, Пьер (Bontemps, Pierre) 1505/1510, Париж — 1568/1570, (?). Французский скульптор эпохи Возрождения. Основной школой для Бонтана была практическая работа в замке Фонтенбло под руководством известных мастеров, в частности, итальянского художника Франческо Приматиччо, приглашенного во Францию в 1532. Первоначально Бонтан трудился над скульптурным декором (в технике стукко — искусственный мрамор) покоев королевы — его имя впервые встречается в королевских счетах в 1536. Заботясь об украшении своих дворцов и замков в современном духе, французские короли начинают собирать произведения прославленных итальянских живописцев и ваятелей, а также античных мастеров. Иногда это были подлинники, но порой довольствовались слепками, хорошими мраморными копиями или бронзовыми отливами. Местные скульпторы часто восполняли недостающие фрагменты памятников древности. Так, известно, что в 1540—1550-е Бонтан делал повторение знаменитого Лаокоона в бронзе, принимал участие в отливке в бронзе Аполлона Бельведерского. Много времени отнимала разборка и классификация антиков, привозимых из Рима. Для молодого художника это была прекрасная школа мастерства. Но главное произведение Бонтана — величественное надгробие короля Франциска I и королевы Клод (1548—1558, Париж, церковь аббатства Сен-Дени), к работе над которым его привлек талантливый архитектор Филибер Делорм — автор проекта. Надгробие уподоблено античной триумфальной арке; антамблемент поддерживают стройные ионические колонны. Гробницу венчают фигуры коленопреклоненных короля Франциска I, королевы Клод и их детей. В отяжелевшей фигуре короля, обрюзгшем лице с мешками под глазами, крупным породистым носом передано явное портретное сходство. Видно, что скульптор не раз имел возможность наблюдать за Франциском I при его жизни. Облик рано умершей королевы Клод более идеализирован. От ее кроткого лица с высоким чистым лбом веет покоем и тишиной — художник воплощает в образе королевы этический идеал. Под сводами арки на мраморных саркофагах покоятся тела усопших короля и королевы, тронутые рукой смерти. Цоколь гробницы украшен сценами походов и победоносных сражений Франциска. Эти композиции исполнены жизни, движения и трактованы подчас в жанровом плане. Такова сцена с веселыми пышногрудыми маркитантками, сопровождающими войско. В отличие от Жана Гужона, Жермена Пилона, тяготеющих к идеально прекрасным образам, Бонтан — более земной, в его произведениях перед нами предстает Франция XVI в., увиденная глазами современника, не стремящегося к идеализации. Его герои — физически сильные, крепкие люди, с коренастыми, плотными фигурами, уравновешенные и надежные. Необычна композиция надгробного памятника капитану королевской стражи де Меньи (1557, Париж, Лувр), который представлен как бы на ночном дежурстве, сидящим у дверей опочивальни короля. Капитан и после смерти продолжает нести свою службу. Образ де Меньи человечен и исполнен мужества и благородства. Величавый покой исходит от надгробной фигуры адмирала Шабо (1550-е, Париж, Лувр). Облик друга юности и сподвижника Франциска I поражает силой и цельностью характера. Бонтан мыслит крупными скульптурными массами и формами. Тема вечного покоя выражена самой пластикой, монолитностью объемов, торжественной замедленностью ритмов: она в спокойствии и естественности позы, в "притихших" складках одеяния. Надгробие выдержано в умеренном темпе, своеобразном пластическом "адажио", воплощающем благородное достоинство человека перед лицом неизбежности. В 1556 Бонтан выполнил в дереве статую Франциска I для Большого зала в Фонтебло, мраморный барельеф Четыре времени года для украшения камина в покоях короля. В 1550—1556 делает урну для сердца Франциска I (Париж, церковь аббатства Сен-Дени); в 1561 скульптор был привлечен городскими властями к работе над украшением Парижа по случаю торжественного въезда в столицу нового короля Карла IX. Гонения на протестантов вынуждают Бонтана покинуть Париж, в 1566 он поселяется в Верней-сюр-Уаз. После этой даты его следы теряются, полагают, что скульптор умер ок. 1570.
Лит.: Петрусевич Н. Искусство Франции XV—XVI веков. М., 1973; Воронина Т. С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994; Dictionnaire des sculpteurs par S. Lami. Paris, 1898; Ceysson B., Brese-Bautier G. Sculpture. The great tradition of sculpture from the fifteenth to the eighteenth century. N. Y.
В. Стародубова