БОНА ДЕА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бона Деа
(лат. добрая богиня), италийское божество плодородия, покровительница женщин, богиня врачевания, сестра или жена Фавна. Ежегодно в нач. декабря в ее честь в Риме устраивалось в доме консула (претора) ночное торжество, в котором участвовали только женщины.

Источник: Словарь античности. 1989

БОНА ДЕА
   • Bona Dea,
         добрая богиня, которую римляне считали тождественной с различными богинями: Ops, Fauna и др.; ее мистический культ был, по-видимому, заимствованный у греков, только видоизмененный культ Деметры. Ее храм находился на склоне Авентина, где 1 мая праздновался ее праздник. Но главное ее празднество устраивалось ночью, в начале декабря каждого года в доме высшего должностного лица (консула или претора) римскими матронами при участии весталок. Мужчинам было строго запрещено присутствовать при этом; Клодий нарушил это запрещение. Cic. ad Att. 1, 13. 2, 4. Cic. har. resp. 17.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Бона Деа
в римской мифологии одна из богинь-матерей, имя которой было табуировано (в переводе с латинского языка означает «добрая богиня»). Священнодействия в честь Бона Деи служили в мае в ее храме на Авентине, в декабре — в доме высшего магистрата, жена которого приносила богине жертвы от всего римского народа. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин исключалось. Так, проникший во время праздника Бона Деи в дом верховного понтифика Юлия Цезаря Клодий был обвинен в святотатстве в 62 г. до н. э. Культ Бона Деи связывался с лесом, растительностью, особенно целебными травами.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

БОНА ДЕА
в рим. миф. одна из богинь-матерей, имя к-рой было табуировано. Священнодействия в честь Б. д. отправл. в мае в ее храме на Авентине, в декабре — в доме высш. магистрата, жена к-рого приносила богине жертвы от всего рим. народа. В священнодействиях участв. весталки и замуж. женщины, присутствие мужчин исключ. Б. д. отожд. с ученой дочерью Фавна (принявшей вид змеи, что-бы избежать кровосмесит. связи с отцом), с матерью-землей, Юноной, Гекатой, Опс. Она связыв. с лесом: растительностью, особенно целебн. травами, магией. Культ Б. д. был наиболее широко распростр. среди низших классов, из к-рых часто выходили ее служительницы — министры и магистры. Эпитеты Б. д.: «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины — пага, отдельных имений и местностей и вместе с тем «могучая», «светоносная», «небесная царица». Иногда Б. д. объед. с богом лесов и усадеб Сильваном. Ей посвящ. рощи, часовни с очагами, зеркала — как орудия колдовства. Изображ. с рогом изобилия и змеями.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998