, Ричард Паркс (Bonington, Richard Parkes) 1802, Арнольд, близ Ноттингема — 1828, Лондон. Английский живописец и график, работал главным образом в жанре пейзажа и исторической картины. В 1817 переехал в Кале, где начал профессиональное обучение у Л. Франсиа, писавшего в традиции английской акварели, близкой Гертину и Дж. Варли. В 1820 поступил в Школу изящных искусств в Париже, где стал учеником Гро. С 1822 — участник парижских Салонов (1824—1827), выставок в Обществе художников Великобритании и Королевской академии художеств в Лондоне (1827, 1828). Ок. 1824 впервые посетил Италию. С 1825 постоянно бывал на родине, где пользовался большой известностью. Среди французских художников занимал особое место как представитель т. н. английской манеры, сочетая в своем творчестве особенности английского и французского романтизма. Внес большой вклад в развитие национальных школ пейзажа обеих стран. Ранние акварели еще обнаруживают черты топографического типа пейзажа. Но затем кисть Бонингтона становится более свободной, его произведения наполняются прозрачной воздушностью, особую светоносность приобретает колорит. В 1824 художник познакомился с Констеблом, оказавшим на него большое влияние. В том же году сопровождал Делакруа в поездке в Лондон. По возвращении в Париж они стали работать в одной мастерской, что способствовало их творческому взаимообогащению. Англичанин отдал дань ориенталистике и европейскому Средневековью. В исторических композициях он уделял внимание конкретным бытовым деталям, подчеркивающим достоверность происходящего. Делакруа восхищали виртуозное владение кистью, непосредственность в передаче впечатления от пейзажа, ощущение вибрации атмосферы, которое присуще композициям Бонингтона, наконец, чистота и красота палитры. Он говорил, что живопись английского мастера настолько драгоценна, что завораживает глаз независимо от темы и степени сходства с реальностью. Бонингтон блестяще владел искусством наброска, передающего изменчивый, мимолетный характер природы. Ранняя смерть прервала динамично развивавшееся творчество живописца. Однако художественные откровения его пленэров питали искусство последующих поколений пейзажистов вплоть до импрессионистов. Основные произведения: Собор и порт Руана (ок. 1821, Лондон, Британский музей), Партер в Версале (1826), Берег в Нормандии (ок. 1824, оба — Париж, Лувр), Марли с террасы Сен-Жермен-ан-Ле (1826, частное собрание), Сцена на Нормандском побережье (ок. 1826, аббатство Энглси, собрание лорда Ферхейвена), Площадь Сан Марко. Венеция (ок. 1827), Генрих III и английский посол (1827—1828, оба — Лондон, собрание Уоллес).
Лит.: Dubuisson A., Hughes C. E. Richard Parkes Bonington. London, 1924; Shirley A. Bonington. London, 1940; Gobin M. R. P. Bonington. Paris; New York, 1950.
Т. Воронина