Большаков, Алексей Алексеевич
председатель совета директоров ОАО Межрегиональное научно-производственное объединение (МНПО) "Полиметалл" (г. Санкт-Петербург) с 1998 г.; председатель Попечительского совета Фонда развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона; родился 17 декабря 1939 г. на станции Морино Дновского района Псковской области; окончил Ленинградский электротехнический институт связи им. М. А. Бонч-Бруевича в 1962 г., Институт управления Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР в 1981 г.; с 1962 г. работал техником, инженером на оборонном предприятии; с 1966 г. — начальник отдела, главный инженер Опытного завода Ленинградского научно-исследовательского радиотехнического института; 1973—1975 — директор завода "Волна"; 1975—1978 — заместитель генерального директора НПО им. Коминтерна; 1978—1988 — генеральный директор НПО "Дальняя связь"; с апреля 1988 г. — заместитель (затем — первый заместитель) председателя Исполкома Ленинградского городского Совета — председатель Плановой комиссии, в июле—октябре 1991 г. — председатель Комитета по экономическому развитию мэрии Санкт-Петербурга; с ноября 1991 г. — генеральный директор Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали"; в ноябре 1994 г. был назначен заместителем Председателя Правительства РФ по вопросам сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, являлся председателем Межгосударственного комитета по экономике СНГ; с августа 1996 г. по март 1997 г. являлся первым заместителем Председателя Правительства РФ; лауреат Государственной премии, награжден орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета"; женат, имеет двоих сыновей.
ОАО МНПО "Полиметалл", созданное в 1998 году, является вертикально интегрированным холдингом по управлению проектами в сфере добычи драгоценных металлов. В состав холдинга входит 7 горно-рудных и 6 вспомогательных компаний в Свердловской области, Республике Бурятия, Хабаровском крае, Сахалинской, Читинской и Магаданской областях, а также управляющая компания, научно-исследовательский и проектный институты в Санкт-Петербурге. МНПО "Полиметалл" занимает первое место по добыче серебра в России, входит в первую десятку по объемам добычи золота. (по данным на 2003 г.).
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
БОЛЬШАКОВ Алексей Алексеевич
17.12.1939). Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве В. С. Черномырдина с 15.08.1996 г. по 17.03.1997 г., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве В. С. Черномырдина с 09.11.1994 г. по 15.08.1996 г. Родился на станции Морино Дновского района Псковской области. Образование получил в Ленинградском электротехническом институте связи имени М. А. Бонч-Бруевича по специальности инженер-радиотехник (1962), в Институте управления Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР (1981). С 1962 г. техник, инженер на оборонном предприятии. С 1966 г. начальник отдела, главный инженер опытного завода Ленинградского научно-исследовательского института радиоэлектроники. С 1973 г. по 1975 г. был директором завода «Волна». В 1975—1978 гг. заместитель генерального директора научно-производственного объединения им. Коминтерна. В 1978—1988 гг. генеральный директор научно-производственного объединения «Дальняя связь». С апреля 1988 г. по 1991 г. заместитель, затем первый заместитель председателя исполкома Ленинградского городского Совета — председатель плановой комиссии Ленгорисполкома. Эти должности занимал при последнем коммунистическом председателе Ленгорисполкома В. Я. Ходыреве (1988—1990) и при первом демократическом председателе А. А. Щелканове (1990—1991). Не вмешивался в конфликт между председателем Ленсовета А. А. Собчаком и А. А. Щелкановым, соблюдал нейтралитет. После избрания А. А. Собчака мэром Ленинграда в июле — октябре 1991 г. председатель Комитета мэрии Санкт-Петербурга по экономическому развитию, член экспертного экономического совета при мэрии по управлению Ленинградской свободной зоной. По словам В. В. Путина, А. А. Большаков в Ленинграде был человеком заметным. Он реально руководил городом: «Отзывались о нем, как правило, хорошо, как о человеке деловом, энергичном и очень работящем. Его смела демократическая волна, хотя он не был каким-то ортодоксом, но Собчак решил, что он должен уйти. Большаков оказался почти на улице, чем-то занимался, но никому и в голову не приходило, что он может снова какой-то серьезный пост занять, а тем более в Москве» (От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000. С. 121). После удаления А. А. Собчаком из городского правительства в ноябре 1991—ноябре 1994 гг. генеральный директор Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» в Санкт-Петербурге, которое должно было заниматься строительством сверхскоростной магистрали Санкт-Петербург — Москва. Из-за отсутствия финансирования простаивало. Небезызвестный Шутов, бывший помощник, а затем враг А. А. Собчака, в памфлетных мемуарах «Собчачье сердце», в целом высоко отзываясь об административно-хозяйственных способностях А. А. Большакова, назвал акционерное общество «Высокоскоростные магистрали» «конторой… представляющей разновидность «Геркулеса», известного из бессмертного произведения Ильфа и Петрова». По словам В. А. Стрелецкого, одного из руководителей Службы безопасности президента Б. Н. Ельцина, эта организация была «весьма странной, нечто вроде конторы “Рога и копыта”». С 09.11.1994 г. заместитель Председателя Правительства РФ. Выдвиженец секретаря Совета безопасности РФ О. И. Лобова. Занимался вопросами отношений со странами СНГ. С 21.11.1994 г. одновременно председатель Межгосударственного комитета СНГ по экономике, планировавшегося по