Болотов Василий Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Болотов, Василий Васильевич

(1854—1900) — знаменитый церковный историк, профессор СПб. духовной академии. Сын дьячка тверской епархии, В. получил образование в Тверской дух. семинарии и в СПб. дух. академии, в которой преподавал общую церковную историю. В 1879 г. Б. защитил магистерскую диссертацию; "Учение Оригена о Св. Троице" (СПб., 1879). Прекрасно владея древними языками — еврейским, греческим и латинским, и обладая таким же знанием новых языков — немецкого, французского, английского, итальянского, Б. ввел в круг своего изучения целую группу восточных языков — арабского, армянского, коптского и др., поставив это изучение, равно как и изучение новых языков, на общую филологическую почву и таким образом придав ему чисто научный характер. В дальнейших работах Б. отводится все более и более места филологическим изысканиям, дающим неожиданно богатые результаты для разъяснения и решения специальных исторических и церковных вопросов. Работы Б. по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей, всегда заключавшие в себе много нового и до тех пор неизвестного в науке, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. Имя Б. стало известно во всех центрах европейской церковно-исторической науки, хотя он, можно сказать, принимал меры против роста своей ученой славы (ни один из его коптских, эфиопских и сирийских этюдов не выходил даже в свет особым изданием, помимо напечатания в "Христ. Чтении"). За совокупность своих сочинений Б. получил степень доктора церковной истории, в области которой он являлся у нас едва ли не первым инициатором чисто ученой ее разработки и создал целую школу, имеющую даровитых тружеников. Деятельность Б. не ограничивалась одним кабинетным специальноученым трудом. К его эрудиции прибегали и его талантом пользовались, особенно в последнее десятилетие XIX в., и наша высшая церковная власть, и отчасти высшее светское правительство. Указом св. синода от 15 дек. 1892 г. Б. назначен был делопроизводителем в комиссию для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православною русскою церковью. Комиссия, состоявшая из лиц, близко знавших старокатолическое движение в жизни и в истории, получила в лице Б. такого делопроизводителя, который и все необходимые для нее исторические справки мог дать в полном изобилии, и в формулировке условий и требований соединения послужить делу всею силою и гибкостью своей речи. Затем он призван был высшею церковною властью принять самое близкое участие в совершившемся 25 марта 1898 г. присоединении к православной церкви сиро-халдейских несториан. Нужно было выяснить, на каких условиях и каким церковным чином должно совершиться каноническое воссоединение их с православною церковью, а также перевести на язык присоединяемых необходимые вероисповедные формулы. Перевод Б. исполнил так, что ему удивлялись сами сиро-халдейцы. Знанием Б. восточных языков воспользовалось и министерство иностранных дел, тщетно дотоле искавшее в России ученого, который мог бы перевести нужные ему абиссинские грамоты. Б., кроме коптского и эфиопского языков, знал и амхарский (новоабиссинский) язык. В последний год своей жизни Б. назначен был делегатом от духовного ведомства в образованную при астрономическом обществе комиссию по вопросу о согласовании старого стиля нашего календаря с новым, принятым Западною Европою. Будучи специалистом по вопросам хронологии вообще, Б. изучил интересовавший комиссию вопрос во всех его деталях, не только с церковно-канонической и научно-исторической, но и со всех других сторон. Литературные труды Б., за исключением первоначальных его журнальных работ, носят на себе строго ученый характер и по форме изложения доступны очень ограниченному кружку специалистов. Б. любил говорить, что он пишет "для несуществующих читателей". Для специалистов каждая его статья и даже заметка была истинным сокровищем. Полное собрание его сочинений было бы драгоценным вкладом не только в нашу русскую, но и всемирную церковно-историческую литературу. Кроме магистерской диссертации Б. написал: "Троякое понимание учения Оригена о Святой Троице" ("Христ. Чтение", 1880); "Немецкая богословская литература" (ib., 1881); "К истории внешнего состояния константинопольской церкви под игом турецким" (ib., 1882); "Иностранная богословская литература" (ib., 1882—83); "Из церковной истории Египта" (ib., 1884—86; 1892—93); "Несколько страниц из церковной истории Эфиопии" (ib., 1888); "Либерий, епископ римский, и сирмийские соборы" (ib., 1891); "Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8-го ноября"? (ib., 1892); "Следы древних месяцесловов поместных церквей" (ib., 1893); "Валтасар и Дарий Мидянин" (ib., 1896); "Из истории церкви сиро-персидской" (СПб., 1901).


