, Пьер (Bonnard, Pierre) 1867, Фонтене-о-Роз, близ Парижа — 1947, Ле-Канне, Приморские Альпы. Французский живописец, график. Происходил из состоятельной семьи, получил высшее юридическое образование. Рано начал рисовать, в конце 1880-х поступил в Школу изящных искусств в Париже, посещал Академию Жюлиана (1887), где сблизился с М. Дени, П. Серюзье, П. Рансоном, Э. Вюйаром, основателями объединения "Наби" (1889, от древнеевр. — пророк). Испытал влияние Дега, Гогена. Будучи одним из провозвестников модерна, Боннар стремился внести эстетическое начало в повседневное окружение человека. Его афиши, ширмы, рекламные плакаты, обложки журналов (Ревю Бланш) становятся произведениями подлинного искусства и приносят автору успех и известность. Увлечение японской гравюрой сказывается у художника в построении пространства, в решении композиции, размещении текста. Работы Боннара прекрасно передают дух времени, атмосферу эпохи конца XIX в. Он мастерски работает силуэтом, умеет извлечь из линии и пятна максимум выразительности, остро схватывая характер явления. Его рисунок артистичен, образы емки и подчас гротескны, но взгляд художника на мир исполнен мягкого юмора и доброжелательности: серия Парижские сценки (1895—1899), Французское шампанское (1891, рекламный плакат), Ла Ревю Бланш (1894, реклама журнала), иллюстрации к роману Дафнис и Хлоя Лонга (1902). К концу 1890-х Боннар все больше внимания уделяет живописи, изучает опыт импрессионистов, пишет наполненные воздухом и светом пейзажи: Прогулка на лодках в Шату (ок. 1896, Нью-Йорк, частное собрание), Начало весны (ок. 1903, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) — одно из самых поэтичных полотен Боннара. Чудо пробуждения природы олицетворяют здесь фигурки маленьких задумчивых фавнов, сидящих на пригорке среди нежной весенней зелени (другое название — Маленькие фавны). Декоративный талант Боннара, его тяга к синтезу раскрылись в серии монументальных панно, заказанных И. А. Морозовым в 1911—1912 для особняка на Пречистенке: Средиземное море (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Ранней весной в деревне и Осенью. Сбор фруктов (все — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Стремясь сохранить плоскость стены, Боннар не всегда следует законам прямой перспективы, обобщает формы, нивелирует эффекты светотени; реальные предметы и фигуры превращаются подчас в декоративные арабески, объемы — в цветовые пятна, а сами панно уподобляются красочным гобеленам. Боннар любит писать интерьеры жилых комнат с фигурами людей. Он создает своеобразный "портрет" жилища, помогающий понять характеры его обитателей, их взаимоотношений, воссоздавая особую духовную среду. Он пишет женщин, занятых туалетом, нехитрыми домашними делами или просто погруженных в раздумье. Пространство его картин заполнено светом, мерцанием цветовых бликов и тишиной: Обнаженная против света (1908, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Обнаженная в зеленых туфельках (1925, Чикаго, частное собрание). Нередко интерьер сочетается с открытым пространством — окно, дверь распахнуты в сад — этим как бы утверждаются добрые отношения человека и природы: Балконная дверь (1933, Париж, частное собрание). Боннар много путешествовал, посетил Бельгию, Голландию (1907), Италию (1910, 1922), Германию (1913), Испанию, Англию, Алжир, Тунис, США (1926).
Лит.: Яворская Н. В. Пьер Боннар. М., 1972; Костеневич А. Боннар. М., 1976; Dauberville J. et H. Bonnard Catalogue raisonne de L’?uvre peint, 4 vol. Paris, 1965—1974; Bonnard. Katalog Ausstellung. Munchen, 1994.
В. Стародубова