Борьба за инвеституру

Найдено 1 определение
Борьба за инвеституру
противоборство между Папством и императорами Священной Римской империи вокруг права вводить в должность епископов. (вручать инвеституру — символический предмет, утверждающий возведение в сан). Первый открытый конфликт между церковной и светской властью.
Дуализм светской и религиозной власти, характерный для средневековой Европы, сделал неизбежным острое соперничество между папами и светскими правителями (прежде всего императорами Священной Римской империи,) в вопросах о приоритете власти. До кон. XI в право церковной инвеституры фактически принадлежало светской власти, что находилось в противоречии с теоретической идеей о полноте власти пап. Эта ситуация стала возможной из-за огромной диспропорции в балансе сил. Начиная с VIII в. Папство находилось в зависимости от светских правителей, сначала франкских королей, а затем императоров Германии. В период С 955 по 1057 из 25 пап 5 были свергнуты и 12 возведены на престол. Священниками нередко становились случайные люди, не имевшие духовного звания. Процветала симония (продажа церковных должностей). Епископы являлись одновременно крупными землевладельцами. Они получали землю от императора и взамен соглашались на вассальные обязательства по отношению к нему. Императоры, в свою очередь, нуждались в поддержке епископов. Такое положение не могло устраивать папский престол. С Х века началась борьба против обмирщения церкви. В 1059 была учреждена коллегия кардиналов, в исключительное ведение которой перешла процедура избрания понтифика. Следующим шагом стала попытка наведения порядка в назначении прелатов.
Открытое противостояние возникло между честолюбивым и энергичным папой Григорием VII (1073—1085) и императором Генрихом IV (1056—1106). Поводом к конфликту стали спорные выборы архиепископа Миланского. В 1075 папа запретил императору вручать инвеституру прелатам и отстранил нескольких германских епископов. В ответ император собрал в Вормсе высшее немецкое духовенство и объявил о низложении Папы. Тогда Папа отлучил Генриха от церкви и освободил его вассалов от обязательств верности. Немецкие князья немедленно воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У разбитого Генриха не осталось другого выхода, как признать свое поражение. В январе 1076 он с горсткой приближенных совершил тяжелый переход через Альпы и встретился с папой в северо-итальянском замке Каносса. Сняв с себя королевские одежды, босой и голодный он три дня ждал соизволения на встречу, умоляя понтифика на коленях. (Отсюда выражение «хождение в Каноссу» стало символом тяжелейшего унижения, капитуляции). Папа даровал прощение и временно вышел из противоборства. В это время немецкие князья избрали герцога Швабского Рудольфа новым правителем Германии. В последующие годы Генрих подавлял внутреннюю оппозицию. Папа до последнего момента сохранял видимый нейтралитет, лишь когда чаша весов стала явно склоняться в пользу Генриха, он признал Рудольфа и вновь подверг Генриха анафеме (1080). Вскоре Рудольф был убит, и у Генриха освободились руки для похода в Италию. Он выдвинул своего папу (антипапу) Климента III (1084—1100), который короновал его в захваченном Риме (1084). Григорий VII призвал на помощь южно-итальянских норманнов, подвергших Рим тяжелому грабежу, что вызвало возмущение населения. Папа вынужден был бежать на юг Италии. Он закончил свою жизнь в изгнании (1085).
Борьба вспыхнула с новой силой после смерти императора (1106). Столкновения, переплетавшиеся с междоусобицами внутри самой Империи, продолжались с переменным успехом еще несколько десятилетий. Радикальные планы пап о полном контроле не получил поддержку в среде самих епископов, которые не желали расстоваться со своими светскими выгодами. В 1122 император Генрих V (1081—1125) и папа Каликст II (1119—1122) заключили компромиссный Вормский конкордат. По его условиям избранные прелаты получали духовную инвеституру — возведение в сан (кольцо и посох) от папы, а светскую — право на землевладение (скипетр) от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская инвеститура, в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании и вручал инвеституру лишь по прошествию 6 месяцев. В целом Вормский конкордат был более выгоден папе, чем императору. Его конкретными последствиями стали крушение старой епископальной системы и усиление церковных и светских князей Германии. Но соглашение не ликвидировало фундаментальных противоречий между светской и религиозной властью. Острые споры продолжались в последующие столетия. С теоретической точки зрения, ни та ни другая сторона не обладала абсолютно бесспорными аргументами. Папы могли апеллировать к своей особой связи с Христом, светские властители — к тому факту, что императоры существовали до появления пап.
Борьба в Германии приобрела столь крайнюю остроту, поскольку на кону стояли не только богословские вопросы, но и сама политическая самостоятельность Папства. В других европейских странах, где епископские владения к тому же не были такими огромными, споры об инвеституре проходили в более мягкой форме. Конфликт королевской власти с папством закончился во Франции в 1104 и в Англии 1107 на условиях сходных с компромиссом в Вормсе.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
554.97 кб

Церковь в политической истории Западной Европы в период борьбы за инвеституру

Бондаренко Ю.В.
В статье рассматривается вопрос соотношения светской и духовной властей в политической истории Западной Европы раннего средневековья через призму взаимоотношений Римской церкви и императорской власти.