Бомбардировочная авиация

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бомбардировочная авиация
род военной авиации, предназначенный для поражения группировки войск (сил) противника, его наземных и морских объектов бомбами и ракетами; привлекается также для ведения воздушной разведки.

Источник: Словарь военных терминов

БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
род авиации, формирование которого в русской армии началось в первой мировой войне. В декабре 1914 по приказу военного ведомства стала создаваться эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». К марту 1915 была образована самостоятельная авиационная часть из 10 самолетов. На нее возлагались задачи по нанесению бомбовых ударов по оборонительным укреплениям, сооружениям, железнодорожным объектам, уничтожению войск противника на поле боя, их резервов, обозов, самолетов, ведению воздушной разведки.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
в годы ВОВ являлась основной ударной силой советских ВВС. На ее долю приходится свыше 500 тыс. т бомб из 660 тыс. т бомб, сброшенных на врага советскими летчиками. К началу войны бомбардировочная авиация по своему оперативно‑тактическому предназначению делилась на ближнюю бомбардировочную авиацию и дальнюю бомбардировочную авиацию Главного Командования.
Ближняя бомбардировочная авиация (ББА) предназначалась для непосредственного тактического взаимодействия с наземными войсками на поле боя и действий в войсковом и оперативном тылу противника в интересах боя и операции наземных войск. Организационно она состояла из бомбардировочных авиационных дивизий, которые являлись высшими тактическими соединениями и входили в состав ВВС округов (с началом войны – ВВС фронтов). Каждая дивизия имела от двух‑трех до четырех‑шести авиаполков, состоящих из пяти эскадрилий по 12 самолетов (62 самолета в авиаполку). Авиационный полк являлся основной тактической единицей и предназначался для решения отдельных тактических задач как в составе авиадивизии, так и самостоятельно. Бомбардировочная авиационная эскадрилья состояла из четырех звеньев трехсамолетного состава и была основным тактическим подразделением.
Помимо однородных авиационных дивизий ближняя (в дальнейшем фронтовая) бомбардировочная авиация была представлена также бомбардировочными авиационными полками смешанных авиационных дивизий (по два‑три бап в каждой дивизии).
Всего на 22 июня 1941 в ВВС западных приграничных военных округов (Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского) насчитывалось 48 бомбардировочных авиационных полков (7 авиационных дивизий), а общий удельный вес бомбардировщиков составлял 31 %.
Основным типом фронтового бомбардировщика накануне войны был самолет СБ, состоявший на вооружении с 1935 г. Самолет Пе‑2, превосходивший немецкие бомбардировщики такого же типа Ю‑87 и Ю‑88, стал поступать на вооружение лишь в начале 1941. К началу войны боевое применение нового самолета, особенно бомбометание с пикирования, находилось в начальной стадии освоения.
Авиационные полки, вооруженные самолетами СБ, были подготовлены к боевым действиям днем в простых метеорологических условиях со средних высот. К действиям в сложных метеорологических условиях и ночью было подготовлено только 15,6 % экипажей. В каждом авиаполку для полетов ночью была подготовлена одна эскадрилья. Все это не позволяло полноценно использовать боевые возможности частей и соединений бомбардировочной авиации.

