сценической композиции (вместе с Л.Шиллером) «Мещанин во дворянстве» (июнь 1920) с завершающей спектакль пантомимой «Мандрагора» на музыку К.Шимановского - одна из самых выдающихся постановок Мольера в Польше. В том же году поставил «Романтиков» Э.Ростана, сыграв Стафореля; «Милосердие» К.Ростворовского, выступив в роли режиссера, «Потоп», исполнив роль 0Нила; в 1921 - «Рюи Блаз» В.Гюго и «Кики» Л.-Б. Пикара, Л.Шиллер считал наиболее важными в этих постановках Б. «педагогически ценные репетиции», т.к.Б. работал с актерами по неизвестной тогда в Польше системе Станиславского, добиваясь от них ансамблевого исполнения, а смысл спектакля видел в его общественно-культурных задачах.
В 1920 Б. поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против большевистской России, и на киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» два больших художественных фильма. Не сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра; был с радостью принят ею, т.к., по словам С.Бертенсона, «обладал громадной долей энтузиазма, выразительным творческим воображением и был отличным организатором».
Б. предложил ставить «Гамлет», сохранив основной замысел старого спектакля Г.Крэга-Станиславского в трактовке ролей, но заменив крэговские ширмы раздвижными декоративными полотнами. Премьера прошла с большим успехом в Праге осенью 1921; спектакль был затем показан в Вене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Копенгагене, Стокгольме. Везде он получил зрительское признание. Своеобразие его отметил С.Моковский: «То, что мы видим теперь за рубежом России, очень вольная перифраза замысла Крэга. Нынешний режиссер пьесы Болеславский и художник-декоратор И.Гремиславский нашли самостоятельные пути инсценировки «Гамлета»... Так же как от формы инсценировки, режиссер отошел от символического задания Крэга и приблизился в значительной степени к Шекспировскому реализму».
О Б. писали как о режиссере, «чье имя надо запомнить». Приехавший в конце 1921 в качестве посланника из Москвы Н.Подгорный добивался возвращения Б. в Москву. В дневнике он записал: «Болеславский колеблется, но по-моему поедет, и надо, чтобы он ехал. Энергия, знания, желание работать, любовь к театру, - может быть исключительно полезным и необходимым». Но Б, уехал в Париж; осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после ее отъезда в Москву.
В театральный мир Америки он принес практическое знание системы Станиславского, распространял это знание, занимаясь с учениками. Он основал частную актерскую школу, преследуя цель создать в Америке психологический театр с постоянной труппой и постоянным репертуаром.
В 1923-24 организовал небольшой театр («The Neighbourdhood Playhouse»), своего рода театральную студию, где поставил спектакли «The Player Queen» и «Blanco Posnet», Успех спектаклей и благожелательная критика открыли ему путь в Бродвейские театры; осуществил там ряд удачных работ: «Король бродяг» (1925), «Белый орел» (1927), «Мистер Монипенни» (1928), «Иуда» (1929). В 1928-29 руководил «American Laboratory Theatre», поставил «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль».
В 1929-30 работал в Голливуде, снял фильмы «Девушка-сокровище» («Treasure-girl», на муз. Дж.Гершвина), «Это называется любовь», Около 1930 женился на американской драматической актрисе Норме Друри. Вместе с Х.Вудворд написал роман-воспоминание о боях польских уланов в России в конце 1 -и мировой войны (1-я кн.: «The Way of the Lancer», 1932: 2-я кн.: «Lancer down», 1935: 3-я осталась незаконченной). Роман пользовался большим успехом, 1-я книга выдержала несколько изданий в США, была переведена на немецкий и польский языки («Путем уланов». Варшава, 1939). В 1932 Б. вернулся в кино и поставил первый большой фильм «Распутин и Императрица». Умение работать с актером привлекало к Б, больших артистов, у него снимались Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Режиссерский талант, энергия и высокая художественная культура позволили ему снять 19 фильмов, в том числе «Буря на закате» и «Красота на продажу» в 1933, «Человек в белом» и «Расписной занавес» с Гретой Гарбо в 1934, «Скала в Индии» и «Отверженные» в 1935, «Теодора сходит с ума» и «Сад Аллаха» в 1936.
