БОМБОВЫЕ УДАРЫ ПО БЕРЛИНУ

Найдено 1 определение
БОМБОВЫЕ УДАРЫ ПО БЕРЛИНУ
8 августа 1941, советская авиация, базировавшаяся на островах Моондзунд‑ского архипелага – Хиумаа и Сааремаа (Эзель) – совершила первый налет на Берлин. Это было ответом на бомбардировки гитлеровской авиации Москвы 22 июля.
8 августа 1941 пятнадцать бомбардировщиков ДБ‑3 авиаполка под командованием Евгения Преображенского сбросили на Берлин первые бомбы. Затем на столицу Германии было совершено еще девять налетов, пока Эстония не была окончательно занята наступавшими на восток фашистами.
В июне‑июле 1941, подвергшись нападению, Советский Союз терпел на западном фронте поражение за поражением, а Германия распространяла по всему миру победные реляции и обещала закончить «блицкриг» на Востоке в считанные недели. Ровно через месяц после начала войны – 22 июля – фашисты осуществили первый массированный налет на Москву, который, впрочем, был успешно отражен. Тем временем авиация западных приграничных округов несла тяжелые потери. Министр пропаганды Йозеф Геббельс кричал на весь мир, что советская авиация разгромлена, ему вторил главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг: «Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!»
Советские летчики между тем готовились ответить «ударом на удар». 27 июля 1941 года 1‑му минно‑торпедному авиационному полку 8‑й авиабригады ВВС Балтийского флота был отдан приказ Главкома Иосифа Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно‑промышленным объектам. Дальние бомбардировщики Ил‑4 считались в годы войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета и грузоподъемности. Именно на этих машинах советские летчики отправились на первую бомбардировку Берлина. В 21 час 7 августа 1941 с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель, самолеты впервые улетали на Берлин. Затем самолеты вылетали бомбить Берлин и с аэродрома города Пушкин под Ленинградом.
Летчикам предстоял тяжелый полет над контролируемой немцами территорией. маршрут проходил по линии: остров Эзель (Сааремаа) – Свинемюнде – Штеттин – Берлин на расстояние 1765 км, из них над морем 1400 км. Продолжительность полета составила 7 часов. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь высота полета, но это была не просто большая высота, а предельная – 7 тыс. метров. Температура за бортом достигала минус 35–40 градусов, из‑за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках.
В ту ночь над Берлином побывало пять самолетов 1‑го минно‑торпедного авиаполка во главе с его командиром Евгением Преображенским. Остальные отбомбились по берлинскому предместью и германскому городу‑порту Штеттину. «Мое место – Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». Эти слова радиста Василия Кротенко прозвучали в прямом эфире в ночь на 8 августа 1941 года над пылающими развалинами военных объектов столицы Третьего рейха. С тех пор в Берлине уже не решались ночью зажигать свет. Так бомбы Преображенского на три с лишним года потушили ночные огни Берлина.
Удар с воздуха был для немцев столь неожиданным, что сначала они приняли советские самолеты за свои, сбившиеся с курса. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов, и только когда на улицах Берлина начали рваться бомбы, немецкие зенитчики пришли в себя, но было поздно. Отбомбившись, советские самолеты легли на обратный курс.
На следующий день в немецких газетах появилось сообщение: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов». Англичане удивились еще больше немцев: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7–8 августа английская авиация над Берлином не летала». Немцам пришлось признать поражение от якобы уничтоженной Герингом советской авиации. И это был настоящий удар по обещанному «блицкригу».
Берлин продолжали бомбить до 5 сентября, но после оккупации фашистами Эстонии полеты с острова Эзель стали невозможны. За август‑сентябрь 1941 экипажи особой оперативной авиагруппы произвели 86 самолето‑вылетов. 33 раза самолеты долетели до Берлина, на который было сброшено фугасных и зажигательных бомб общей массой 36 тонн. Для сравнения: авиация Англии за весь 1941 год сбросила 35 бомб в районе Берлина. Из‑за воздействия сил и средств ПВО противника, а также из‑за катастроф во время взлетов, гибели при вынужденной посадке наши потери составили в общей сложности 17, а по некоторым источникам – 18 самолетов. Погибло восемь полных экипажей.
Многие летчики получили за эту операцию различные награды. В день удачной бомбежки – 8 августа – нарком обороны подписал специальный приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки Берлина», в котором, помимо благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по 2 тыс рублей и устанавливалось, что впредь такие суммы будут выдаваться каждому, принявшему участие в бомбардировке столицы рейха.
Спустя пять дней – 13 августа 1941 Указом Президиума ВС СССР пятерым участникам первых бомбардировок Берлина было присвоено звание Героя Советского Союза: В. Гречишникову, А. Ефремову, М. Плоткину, Е. Преображенскому и П. Хохлову. 19 августа 1941 был подписан еще один приказ наркома «О порядке награждения летного состава ВВС за хорошую боевую работу». В нем было сказано: «Установить денежную награду летчикам‑истребителям за каждый сбитый самолет противника в воздушном бою в размере 1000 рублей. В дальнебомбардировочной и тяжелобомбардировочной авиации за каждую успешную бомбардировку лица из состава экипажа получают денежную награду в размере 500 рублей каждый. При действиях по политическому центру (столице) противника за каждую бомбардировку каждое лицо экипажа получает денежную награду в размере 2000 рублей».

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.