Большой императорский дворец

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Большой императорский дворец
другое название - Священный дворец. Огромный комплекс зданий, занимавший около 100 тысяч кв. метров в юго-восточной части Константинополя, на берегу Босфора и Мраморного моря. Начал создаваться с V - VI веков и оставался главной царской резиденцией до конца XI века, когда эта роль перешла к императорскому дворцу в северо-западной оконечности столицы - во Влахернах, у истоков бухты Золотой Рог. Большой императорский дворец включал массу зданий с нескончаемой анфиладой палат - триклиниев, покоев - кувикл, а также храмы, часовни, сады - кипии, крытые и открытые цистерны для воды, галереи, веранды, даже две тюрьмы (Халки и Нумер) и Циканистр - ипподром для верховой игры в мяч. Особенно расстраивался и богато отделывался в правление василевса Феофила (829- 842 гг.). Специальный крытый переход соединял дворцовые триклинии с кафисмой - императорской ложей на открытом Большом ипподроме или Театре, как его еще называли византийцы. Ипподром вмещал не менее 40 тысяч человек, на нем происходили конные скачки, состязания колесниц, представления мимов, всевозможные церемонии, зрелища.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

БОЛЬШОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ
в Константинополе, выходивший на площадь Августеон, был построен при императоре Константине I (272 – 337), но достраивался и перестраивался на протяжении нескольких веков. Согласно Евсевию Памфилу («Жизнеописание Константина I», IV в.), над входом во дворец была помещена написанная «цветными красками» картина: на ней Константин I низвергал в бездну дракона – олицетворение «безбожников», преследовавших «церковь божию». Над головой императора находилось «спасительное знамение», силою которого был низвергнут в «морские бездны» «тайный враг рода человеческого». В дворцовый комплекс входили помещения для императорской семьи и его ближайших сановников, окруженные садами и фонтанами, для дворцовой охраны, залы для приемов (Триклиний жемчуга, Эрос, Камелас, Мусикос и другие, описанные в хрониках), термы, церковь, часовня, мастерские и скриптории, малый ипподром, где титулованные лица во главе с василевсом развлекались конной игрой в мяч. В портике дворца находилась библиотека на семь тысяч книг. Основные строения, завершавшиеся террасами и аркадами, спускались уступами к Мраморному морю. Большой дворец сообщался с императорской ложей – кафисмой – на столичном ипподроме, в которую вела торжественная купольная зала – Халка, перестроенная при Юстиниане I и украшенная бронзовой позолоченной кровлей и мозаичными композициями (Юстиниан, его жена Феодора и члены синклита празднуют триумф над побежденными вандалами и готами). Полагают, что в годы правления Юстиниана (527 – 565) было начато создание мозаичных полов во дворе и в интерьерах Большого дворца. Сохранились фрагменты мозаичного пола во дворе дворца; их основной темой был животный и растительный мир, охота, дети, едущие на верблюдах, пастухи и рыболовы. В орнамент мозаичных полов в залах дворца были включены стилизованные головы с точно переданными чертами лица (выразительные глаза, четкий рисунок бровей, носа и рта). Предполагают, что это портретные изображения готских вождей, воевавших с Византией. В многочисленных мастерских Большого дворца изготовлялись знаменитые шелка, одежда, драпировки и занавеси для дворцов и церквей, производились эмали и обрабатывались металлы. В одном из триклиниев Большого дворца совершалась церемония избрания патриарха. В центре зала устанавливался деревянный помост, покрытый пурпурной тканью, на который ставился императорский золотой трон. Между стеной и царским местом стоял трон голубого цвета, покрытый златотканой материей и предназначенный для кандидата в патриархи. Оба трона были скрыты от архонтов, располагавшихся в триклинии, златоткаными занавесями. После того, как император и кандидат в патриархи занимали места на тронах, занавеси поднимались, император и будущий патриарх одновременно вставали, архонты провозглашали здравицу в их честь. Патриарха подводили к трону императора, который вручал ему золотой патриарший жезл, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Патриарх благословлял его и направлялся к своему трону. Занавеси опускались. Император возвращался в свои покои, а патриарх верхом на коне, покрытом белоснежной или белой с золотыми украшениями попоной, отправлялся в храм св. Софии и устраивал трапезу для архиереев. При Юстине II (565 – 578) была построена тронная «золотая» зала – Хрисотриклиний в форме восьмигранника, перекрытого куполом. Здесь происходили торжественные приемы. В восточной части зала, имевшей форму апсиды, находился императорский трон. Полы были украшены мозаиками на самые разнообразные сюжеты: пантера нападает на лань, слон борется с леопардом, орел терзает змею, крестьянин доит козу, рыбак удит рыбу, мальчик на ослике, ребятишки, едущие на верблюде, сцены битв, состязаний на ипподроме и др. При императореиконоборце Феофиле (829 – 842) появилось еще несколько зданий: двухэтажный тронный зал Триконх с тремя апсидами (конхами), с высокой крышей, покрытой позолотой, колоннами из разноцветного мрамора и мозаиками; Сигма в форме греческой буквы, инкрустированная многоцветным мрамором; тронный зал Магнавра с многочисленными механическими приспособлениями, созданными ученым Львом Математиком. «Диковинки» и «чудеса» Магнаврского дворца, где происходили приемы послов, были описаны Георгием Монахом, Продолжателем Феофана, Константином VII Багрянородным, Константином Манасси, послом германского короля Оттона I Лиутпрандом Кремонским, рассказывавшими об органахавтоматах из золота, огромных платанах, львах, грифонах. Посол итальянского короля Беренгара, побывавший в Константинополе в 949 г., оставил следующую запись: «Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но во всяком случае позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев». В глубине одного из зданий комплекса был сооружен Мистерион, обладавший необыкновенным акустическим эффектом: слово, тихо произнесенное в одном углу, было хорошо слышно в другом. В центре открытого двора Сигмы был расположен бронзовый фиал (чаша для возлияний), отделанный серебром. Здесь же находились мраморные трибуны, бассейн и фонтан с обильными струями из львиных пастей. В дни многочисленных праздников в этой части дворца устраивались представления, после которых присутствующих (сановников, димархов, представителей горожан, венетов и прасинов) угощали. Никифор II Фока (963 – 969) обнес Большой дворец прочной стеной. После завоевания Византии туркамиосманами в 1453 г. Большой императорский дворец стал резиденцией турецкого султана.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012