Самолёт СБ
(фронтовой скоростной бомбардировщик)
Дальняя бомбардировочная авиация (ДБА) предназначалась для ударов по глубокому тылу противника в целях подрыва его военно‑экономической мощи, для уничтожения линейных сил военно‑морского флота, авиации и глубоких оперативных резервов, борьбы с железнодорожными, морскими и автомобильными перевозками. В отдельных случаях она могла привлекаться для поражения живой силы и боевых средств противника на поле боя. Накануне войны ДБА состояла из пяти авиационных корпусов и трех отдельных авиационных дивизий. Корпус состоял из двух дивизий, дивизия – из трех‑четырех авиаполков по 61 самолету в каждом. Четыре авиакорпуса и одна отдельная авиационная дивизия (всего 9 дивизий, 29 авиационных полков) дислоцировались в Европейской части СССР, 5‑й авиакорпус находился на Дальнем Востоке в стадии формирования.
Основными типами состоявших на вооружении дальних бомбардировщиков являлись самолеты ДБ‑3 разных модификаций (до 86 % самолетного парка ДБА) и ТБ‑3 (14 %). Новейших самолетов ТБ‑7 (Пе‑8) в строевых частях было всего 11.
Новые советские самолеты не только не уступали, но по ряду важных показателей превосходили бомбардировщики противника. Однако в то время их было еще слишком мало.
Опыт боевых действий ВВС за первые недели войны показал несовершенство организационной структуры авиационных соединений и частей. Как отмечалось в директивном письме Ставки Верховного Командования командующим фронтами от 15 июля 1941, многополковые дивизии и авиационные полки 62‑самолетного состава оказались «…очень тяжеловесны, громоздки и непригодны для маневренных боев». Кроме того, указывалось в письме, громоздкость полков «мешает рассредоточению самолетов на аэродромах и облегчает противнику возможность уничтожать их на земле». В связи с этим Ставкой ВГК было признано целесообразным постепенно перейти к организации авиационных полков в 30 самолетов и авиационных дивизий двухполкового состава.
10 августа 1941 был издан приказ командующего ВВС Красной Армии, по которому в соответствии с решением ГКО бомбардировочные авиационные полки стали формироваться трехэскадрильными, смешанными, в 32 самолета (2 бомбардировочные и 1 истребительная авиационная эскадрилья по 10 самолетов каждая и 2 бомбардировщика в управлении полка).
Однако 20 августа 1941 последовал приказ Народного Комиссара Обороны, в котором говорилось: «Ввиду того, что новые самолеты, вроде Ил‑2, Пе‑2, Як‑1 и т. д., являются грозным оружием против врага и необходимо их иметь на всех фронтах, тогда как промышленность пока не успевает удовлетворять потребности фронтов… впредь все авиационные полки, получающие новую материальную часть, формировать в составе двух эскадрилий по 9 самолетов в каждой и двух самолетов для командира полка и его заместителя. Всего 20 самолетов в полку».
Успешное развитие советской авиационной промышленности, из месяца в месяц наращивавшей выпуск боевых самолетов, позволило уже в 1942 восстановить довоенный боевой состав ближнебомбардировочной авиации и вооружить ее в основном пикирующими бомбардировщиками. Появились материальные условия для новой структуры авиационных полков. К концу 1943 после ряда изменений в штатах полки бомбардировочной авиации состояли из трех эскадрилий с общим составом 32 самолета. Бомбардировочные авиационные дивизии перешли на трехполковой состав и насчитывали до 100 самолетов. Такие авиационные соединения и части могли успешно решать различные тактические и оперативные задачи, в течение длительного срока сохранять боеспособность. Эта организация полков бомбардировочной авиации сохранялась до конца войны.
Осенью 1941 было положено начало созданию ночной легкобомбардировочной авиации (НЛБА). Вначале это были отдельные полки, а с мая 1942 в составе воздушных армий уже появились первые ночные бомбардировочные дивизии. Фронтовая (ближняя) бомбардировочная авиация стала подразделяться на дневную и ночную. Основным типом ночного бомбардировщика являлся самолет По‑2 (У‑2), на долю которого приходится 55 % общего числа самолето‑вылетов бомбардировщиков.
В ходе ВОВ самолетный парк фронтовой бомбардировочной авиации рос не только количественно, но и качественно. В 1943 подвергся некоторым конструктивным изменениям основной фронтовой бомбардировщик Пе‑2. На нем были поставлены новые более мощные моторы М‑105ПФ и дополнительные топливные баки, что заметно улучшило летно‑тактические характеристики самолета. В том же году на вооружение поступил новый самолет Ту‑2. Это был двухмоторный бомбардировщик с максимальной скоростью полета 550 км/ч и дальностью полета 2250 км. Он имел хорошее вооружение (три пулемета калибра 12,7 мм, две 20‑мм пушки) и значительную для своего типа бомбовую нагрузку (2000 кг). Улучшилось вооружение и оснащение частей бомбардировочной авиации радиотехнической аппаратурой, что позволило бомбардировщикам расширить свои действия в сложных метеорологических условиях. На 1 января 1944 новые самолеты в бомбардировочной авиации составляли 74,3 % самолетного парка.