См. "Венок на могилу в Бозе почившего профессора В. В. Болотова" (СПб., 1900; здесь и некролог); некрологи в "Вестнике Европы" (1900, июль, В. С. Соловьева), "Журнале Министерства Народн. Просв." (1900, октябрь, Б. Тураева), "Византийском Временнике" (Б. М. Мелиоранского). Биографический очерк издан М. Рубцовым: "В. В. Болотов" (Тверь, 1900). См. еще А. Бриллиантов, "К характеристике ученой деятельности проф. В. В. Болотова" (СПб., 1901).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Болотов Василий Васильевич

Болотов, Василий Васильевич, - знаменитый церковный историк (родился 31 декабря 1853 г., умер 5 апреля 1900 г.). Сын дьячка тверской епархии, Болотов получил образование в тверской духовной семинарии и в спб. духовной академии, в которой затем преподавал общую церковную историю. В 1879 г. Болотов защитил магистерскую диссертацию ""Учение Оригена о Св. Троице"" (СПб., 1879). С основательным и глубоким богословским образованием Болотов соединял самые широкие и разносторонние филологические познания. Сразу по назначении на кафедру Болотов признал обязательным для себя знать языки первоисточников древней церковной истории: греческий, латинский, сирский, арабский, коптский, эфиопский, армянский. Его лингвистические знания далеко не ограничивались этими лишь языками. Изучение языков стояло у него вообще на почве сравнительного языкознания, и он имел к этой области непосредственный интерес, сам характеризуя себя именно как ""лингвиста"". Эфиопский язык он знал в двух видах: не только древний, богослужебный (гыыз), но и новый, разговорный (амхарский). С знанием коптского языка он соединял знакомство с языком древнеегипетским и с иероглифами. Болотов был также знаком с ассиро-вавилонской клинописью. Он занимался и персидским языком в его различны видах (древняя клинопись, зенд и новоперсидский). Как для лингвиста, представлял для него интерес и санскрит. На греческом языке он по временам обращался с письмами к И.Е. Троицкому . Из новых языков, кроме немецкого, французского, английского, итальянского, Болотов читал еще на языках: голландском, датско-норвежском и португальском (последний нужен был ему при занятиях историей Эфиопии). Он был знаком более или менее и с разными другими языками (готским, кельтским, финским, турецким, мадьярским). К столь широким лингвистическим знаниям соединялись в нем замечательная склонность и способность к занятиям математикой. Благодаря этому Болотов выступает несравненным специалистом в трудной области хронологических изысканий. Но и к данным географии, как вспомогательной для истории науки, он также применял математические приемы. Метрология постоянно привлекала его внимание. Его всегда влекло в область истории христианского Востока в широком смысле (не греческого лишь). Работы Болотова по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей, всегда заключавшие в себе много нового, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. За совокупность своих трудов Болотов получил в 1896 г. степень доктора церковной истории, в области которой он являлся у нас едва ли не первым инициатором чисто ученой разработки и создал целую школу, имеющую даровитых тружеников. Деятельность Болотова не ограничивалась кабинетным специально-ученым трудом. К его эрудиции прибегали и наша высшая церковная власть и отчасти высшее светское правительство. 