БОМАРШЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОМАРШЕ
Пьер Огюстен Карон (1732–1799) — французский драматург, воплотивший в своем творчестве принципы сценического реализма: широкий охват жизненных явлений, психологическая и социальная достоверность. Вслед за теоретиком «мещанской драмы» Д. Дидро Бомарше утверждал, что следует показывать со сцены образцы добродетели и долга, носителя-ми которых было третье сословие — буржуа, что «земное величие человека» зависит не от его проис-хождения, а от его ума, способностей, действий и поступков. «Чудесный герой» (А. С. Пушкин) трилогии Бомарше («Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», 1773 г.; «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1779 г.; «Преступная мать, или Второй Тартюф», 1792 г.) философ-слуга Фигаро протестует против сословного общества, его чванства и парази-тизма, смело вступает в борьбу за свое счастье и одер-живает победу над всесильным вельможей. Как писал
 А.И.Герцен, в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» «все живое, трепещет огнем, умом, критикой, и. следовательно, оппозицией». Большой успех имели оперы, написанные на сюжеты пьес Бомарше: «Севильский цирюльник» Дж. Паизиелло (1782 г.) и Дж. Россини (1816 г.), «Свадьба Фигаро» Моцарта (1786 г.).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

БОМАРШЕ
Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (1732, Париж – 1799, там же), французский писатель. Родился в семье ремесленника, сам проявил способности к ремеслу и изобретательству. Стал придворным часовщиком, затем – учителем игры на арфе дочерей Людовика XIV, купил дворянство. Участвовал в придворных интригах и скандалах, пытался разбогатеть, пускаясь в различные финансово-экономические предприятия. Светская жизнь и судебные разбирательства стали главными темами Бомарше-писателя в «Мемуарах» (1773–74), принесших ему популярность и симпатии читателей. Описанная в «Четвертом мемуаре» история спасения чести сестры Бомарше, обманутой испанским журналистом Клавихо, привлекла внимание И. В. Гете, написавшего по мотивам этого сюжета пьесу «Клавиго» (1774). Как драматург Бомарше начал с сочинения «парадов» – фарсово-комических пьес для частных театров. Заинтересовавшись новыми тенденциями в драматургии, стал сторонником идей Д. Дидро. Своей драме «Евгения» (1767) Бомарше предпослал большое «Эссе о серьезном драматическом жанре», но как сочинитель сентиментальных драм не преуспел. Славу писателю принесли пьесы о Фигаро: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (1775), «Женитьба Фигаро, или Безумный день» (1783–84). Используя в «Севильском цирюльнике» традиционные комедийные ситуации и типы (влюбленный дворянин отвоевывает возлюбленную у старика-опекуна с помощью ловкого слуги), Бомарше оригинально трансформирует их, наполняет свежим и живым содержанием, превращая цирюльника Фигаро в близкий самому автору образ поэта-авантюриста. Оригинальная идея создать драматическое продолжение «Севильского цирюльника» позволила писателю развить комедийные характеры Альмавивы, Розины, Бартоло, Базиля и главное – самого Фигаро. В «Женитьбе Фигаро» он выступает уже не помощником протагониста, а главным героем. Веселость и легкость диалогов, изобретательность комических интриг сочетаются в пьесе с изображением серьезных этико-психологических ситуаций и демократическим критическим пафосом, особенно ярко выраженным в последнем монологе Фигаро. В заключительной части трилогии о Фигаро – «Преступная мать» (пост. 1792) – сатирическая комедия сменяется мелодрамой: характеры постаревших героев меняются, иными становятся и их отношения: преданный слуга Фигаро восстанавливает мир в семье раскаявшегося графа.
По пьесам Бомарше написаны оперы «Севильский цирюльник» (Дж. Россини, 1816), «Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт, 1786).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Диалог о «Свадьбе Фигаро»: проблема власти и сопротивления в пьесе О. Бомарше и опере В. -А. Моцарта

Шапинская Екатерина Николаевна
Авторы обсуждают проблему властных отношений и их репрезентаций в зависимости от историко-культурного контекста.
Читать PDF
0.00 байт

Бомарше и музыкальный театр России и Испании второй половины XVIII века

Будыка Житкова Ольга Константиновна
В статье рассматривается распространение творчества Бомарше в русском и испанском музыкальном театре второй половины XVIII века. События освещены в контексте эпохи.

Похожие термины:

  • Бомарше, –Корон, Педро–Августин, Пьер–Огюст

    Известный французский музыкант и композитор 18 века. Родился в Париже 24 января 1732 г. Своим образованием занимался самостоятельно; с ранних юношеских лет занялся гитарой, которую страстно любил. Поз
  • ПЬЕР-ОГЮСТЕН БОМАРШЕ

    1732–1799) Великий драматург, автор «Женитьбы Фигаро» и «Севильского цирюльника», Бомарше больше половины своей жизни провел в спекуляциях, распрях, публичных скандалах, дуэлях, арестах, тюремных зак