Двухмоторный бомбардировщик Ту‑2
Некоторая часть авиаполков имела на вооружении бомбардировщики Ил‑4 (ДБ‑Зф), а также американские самолеты А‑20 («Бостон‑3») и Б‑25. Однако иностранные бомбардировщики составляли менее 9 % общего числа самолетов, полученных ближнебомбардировочной авиацией за время войны.
Фронтовая бомбардировочная авиация в годы войны выполняла следующие задачи: действовала по войскам и технике противника (свыше 82 % всех ее самолето‑вылетов), нарушала коммуникации противника (более 8 %), наносила удары по вражеским аэродромам (около 4 %), вела воздушную разведку (около 5 %). Таким образом, главные усилия фронтовой бомбардировочной авиации направлялись на непосредственную поддержку сухопутных войск.
Важнейшими принципами ее боевого использования были: массированное применение для поражения ограниченного числа объектов на узком участке фронта и на направлении главного удара, внезапность ввода бомбардировщиков в действие и нанесения ударов по тем или иным объектам; экономия сил и средств в периоды затишья в операциях наземных войск. В директиве от 16 июня 1943 командующий ВВС Красной Армии требовал от командующих воздушными армиями «в периоды затишья на фронте прекращать бесцельные боевые полеты…».
В июле – августе 1941 в связи с тяжелыми потерями, понесенными в самолетном парке, авиационные корпуса ДБА были расформированы. С этого времени ДБА организационно состояла из отдельных дальнебомбардировочных дивизий.
В марте 1942 в соответствии с постановлением ГКО части и соединения ДБА были преобразованы в авиацию дальнего действия (АДД), подчиненную непосредственно Ставке ВГК. На 1 мая 1942 она состояла из 21 авиаполка, сведенного в 8 авиационных дивизий, и насчитывала 450 самолетов. К1943 АДД возросла количественно и качественно. 30 апреля 1943 ГКО принял решение об организации в ней 8 авиационных корпусов вместо имевшихся 11 отдельных авиационных дивизий. Общее число самолетов в составе АДД было доведено до 700.
Организация АДД имела целью создать мощную группировку авиации для действий по объектам оперативного и стратегического тыла противника. Однако к моменту ее создания обстановка на фронтах требовала концентрации всей ударной авиации в первую очередь для оперативного, а также тактического взаимодействия с сухопутными войсками. Поэтому 40 % всех самолето‑вылетов АДД было использовано для поддержки сухопутных войск непосредственно на поле боя и лишь 3,2 % – на удары по объектам глубокого тыла.
В декабре 1944 авиация дальнего действия была переформирована в 18‑ю воздушную А и передана в непосредственное подчинение командующему ВВС Красной Армии. В ходе развернувшегося на заключительном этапе войны мощного наступления Красной Армии части и соединения 18 ВА активно участвовали в боевых действиях совместно с воздушными армиями фронтовой авиации.
В ходе войны самолетный парк АДД качественно менялся. Был снят с вооружения тяжелый бомбардировщик ТБ‑3. В 1943 на самолеты Пе‑8 были установлены дизельные моторы М‑30Б, благодаря чему дальность их полета превысила 5000 км. С учетом боевого опыта шел непрерывный процесс усовершенствования и самолета Ил‑4, являвшегося на протяжении всей войны основным типом дальнего бомбардировщика. На вооружении АДД находились также переоборудованные в вариант бомбардировщика транспортные самолеты Ли‑2, особенно успешно применявшиеся ночью. Некоторые полки были вооружены американскими бомбардировщиками Б‑25.
Как правило, все полки, входившие в состав авиационной дивизии, вооружались однотипной материальной частью.
При выполнении задач на поле боя бомбардировщики действовали преимущественно составом эскадрильи (40–45 % всех вылетов). Удары полковыми группами составляли 35–40 %.
Боевые порядки фронтовых бомбардировщиков при действиях днем за время войны больших изменений не претерпели. Основу любого боевого порядка составляло звено трехсамолетного состава, в котором самолеты чаще всего строились в «клин», реже в «пеленг» с интервалами 20–30 м и дистанциями 15–20 м. При разомкнутых боевых порядках интервалы увеличивались до 100 м, дистанции до 50 м.
В начале войны бомбардировка целей производилась преимущественно с горизонтального полета с высот от 3000 до 7000 м. Во втором и третьем периодах войны, когда улучшились летно‑тактические данные бомбардировщиков (основным фронтовым бомбардировщиком стал самолет Пе‑2), увеличилось количество истребителей прикрытия, улучшилась воздушная обстановка, высоты бомбометания с горизонтального полета были снижены до 2000–3000 м.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.