Работая в Голливуде, Б. продолжал интересоваться педагогикой и написал популярный учебник актерской игры в виде диалогов с ученицей «Acting. The First Six Lessons» (Нью-Йорк, 1933). Учебник выдержал 9 изданий (последнее -в 1947), в 1948 был издан в Праге, в 1949 - в Англии. Умер Б, во время съемок фильма «The Last of Mrs Cheyney».
С.Гиацинтова вспоминала: «При всем своем авантюристическом складе, Болеславский был очень талантлив, рыцарски предан театру, наделен явными организаторскими способностями и несомненным человеческим обаянием», В 1912 Б. - один из организаторов 1-й студии МХТ, в которой освоил систему Станиславского. Поставил в 1913 «Гибель «Надежды» Г.Гейерманса, в 1914- «Калики перехожие» В.Волькенштейна.
Работу над «Балладиной» Ю.Словацкого не закончил, т.к. разошелся со Станиславским в трактовке пьесы. По словам П.Маркова, в режиссуре ему было свойственно «стремление к монументальности и безусловной героике», «его влек широкий размах и глубина чувств». Работая над «Гибелью «Надежды», он «перенес действие в маленькую рыбачью лачужку, дал жанровую картинку матросской попойки, а в 3-м действии передал прибой волн, треск снастей, гул ветра. «Море» было невидимым окружением, которое диктовало стиль спектакля... Болеславский чувствовал и любил простое на театре. Такое же простое - ценность жизни, горе, радость передавал он в «Гибели «Надежды» - теми же актерскими приемами: взглядом, всхлипом, внезапным криком... Сила спектакля заключалась в том, что он подошел к первоначальному в человеке - и «первоначальное» довел до остроты». Занимаясь режиссурой, Б. оставался и актером, сыграл Вильгельма в «Празднике мира» Г.Гауптмана (1913), сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира (1917).
Летом 1914 совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии. В том же году дебютировал в кино: играл в фильмах Я.Протазанова «Мимо жизни» («Сказка жизни») художника Волина, в «Танце вампира» исполнял новый характерный танец. В 1915 поставил свои первые фильмы - «Три встречи» и «Ты еще не умеешь любить», позднее - «Семья Поленовых», «Не разум, а страсть правят миром», «Домик на Волге». В 1916 ушел добровольно на фронт, служил корнетом в Польской уланской дивизии. Из армии писал В.Лужскому: «У меня взвод в 40 человек и команда разведчиков в 20. Жуткое и страшное чувство отвечать за всех и каждого. За жизнь и судьбу стольких людей». В 1918 был откомандирован на курсы телеграфистов в Москву и возвратился в студию.
14.1.1920 Б. уехал в Польшу. С апреля начал работу в Большом театре в Познани, поставил в своем оформлении «Потоп» Ю.-X.Бергера. Спектакль был хорошо принят, но Б. стремился перейти в театр Ю.Остэрве «Редута». Это ему не удается. Тогда по предложению А.Шифмана он поступил режиссером и актером в варшавский Театр Польский.
Подготовленный в его сценической композиции (вместе с Л.Шиллером) «Мещанин во дворянстве» (июнь 1920) с завершающей спектакль пантомимой «Мандрагора» на музыку К.Шимановского - одна из самых выдающихся постановок Мольера в Польше. В том же году поставил «Романтиков» Э.Ростана, сыграв Стафореля; «Милосердие» К.Ростворовского, выступив в роли режиссера, «Потоп», исполнив роль 0Нила; в 1921 - «Рюи Блаз» В.Гюго и «Кики» Л.-Б. Пикара, Л.Шиллер считал наиболее важными в этих постановках Б. «педагогически ценные репетиции», т.к.Б. работал с актерами по неизвестной тогда в Польше системе Станиславского, добиваясь от них ансамблевого исполнения, а смысл спектакля видел в его общественно-культурных задачах.