образцу Комиссии европейского сообщества в виде надгосударственной структуры. По положению о федеральной государственной службе, с момента назначения на должность вице-премьера он должен был прекратить коммерческую деятельность. Но не прекратил. По свидетельству В. А. Стрелецкого, в финансовых документах «Высокоскоростных магистралей» за 1995 г. А. А. Большаков фигурировал в качестве заместителя председателя правления этого акционерного общества. А. А. Большаков добился замены министра путей сообщения Г. М. Фадеева на А. А. Зайцева, бывшего начальника Октябрьской железной дороги, своего давнишнего приятеля, с которым вместе создавал проект «Высокоскоростных магистралей». «Связывало Большакова и Зайцева и еще кое-что: они были соучредителями другой коммерческой фирмы» (Стрелецкий В. А. Мракобесие… М., 1998. С. 86). С апреля 1996 г. заместитель председателя Исполнительного комитета Сообщества Белоруссии и России. Находился постоянно в тени, не выходил на первые роли. С 15.08.1996 г. по март 1997 г. первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В отсутствие Председателя Правительства В. С. Черномырдина оставался за него. Курировал вопросы государственного управления в сфере промышленного производства, строительства, транспорта и связи, использования природных ресурсов. Настоял на трудоустройстве в Москве оставшегося без работы после поражения А. А. Собчака на выборах экс-вице-мэра Санкт-Петербурга В. В. Путина, которого хотел взять своим заместителем неожиданно уволенный глава президентской администрации Н. Д. Егоров: «И на каком-то приеме — это я уже позднее узнал — он (Большаков. — Н. З.) Бородину и говорит: “Что же вы? Обещали трудоустроить человека и бросили, он так без работы и сидит”. Бородин обиделся: “Да не бросал я его. Там все ваш дружок Чубайс переломал”. “Ну и возьми его тогда к себе”, предложил Большаков. Бородин считал, что я к нему в Управление делами не пойду, потому что привык к другой работе. Большаков настаивал: “Ну, тогда придумай что-нибудь”. На том и разошлись. Бородин обещал придумать. И придумал, но об этом я узнал позднее» (От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000. С. 120). В. В. Путин такое внимание к себе со стороны А. А. Большакова объяснял тем, что когда А. А. Большаков, будучи не у дел, появлялся иногда в Смольном, В. В. Путин ни разу его не заставлял ждать. Сразу все дела прекращал, всех выгонял, сам выходил в приемную: «Алексей Алексеевич, заходите». По признанию В. В. Путина, у него с А. А. Большаковым никогда не было близких отношений, но уважительное отношение к себе со стороны заместителя А. А. Собчака он запомнил. В. В. Путину предложили должность начальника Управления администрации президента по связям с общественностью, он согласился, но А. А. Большакову показалась эта должность незначительной, он снова переговорил с П. П. Бородиным, и тот взял В. В. Путина своим заместителем. С сентября 1996 г. по март 1997 г. А. А. Большаков был заместителем председателя оргкомитета по подготовке г. Санкт-Петербурга к конкурсу городов — кандидатов на право проведения Игр XXVIII Олимпиады 2004 г. С октября 1997 г. председатель Совета по присуждению премий Правительства РФ в области качества. Несмотря на высокий государственный пост, продолжал руководить рядом петербургских фирм: «В АОЗТ «Арсенал» ему принадлежало 60 % капитала, в ЗАО «Шелонь» — 50 %, в ЗАО «Тагрань» — 20 %, в российско-американском торгово-промышленном обществе «Евротрейд» — 10 %, в АОЗТ «Аргус» — 3 %. Акционером и совладельцем «Евротрейд» был и наш старый знакомый — «железнодорожник» Зайцев» (Там же. С. 86). А. А. Большаков не только не вышел из состава учредительных коммерческих структур, но и создал новые: торговые фирмы ALD и ComSky, в которых ему принадлежало соответственно 60 и 33,4 процента акций. На служебной записке, подготовленной Службой безопасности президента, Б. Н. Ельцин написал резолюцию: «Егорову. Проверить и доложить». Руководитель администрации президента Н. Д. Егоров подтвердил эти данные. Но Б. Н. Ельцин не отправил А. А. Большакова в отставку. Произошло это позднее, когда в правительство пришел А. Б. Чубайс, который как мог выталкивал из состава кабинета ставленников В. С. Черномырдина. 17.03.1997 г. освобожден от должности первого заместителя Председателя Правительства РФ в связи с изменением структуры правительства. С 1997 г. председатель попечительского совета Фонда развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. В июне 1998 г. распоряжением президента Б. Н. Ельцина строительство скоростной железной дороги между Петербургом и Москвой было заморожено. В 2002 г. министр путей сообщения Г. М. Фадеев заявил, что сконструированный и построенный в одном экземпляре скоростной поезд «Сокол» непригоден для эксплуатации. По мнению Г. М. Фадеева, уже существующая магистраль после запланированной реконструкции будет способна пропускать сверхскоростные поезда. Проект «Высокоскоростные магистрали» признан ненужным. По итогам обращения Счетной палаты РФ Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено уголовное дело в отношении РАО «Высокоскорстные магистрали». В январе 2003 г. Министерство финансов РФ списало его долг перед федеральным бюджетом в сумме 2,7 млрд рублей. Взамен неизвестно на что растраченных денег государство получило большую яму, выкопанную в Санкт-Петербурге под фундамент нового вокзала для приема и отправления сверхскоростных поездов, которые так и не появились. А. А. Большаков лауреат Государственной премии СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями. Был членом КПСС по 21.08.1991 г. Женат, есть два сына.
Источник: Самые открытые люди. Энциклопедия биографий. 2004