Большеказакбаевский 2-й курганный могильник

Найдено 1 определение
Большеказакбаевский 2-й курганный могильник
многослойный археологический памятник. Находится в 2 км к северу от с. Бол. Казакбаево и в 3,5 км к югу от с. НовоБурино на правом берегу р. Караболка (Челябинская обл.). Насыпи диаметром ок. 30 м расположены вдоль береговой линии на протяжении более 600 м. Памятник состоит из 32 курганов, сосредоточенных на двух мысах коренного берега. В контексте исламизации Юж. Урала наибольший интерес представляет курган № 20. Первоначально курган был сооружен как погребальное сооружение эпохи бронзы. Он представляет собой земляную насыпь (8 м в диаметре), включающую кольцо (диаметром 4–6 м) из вертикально поставленных каменных блоков (размерами до 100 х 40 х 30 см). В центре кольца находилась могильная яма подквадратной формы. Могила полностью разграблена. В заполнении встречены мелкие кальцинированные кости, происходящие с места сожжения с очень высокой температурой (до 800 єС), и фрагменты керамики федоровского типа. Значительно позднее в период средневековья курган был повторно использован как место захоронения. В этот период в кургане было совершено 21 захоронение. Почти все они безынвентарные. Кладбище сориентировано по пространству кургана. Ни одна могила не прорезает центр. могильную яму (бронзового века), все мус. погребения совершены в вост. половине кургана. На зап. половине совершено лишь одно захоронение по «христианскому» обряду. В юж. половине вост. части кургана похоронен мужчина, в сев. половине находятся все женские погребения. Детские погребения располагаются более дисперсно, но преимущественно в сев. части. Лишь одно погребение взрослого человека находится между сев. и юж. половинами (попало как раз в бровку). Оно ограничивает с востока вскрытое погребальное поле и является своеобразным. Ни одна могила не перерезает другую, хотя они могут находиться очень близко друг к другу. Разновременность (временная последовательность) погребений подтверждается стратиграфией насыпи некрополя (кургана). Имеется случай детского двойного погребения, когда один ребенок был погребен точно над другим. Вероятно, могилы имели наземные (деревянные?) обозначения. Глубже всех похоронен мужчина. Ближе всего к дневной поверхности хоронились дети. Женские погребения являются средними по глубине. Типичным для раскопанного кладбища является след. положение: ориентация погребения головой на запад или СЗЗ, лицевой отдел черепов обращен на восток, юго-восток или юг; скелеты прижаты или придвинуты к левой стенке могильной ямы, в нескольких случаях есть левые подбои, они располагаются на правом полубоку (что достигается неровностью могильного дна или упором в стенку); ноги выпрямлены; правая рука вытянута вдоль тела, левая согнута в локте; левая кисть покоится на правой. Над скелетами фиксировался древесный тлен – остатки перекрытия. По положению элементов скелета можно заключить, что трупы не туго пеленались. Это является каноническим раннемус. обрядом. В раскопанном некрополе примечательно, что во многих погребениях хотя бы одна черта из вышеописанного обряда отличается от типичного (канонического) положения. Это дает понимание фактического воплощения фиксированных погребальных ритуалов и позволяет лучше реконструировать ингумационную практику доисторического прошлого. Помимо типичных погребений, были встречены два оригинальных. 1) «Христианское»: молодая женщина была похоронена в зап. половине кургана. Костяк располагался на задней поверхности, ноги выпрямлены, руки скрещены на груди. Вокруг скелета был обнаружен тлен гроба (гробовища). Ориентация головного конца могилы на северо-запад, лицевой отдел скелета обращен на юго-восток. Налицо христианский погребальный обряд. Однако слом костей черепа указывает на то, что на скелет рухнуло располагающееся на некоторой высоте перекрытие. 2) «Шаман-гермафродит»: это погребение является самым вост. и находится как раз на границе между сев. и юж. половинами кургана. Только над этой могилой были обнаружены крупные и средние камни (видневшиеся на дневной поверхности). Под камнями были обнаружены нижняя челюсть и трубчатая кость крупного рогатого скота (тоже единственная находка). Сама могильная яма имеет выраженный подбой. В области правого уха было обнаружено замкнутое кольцо из светлого металла (серебро?) с позолотой – не снимающаяся серьга (единственный артефакт в поздней части могильника). Обращает на себя внимание, что определение пола этого человека, умершего в возрасте 17–18 лет, вызвало серьезные затруднения, т.к. часть полоопределяющих признаков имеет женский характер, часть – мужской. По совокупности пол все же определен как женский (?). Исследователи приходят к выводу, что 20-й курган является захоронением кровных родственников. По крайней мере это верно по отношению к взрослым и детям. Основанием тому является повышенная частота дискретных признаков, как это представляется при первичном просмотре, и наличие редких генетических маркеров. Население, оставившее кладбище, проживало в плохих условиях жизни, т.к. даже при беглом осмотре все погребенные имеют патологии инфекционного (напр., болезни пародонта) и/или дистрофического (напр., рахит, анемия) происхождения. Это может означать, что эта группа изменила или среду обитания, или образ жизни, или это обычная ситуация для незнатного рода (не описанная еще в литературе) и в случае с 20-м курганом имеется редкий случай полного раскапывания кладбища такого рода. Демографическая ситуация кладбища: 1 мужчина (возраст смерти 35–40 лет), 6 женщин разл. возраста (от 11 до 50 лет), 13 детей (от новорожденных до 3 лет). Археологи приходят к выводу, что раскопанный могильник является кладбищем, принадлежавшим одной малой семье и действовавшим на протяжении взрослой жизни главы семьи. В этой связи тем более интересным является положение человека, похороненного в «шаманском» погребении. Радиоуглеродная дата определяет возраст погребений в рамках сер. XI – сер. XIII вв. Могильник в силу его полной археологической и антропологической изученности является уникальным для изучения процессов проникновения и установления христианства и ислама на тер. Урала и их взаимодействия. Лит.: Корякова Л.Н., Ряжев Д.И., Ковригин А.А., Шарапова С.В., Берсенева Н.А. Средневековый комплекс Большеказакбаевского 2-го могильника // 120 лет археологии восточного склона Урала. Первые чтения памяти В.Ф. Генинга. Материалы науч. конф. Ч. 2. – Екатеринбург, Корякова Л.Н., Стефанов В.И., Микрюкова О.В., Берсенева Н.А., Шарапова С.В. Позднебронзовый могильник близ села Больше-Казакбаево на севере Челябинской области (к 80-летию со дня рождения В.Ф. Генинга). Сб. науч. трудов // Археология Урала и Западной Сибири. – Екатеринбург, 2005, с. 147–61; Корякова Л.Н., Ковригин А.А., Шарапова С., Берсенева Н. Большеказакбаевский 2-й курганный могильник; Ражев Д. Антропологический анализ Большеказакбаевского 2-го могильника. – http://www2.usu.ru/archlaboratory/win/Bkaz/ zaural3.htm К.Ш.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009