[2(14). 1.1878 (в нек-рых источ. 19(31).12.1880), Мариуполь — 22.3.1933, Минск] — арт. оперы (бас-баритон, позже драм. тенор), композитор и педагог. Род. в семье врача; отец — черногорец, мать — гречанка. Учился в нем. пансионе и рус. классической гимназии в Ревеле (ныне Таллинн), затем получил медицинское образование. Пению обучался сначала в Харьков. муз. школе (кл. П. Тихонова), с 1898 в Петерб. конс. (кл. пения С. Габеля, оперный кл. О. Палечека, кл. ф-п. и композиции Н. Соловьева), к-рую окончил в 1900. В сезонах 1900/01 и 1902/03 выступал в Харьков. опере (антр. А. Церетели; дебютировал в партии Демона — "Демон" А. Рубинштейна). В 1900 и в сезоне 1904/05 пел в Киеве, затем в Казани (1900, 1903), Саратове (1903—04), Екатеринославе, Тифлисе (1902), Н. Новгороде и Баку (лето 1903), Петербурге (1904, Новый летний т-р "Олимпия"; 1911, Мариинский т-р). В 1905—21 солист моск. Большого т-ра. В 1921—22 работал в Омском гос. оперном т-ре (солист, гл. режиссер и рук. оперы). Гастролировал в Германии (Берлин, "Новый королевский оперный театр", 1908, в составе рус. антр. А. Церетели вместе с Е. Збруевой, А. М. Давыдовым и М. Фигнер, где исп. партию Собинина в оригинальной версии без купюр), Италии, Франции, Монако (Монте-Карло), США (1909— 12). Обладал обширным по диапазону голосом со свободным легким верхним регистром (прекрасно владел фальцетом) и мощным по силе звуком, ярким актер. темпераментом. Подвижность голоса в верхнем регистре позволила Б. перейти на теноровые партии. В короткий срок под рук. С. Габеля освоил обширный теноровый репертуар, в к-ром начал выступать с 1902 (дебютировал в Тифлисе в партии Германа — "Пиковая дама"). "Голос его по тембру не выделялся особой красотой, но был голосом "умным", т. е. умевшим откликаться на внутреннюю жизнь образа множеством тембровых красок. Отличный музыкант, Боначич прекрасно владел речитативом" (С. Левик)*. С одинаковым успехом выступал в лирич., героич. и характерных партиях, особенно в вагнеровском репертуаре. Всего исп. ок. 100 партий (из них 42 баритоновые, к к-рым после 1905 возвращался эпизодически, в т. ч. Невер, Елецкий).
1-й исп. партий: Альбера ("Скупой рыцарь"), Паоло ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Дон Жуана ("Каменный гость", ред. Н. Римского-Корсакова); в Киеве — Вилема ("Лесной царь"); в Большом т-ре — Садко ("Садко"), Гришки Кутерьмы ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Звездочета ("Золотой петушок"), Голицына ("Хованщина"), Нерона ("Нерон"); в Харькове — Елецкого ("Пиковая дама"); на рус. сцене — Леонта ("Зимняя сказка"), Шопена ("Шопен"). Лучшие партии: Садко, Звездочет, Голицын ("Хованщина"), Нерон ("Нерон"), Герман ("Пиковая дама", выступал в этой роли 20 лет); Лоэнгрин, Зигмунд (один из первых исп. на моск. сцене, чередовался с Л. Клементьевым), Логе, Зигфрид ("Гибель богов"). Др. партии: Самозванец, Шуйский, Владимир Дубровский, Ленский, Онегин, Трике, Елецкий, Михайло Туча; Тамино, Ричард, Радамес, Эскамилио, Хозе ("Кармен"), Рауль, Невер, Ромео ("Ромео и Джульетта"), Вертер, Фра-Дьяволо, Йонтек, Тангейзер. Партнеры: Е. Азерская, Г. Бакланов, М. Гай, С. Друзякина, Н. Ермоленко-Южина, Л. Звягина, А. М. Лабинский, А. Нежданова, В. Петров, Ф. Шаляпин. Пел п/у Э. Купера, Дж. Пагани, Д. Похитонова, С. Рахманинова, B. Сука, Л. Штейнберга. С 1908 выступал в опереттах.
Выступал также в концертах с исп. цыганских романсов под собственный аккомпанемент на гитаре.
С 1923 занимался пед. деят-стью — в Омске (1923, преподаватель Муз. техникума), Томске (1924, зав. оперным кл. Муз. уч-ща и одновременно зав. оперой Сибполитпросвета), Саратове (1925—28, преподаватель, зав. оперным кл. Муз. уч-ща и одновременно режиссер и дирижер организованной им оперной студии при губ. суде), Минске (1928—30, рук. классов оперы, сольного пения и камерного ансамбля Муз. техникума; 1930—33 рук. вокальной группы Гос. студии оперы и балета, с 1933 — Большого т-ра оперы и балета БССР; 1932—33 организатор и зав. вокальной кафедрой Минской конс., проф.). Среди учеников — Л. Александровская, И. Болотин, М. Денисов, C. Друкер, В. Калиновский, Р. Млодек, Т. Никитина. После революции был организатором многочисленных концертов своих учеников для рабочих, колхозников и красноармейцев.
Записывался на грампластинки в Москве ("Пате", 1912). Из 13 фонограмм сохранились 2.
Соч.: оперетта "Остров невинности" (1909); романсы, в т. ч. "Ты помнишь ли, над морем мы сидели" (поев. М. Черкасской). — СПб., 1899; Ночь весны ("Тихо спустилася ночь"). — СПб., / б. г./; Вальс для ф-п. "Стон колоколов Реймского собора". — М., / б. г./.
Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 49—50; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 220; С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей / Под ред. И. Бэлзы. — М., 1947. С. 139; Похитонов Д. И.
Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 43, 123; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 63, 237; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 29; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 175—176, 278; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 266—267; Ивашков Л. А. Баначич и белоруска оперная сцена // Мастацтво Беларусь 1983. № 6. С. 31—35 (на белорус, яз.); Белорусская ордена Дружбы народов Государственная консерватория им. А. В. Луначарского: (Очерки истории). — Минск, 1984. С. 84; Гринев Н. Сквозь шум старого диска // Мелодия. 1984. № 4. С. 61—62; Ивашков Л. А. П. Боначич (монография; машинопись). — в ГБЛ, депонирована НИО информкультура, № 393.