Бонифаций VIII (Boniface VIII) (1235-1303), папа римский (1294-1303). Был папским дипломатом (нунцием) и адвокатом, много ездил по свету. Наследовал папе Целестину V. Серьезно конфликтовал с франц. королем Филиппом IV Красивым, оспаривая право гос-ва облагать налогами духовенство. В ответ Филипп велел захватить его в плен (1303). Этот удар ускорил смерть Б. и способствовал переносу Св. престола из Италии в Авиньон, Франция.
Бонифаций VIII
Бонифаций VIII
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
БОНИФАЦИЙ VIII
Bonifacius), в миру - Бенедетто Каэтани (Benedetto Caetani) (ок. 1235-11. Х. 1303), - римский папа с 1294, один из наиболее крупных представителей папской теократии. Для обоснования попыток установления политич. господства над светской властью Б. VIII использовал теорию о "двух мечах" (светском и духовном), якобы вверенных богом папе (булла Б. VIII "Unam sanctam", 1302). Стремился расширить круг гос-в и областей, находившихся в непосредств. зависимости от папы. Реакц. притязания Б. VIII мешали складыванию централизов. гос-в в Европе. В столкновении с франц. королем Филиппом IV Красивым, начавшемся с изд. Б. VIII буллы "Clericis laicos" (1296), Б. VIII потерпел поражение, сыгравшее решающую роль в установлении прямой зависимости папства от франц. королей в период т. н. Авиньонского пленения пап. Ввел празднование юбилейных лет (впервые 1300). Источн.: Les R?gistres de Boniface VIII, par G. Digard, M. Faucon, A. Thomas et R. Fautier, fasc. 1-16, P., 1884-1936; Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der vatikanischen Hof-und Finanzverwaltung unter Bonifatius VIII, Rom, 1939. Лит.: Digard G., Pnilippe le Bel et le Saint-Si?ge de 1285 а 1304, t. 1-2, (Li?ge), 1936. Я. Я. Лернер. Москва.
Бонифаций VIII
папа римский в 1294—1303 гг. Последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церк. власти над светской. Но полит, ситуация была иной, чем прежде. Вместо феодально-раздробленной Зап. Европы B.VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами — Францией и Англией. Некоторых успехов B.VIII добился в полит, интригах, связанных с борьбой за королев, власть в Германии. Попытка же вмешаться в англо-фр. отношения была неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Б.VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Б.VIII не решился применить отлучение.
Новый толчок амбициям Б.VIII Дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 2 млн. паломников. Конфликт с фр. королем снова разгорелся после того, как королев, чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церк. суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где БVIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства власти папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой — светскую власть. По утверждению БVIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церк. собора. Для того чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближенного Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить БVIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог — папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорбленный престарелый B.VIII скончался.
Его поражение в борьбе с могущественным королем Франции означало крах полит, амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках фр. монархии, а затем время «Великого раскола».
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Лозинский С.Г. История папства М., 1986; Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967; Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.
Новый толчок амбициям Б.VIII Дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 2 млн. паломников. Конфликт с фр. королем снова разгорелся после того, как королев, чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церк. суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где БVIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства власти папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой — светскую власть. По утверждению БVIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церк. собора. Для того чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближенного Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить БVIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог — папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорбленный престарелый B.VIII скончался.
Его поражение в борьбе с могущественным королем Франции означало крах полит, амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках фр. монархии, а затем время «Великого раскола».
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Лозинский С.Г. История папства М., 1986; Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967; Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999