15 декабря 1892 г. Болотов был назначен делопроизводителем в комиссию для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православной русской церковью. Затем он был призван высшей церковной властью принять самое близкое участие в совершившемся 25 марта 1898 г. присоединении к православной церкви сиро-халдейских несториан. Нужно было выяснить, на каких условиях и каким церковным чином должно совершиться каноническое воссоединение их с православной церковью, а также перевести на язык присоединяемых необходимые вероисповедные формулы. Знаниями Болотова воспользовалось и министерство иностранных дел, тщетно дотоле искавшее в России ученого, который бы мог перевести нужные ему абиссинские грамоты. В последний год своей жизни Болотов был назначен делегатом от духовного ведомства в образованную при астрономическом обществе комиссию по вопросу о согласовании старого стиля с новым. Литературные труды Болотова, за исключением первоначальных его журнальных работ, носят строго-ученый характер и по форме изложения доступны очень ограниченному кружку специалистов. Кроме магистерской диссертации, Болотов написал: ""Троякое понимание учения Оригена о Святой Троице"" (""Христианское Чтение"", 1880); ""Немецкая богословская литература"" (ib., 1881); ""К истории внешнего состояния константинопольской церкви под игом турецким"" (ib., 1882); ""Иностранная богословская литература"" (ib., 1882); ""Из церковной истории Египта"" (ib., 1884 - 1886; 1892 - 1893); ""Несколько страниц из церковной истории Эфиопии"" (ib., 1888); ""Либерий, епископ римский, и сирмийские соборы"" (ib., 1891); ""Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8-го ноября"" (ib., 1892); ""Следы древних месяцесловов поместных церквей"" (ib., 1893); ""Валтасар и Дарий Мидянин"" (ib., 1896). Самим Болотовым был составлен список статей и заметок его, напечатанных в ""Церковном Вестнике"" и ""Христианском Чтении"" с 1880 до 1893 г., с разного рода замечаниями по поводу их, найденный в бумагах И.Е. Троицкого и напечатанный в ""Христианском Чтении"" 1907 г. (I, 250 - 263). По смерти Болотова были напечатаны следующие его труды: ""Описание четвертой эфиопской рукописи библиотеки СПб. Духовной Академии"" (СПб., 1900), ""Из истории церкви сиро-персидской"" (СПб., 1901); ""Гонение на христиан при Нероне"" (""Христианское Чтение"", 1903, № 1), ""К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum"" (""Христианское Чтение"", 1903, № 6 и 7), ""К истории императора Ираклия"" (""Византийский Временник"", 1907, XIV, 1), ""Экскурс о географии Египта"" (""Византийский Временник"", 1908, т. XV, 1), ""Brebion (греч.) Мелентия ликопольского, как источник для исторической географии Египта"" (""Византийский Временник"", 1908, т. XV, 1); в ""Прибавлениях к Церковным Ведомостям"" за 1906 г. помещена записка Болотова по некоторым вопросам из истории церковной организации в древности. Под редакцией профессора А. Бриллиантова изданы его ""Лекции по истории древней церкви. I. Введение в церковную историю"" (СПб., 1907) и ""Лекции по истории древней церкви. II. История церкви в период до Константина Великого"" (СПб., 1910). Памяти Болотова был посвящен после его смерти весь № 16 ""Церковного Вестника"" за 1900 г., вышедший отдельной брошюрой: ""Венок на могилу в Бозе почившего профессора В. В. Б."" (СПб., 1900). В. Соловьев , ст. в V т. ""Критико-биографического словаря"" С.А. Венгерова и в ""Вестнике Европы"" (1900, июль), и Б. Тураев в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" (1900, октябрь). Обстоятельную биографию Болотова, составленную на основании личных воспоминаний и писем Болотова, дал М.В. Рубцов: ""В. В. Б."" (биографический очерк, Тверь, 1900). А. Бриллиантов, ""К характеристике ученой деятельности профессора В. В. Б."" (СПб., 1901); его же, ""Профессор В. В. Б. Биографический очерк"" (""Христианское Чтение"", 1910).

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
1.52 мб

Памяти профессора Василия Васильевича Болотова

И. А. Уберский
Читать PDF
705.16 кб

Памяти профессора Василия Васильевича Болотова

И. А. Уберский
Читать PDF
1.26 мб

Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк

А. И. Бриллиантов
Читать PDF
1.57 мб

Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк

А. И. Бриллиантов
Читать PDF
1.79 мб

Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк

А. И. Бриллиантов
Читать PDF
1.68 мб

Василий Васильевич Болотов — православный ученый и человек. К 150-летию со дня рождения

А. В. Маркидонов