(18 июня 1907, Санкт-Петербург - 1982)— художник-абстракционист. Отец был адвокатом, а мать художником-любителем. Во время революции семья Б. бежала в Константинополь, где Илья учился в колледже св. Иосифа. В США прибыли в 1923. Илья поступил в Нац. академию, где преподавание велось в реалистич. стиле. Для заработка на жизнь занимался рисунками для текстиля и коммерч. рекламы. После длительной поездки по Европе и создания работ с фовистским оттенком с примесью экспрессионизма и кубизма Б. стал экспериментировать в 1933, создавая геометрич. абстракции. В дальнейшем участвовал в монументальных абстрактных работах по заказу амер. правительства, в 1940 участвовал в выставке беспредметного искусства. Во время Второй мировой войны служил в качестве технич. переводчика в авиации США на авиационной базе в Номе на Аляске, которой пользовались сов. летчики, получавшие военные самолеты. Будучи антикоммунистом, Б. подвергался враждебным выпадам со стороны амер. левых художников, рассматривавших его искусство как буржуазное эстетство. Первая персональная выставка Б. прошла успешно в 1946 в Нью-Йорке, но продажа картин ему нс обеспечивала жизнь, и он ряд лет преподавал живопись и рисунок в амер. колледжах.
Ист. Голлербах С. Памяти рус.-амер. художника Ильи Болотовского// Скрипт №43 737-Р для программы «Культура» радио «Голос Америки». 1982. 28 нояб.
БОЛОТОВСКИЙ Илья Юльевич
БОЛОТОВСКИЙ Илья Юльевич
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
БОЛОТОВСКИЙ Илья Юльевич
1.07.1907 (С.-Петербург) - 1981 (Саг-Харбор, шт. Нью-Йорк, США). Живописец. Детство провел в Петербурге; отец изучал право в университете, мать занималась биологией и живописью на Бестужевских курсах. Позднее семья переехала в Баку, где отец служил адвокатом. В 1917, пережив оккупацию города турками, семья перебралась в Кутаис, затем в Батум и, наконец, в Константинополь. Там с 1920 занимался во французском коллеже св. Иосифа. В 1923 переехал с семьей в США. В 1924-30 учился в Национальной академии искусств в Нью-Йорке у И. Г. Олинского. Был награжден премиями Национальной академии (1925 и 1926), фондов Холлгартена (1929 и 1930) и Л.-К. Тиффани (1929 и 1930). В 1929 принял американское гражданство. В 1932 путешествовал по Европе. В 1933-38 был женат на Э. Слободкиной. В 1930-е под влиянием П. Мондриана и X. Миро создал первые беспредметные картины. В 1936-38 входил в группу абстрактно-экспрессионистского направления The Теп; в 1936 вместе с И. Лассау, Дж. Моррисом и Э. Рейнгардтом основал общество American Abstract Artists и некоторое время был его президентом. Стал также одним из учредителей, позже - вице-президентом Federation of the Modem Painters and Sculptures. В годы экономической депрессии через правительственную организацию Works Progress Administration получал заказы на настенные росписи для общественных зданий. Исполнил одну из первых в США абстрактных монументальных росписей настенное панно для здания компании Уильямсбург Хаусинг Проджект в Нью-Йорке (1936). Создал росписи для медицинского павильона Всемирной выставки в НьюЙорке (1939), зданий Высшей школы Теодора Рузвельта (1941), Больницы хронических заболеваний (1941). Во время П мировой войны работал переводчиком в Номэ на Аляске, на американской военной базе, которой пользовались советские летчики. В послевоенные годы занимался в основном станковой абстрактной живописью маслом и акриловыми красками. Создавал строгие геометрические композиции, основанные на сочетании монохромных поверхностей, разделенных вертикальными и горизонтальными линиями. С 1961 исполнял трехгранные живописные конструкции - «Колонны», каждая грань которых представляет собой законченную картину, а две смежные грани, рассматриваемые под углом,- новую композицию: «Темно167 красная колонна», «Металлическая колонна» (обе - 1966), «Красный, белый и желтый » (1971) и др. Использовал непрямоугольный формат: «Черно-красный ромб» (1967), «Вертикальный эллипс, желтый, черно-красный» (1972), «Вариации в красном, ромб» (1973). Эпизодически обращался к монументальным формам: исполнил росписи для зданий кинотеатра «Синема I» (1959), Северной центральной больницы Нью-Йорка (1960-е), колледжа в Саутхэмптоне (1968). Участвовал во многих групповых выставках в США и Европе, провел более 30 персональных выставок, в частности - ретроспективные выставки в Музее Гуггенхейма (1974) и в галерее Washbem (1981) в Нью-Йорке. В 1974 работы были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. Получил ряд почетных наград, включая Гран-при Нью-Йоркского музея беспредметной живописи (1941), приз за абстрактную живопись Национального института искусств и словесности (1971) и Гран-при Мемориального фонда Дж. С. Гугтенхейма (1973). Преподавал в колледже Блэк Маунтин, шт. Вайоминг (1946-48), Бруклинском колледже (1954—56), университетах Нью-Йорка (1957-65) и Лонг-Айленда (1967-73). С 1973 возглавлял художественное отделение колледжа в Саутхэмптоне. Известен как создатель около 40 короткометражных учебных фильмов, многие из которых посвящены современной живописи и художникам: «Музей современного искусства», «Наум Габо», «Марсель Дюшан», «Луиза Невельсон» и др. За работы в области кинематографии получил несколько университетеких наград. Его экспериментальный фильм «Метанойя» был отмечен премией Чикагского университета на фестивале Мидвест Филм в 1963. Писал рассказы, пьесы и оперные либретто на русском и английском языках, составил «Русско-английский словарь живописи и скульптуры» (1962), содержащий около 2000 терминов. Погиб в результате несчастного случая (упал в шахту лифта). Представлен в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Музее искусств Филадельфии и Художественном музее Иерусалима.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999