Пьер Огюстен Карон (1732–1799) — французский драматург, воплотивший в своем творчестве принципы сценического реализма: широкий охват жизненных явлений, психологическая и социальная достоверность. Вслед за теоретиком «мещанской драмы» Д. Дидро Бомарше утверждал, что следует показывать со сцены образцы добродетели и долга, носителя-ми которых было третье сословие — буржуа, что «земное величие человека» зависит не от его проис-хождения, а от его ума, способностей, действий и поступков. «Чудесный герой» (А. С. Пушкин) трилогии Бомарше («Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», 1773 г.; «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1779 г.; «Преступная мать, или Второй Тартюф», 1792 г.) философ-слуга Фигаро протестует против сословного общества, его чванства и парази-тизма, смело вступает в борьбу за свое счастье и одер-живает победу над всесильным вельможей. Как писал
А.И.Герцен, в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» «все живое, трепещет огнем, умом, критикой, и. следовательно, оппозицией». Большой успех имели оперы, написанные на сюжеты пьес Бомарше: «Севильский цирюльник» Дж. Паизиелло (1782 г.) и Дж. Россини (1816 г.), «Свадьба Фигаро» Моцарта (1786 г.).
БОМАРШЕ
БОМАРШЕ
БОМАРШЕ
Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (1732, Париж – 1799, там же), французский писатель. Родился в семье ремесленника, сам проявил способности к ремеслу и изобретательству. Стал придворным часовщиком, затем – учителем игры на арфе дочерей Людовика XIV, купил дворянство. Участвовал в придворных интригах и скандалах, пытался разбогатеть, пускаясь в различные финансово-экономические предприятия. Светская жизнь и судебные разбирательства стали главными темами Бомарше-писателя в «Мемуарах» (1773–74), принесших ему популярность и симпатии читателей. Описанная в «Четвертом мемуаре» история спасения чести сестры Бомарше, обманутой испанским журналистом Клавихо, привлекла внимание И. В. Гете, написавшего по мотивам этого сюжета пьесу «Клавиго» (1774). Как драматург Бомарше начал с сочинения «парадов» – фарсово-комических пьес для частных театров. Заинтересовавшись новыми тенденциями в драматургии, стал сторонником идей Д. Дидро. Своей драме «Евгения» (1767) Бомарше предпослал большое «Эссе о серьезном драматическом жанре», но как сочинитель сентиментальных драм не преуспел. Славу писателю принесли пьесы о Фигаро: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (1775), «Женитьба Фигаро, или Безумный день» (1783–84). Используя в «Севильском цирюльнике» традиционные комедийные ситуации и типы (влюбленный дворянин отвоевывает возлюбленную у старика-опекуна с помощью ловкого слуги), Бомарше оригинально трансформирует их, наполняет свежим и живым содержанием, превращая цирюльника Фигаро в близкий самому автору образ поэта-авантюриста. Оригинальная идея создать драматическое продолжение «Севильского цирюльника» позволила писателю развить комедийные характеры Альмавивы, Розины, Бартоло, Базиля и главное – самого Фигаро. В «Женитьбе Фигаро» он выступает уже не помощником протагониста, а главным героем. Веселость и легкость диалогов, изобретательность комических интриг сочетаются в пьесе с изображением серьезных этико-психологических ситуаций и демократическим критическим пафосом, особенно ярко выраженным в последнем монологе Фигаро. В заключительной части трилогии о Фигаро – «Преступная мать» (пост. 1792) – сатирическая комедия сменяется мелодрамой: характеры постаревших героев меняются, иными становятся и их отношения: преданный слуга Фигаро восстанавливает мир в семье раскаявшегося графа.
По пьесам Бомарше написаны оперы «Севильский цирюльник» (Дж. Россини, 1816), «Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт, 1786).
По пьесам Бомарше написаны оперы «Севильский цирюльник» (Дж. Россини, 1816), «Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт, 1786).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006