В 1920 Б. поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против большевистской России, и на киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» два больших художественных фильма. Не сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра; был с радостью принят ею, т.к., по словам С.Бертенсона, «обладал громадной долей энтузиазма, выразительным творческим воображением и был отличным организатором».
Б. предложил ставить «Гамлет», сохранив основной замысел старого спектакля Г.Крэга-Станиславского в трактовке ролей, но заменив крэговские ширмы раздвижными декоративными полотнами. Премьера прошла с большим успехом в Праге осенью 1921; спектакль был затем показан в Вене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Копенгагене, Стокгольме. Везде он получил зрительское признание. Своеобразие его отметил С.Моковский: «То, что мы видим теперь за рубежом России, очень вольная перифраза замысла Крэга. Нынешний режиссер пьесы Болеславский и художник-декоратор И.Гремиславский нашли самостоятельные пути инсценировки «Гамлета»... Так же как от формы инсценировки, режиссер отошел от символического задания Крэга и приблизился в значительной степени к Шекспировскому реализму».
О Б. писали как о режиссере, «чье имя надо запомнить». Приехавший в конце 1921 в качестве посланника из Москвы Н.Подгорный добивался возвращения Б. в Москву. В дневнике он записал: «Болеславский колеблется, но по-моему поедет, и надо, чтобы он ехал. Энергия, знания, желание работать, любовь к театру, - может быть исключительно полезным и необходимым». Но Б, уехал в Париж; осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после ее отъезда в Москву.
В театральный мир Америки он принес практическое знание системы Станиславского, распространял это знание, занимаясь с учениками. Он основал частную актерскую школу, преследуя цель создать в Америке психологический театр с постоянной труппой и постоянным репертуаром.
В 1923-24 организовал небольшой театр («The Neighbourdhood Playhouse»), своего рода театральную студию, где поставил спектакли «The Player Queen» и «Blanco Posnet», Успех спектаклей и благожелательная критика открыли ему путь в Бродвейские театры; осуществил там ряд удачных работ: «Король бродяг» (1925), «Белый орел» (1927), «Мистер Монипенни» (1928), «Иуда» (1929). В 1928-29 руководил «American Laboratory Theatre», поставил «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль».
В 1929-30 работал в Голливуде, снял фильмы «Девушка-сокровище» («Treasure-girl», на муз. Дж.Гершвина), «Это называется любовь», Около 1930 женился на американской драматической актрисе Норме Друри. Вместе с Х.Вудворд написал роман-воспоминание о боях польских уланов в России в конце 1 -и мировой войны (1-я кн.: «The Way of the Lancer», 1932: 2-я кн.: «Lancer down», 1935: 3-я осталась незаконченной). Роман пользовался большим успехом, 1-я книга выдержала несколько изданий в США, была переведена на немецкий и польский языки («Путем уланов». Варшава, 1939). В 1932 Б. вернулся в кино и поставил первый большой фильм «Распутин и Императрица». Умение работать с актером привлекало к Б, больших артистов, у него снимались Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Режиссерский талант, энергия и высокая художественная культура позволили ему снять 19 фильмов, в том числе «Буря на закате» и «Красота на продажу» в 1933, «Человек в белом» и «Расписной занавес» с Гретой Гарбо в 1934, «Скала в Индии» и «Отверженные» в 1935, «Теодора сходит с ума» и «Сад Аллаха» в 1936.
Работая в Голливуде, Б. продолжал интересоваться педагогикой и написал популярный учебник актерской игры в виде диалогов с ученицей «Acting. The First Six Lessons» (Нью-Йорк, 1933). Учебник выдержал 9 изданий (последнее -в 1947), в 1948 был издан в Праге, в 1949 - в Англии. Умер Б, во время съемок фильма «The Last of Mrs Cheyney».
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции