БОРИС и ГЛЕБ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БОРИС И ГЛЕБ
младшие сыновья киевского кн. Владимира Святославича. Ок. 987 — 989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Рус. православная церковь соз-дала культ святых кн. Б. и Г. В повестях и сказаниях об убийстве Б. и Г. проводится идея единства Руси и необходимость подчинения младших князей старшему.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

БОРИС и ГЛЕБ
Младшие из 12 сыновей великого князя Владимира. Первые в русской истории святые мученики, злодейски убитые в ходе борьбы князей за власть. Отец, князь Владимир, горячо их любил, но после смерти князя по приказу их брата Святополка Окаянного Борис и Глеб были убиты. В православной культуре святых Бориса и Глеба чтят за прекрасные душевные качества, за добровольный отказ любыми способами бороться за власть, за жертвенность и доброту

Источник: Основы православной культуры. 2011

БОРИС И ГЛЕБ
в крещении — Роман и Давид) — святые мученики-страстотерпцы, первые среди святых русской православной церкви. Русские князья, сыновья св. равноапостольного князя Владимира Святославича. Вскоре после смерти Владимира были злодейски убиты по приказу сводного брата Святополка, захватившего великокняжеский престол. Канонизированы в 1071 году при Ярославе Мудром. Древнейшие жития Бориса и Глеба создаются на рубеже Х1-Х11 веков — это «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца и анонимное «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба». Память 2(15) мая.

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

БОРИС И ГЛЕБ
младшие сыновья киевского кн. Владимира Святославича. Ок. 987-989 Борис получил от отца Ростов, Глеб - Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Рус. православная церковь создала культ святых кн. Б. и Г. В повестях и сказаниях об убийстве Б. и Г. проводится идея единства Руси и необходимость подчинения младших князей старшему.

Лит.: Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им, в сб.: Памятники др.-рус. лит-ры, в. 2, П., 1916; Шахматов А. A., Разыскания о древнейших рус. летописных сводах, СПБ, 1908; Ильин Н. Н., Летописная статья 6523 г. и ее источник, М., 1957.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Борис и Глеб
первые канонизированные святые РПЦ, причисленные в XI в. к лику святых по чину страстотерпцев. Младшие сыновья великого князя киевского Владимира Святого, которые были коварно убиты в 1015 по приказу их старшего брата Святополка, захватившего великокняжеский престол, причем встретили смерть со смирением, полностью вручив себя воле Божией. В сознании русского народа Б. и Г. стали образами христиан, проявивших безусловное доверие к Богу и принявших, как и Христос, безвинную мученическую кончину. Чин страстотерпцев является сугубо русским чином святых, неизвестным другим Православным Церквям. Празднование перенесения мощей Б. и Г. – 15 мая, память – 6 августа по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

Борис и Глеб

Борис и Глеб


— сыновья Киевского великого князя Владимира Святославича, убитые в 1015 по приказу кн. Святополка во время междоусобиц преемников Владимира из-за великокняжеского престола. О жизни и деятельности Б. и Г. и даже их отношении к христианству ничего достоверно не известно. Во 2-й половине 11 в. среди первенствовавшей в Киевской Руси военно-торговой знати, князей и дружины стало обрисовываться стремление иметь своих собственных классово-национальных святых. Монахи Киево-Печерского монастыря во 2-й половине 11 в. начинают заниматься усиленными поисками таких святых. Б. и Г. были первым опытом этого рода. Первое житие Б. и Г. составлено великокняжеским придворным духовником Иаковом; написано, по господствующему мнению, около 70-х гг. 11 в. Автор использовал византийские жития. Почитание Б. и Г. распространялось в первое время очень вяло. Постройка на их предполагаемой могиле в Вышгороде сравнительно редкой в тогдашней Руси каменной церкви стала привлекать к ним значительное количество молящихся; пошли слухи о чудесах, явились новые, расширенные жития. Как святые, выдвинутые княжье-дружинной средой, Б. и Г. стали, по преимуществу, покровителями ратного дела и тогдашней государственности. К жертвам Святополка относят трех князей (Б., Г. и Святослава). В почитании лишь двух из них проявляется отображение и в русском христианстве старинного, идущего через Византию, культа священных двоиц: 2 братьев или друзей — подвижников, мучеников, а ранее — богов.



Лит.: Голубинский, Е., История русской церкви, т. I, ч. I, М., 1880. Об общих условиях христианизации древней Руси см. M. H. Покровский, Русская история с древнейших времен, т. I; его же, Очерки истории русской культуры, ГИЗ, Москва, 1925.



С. Урсынович.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БОРИС И ГЛЕБ
(кон. X – нач. XI вв.) – благоверные князья-страстотерпцы (в крещении – Роман и Давид), первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Kонстантинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Kрещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием св. Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Св. Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца св. Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Kиев и направил его с войском против печенегов.
Kогда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Kиеве, объявил себя великим князем Kиевским. Св. Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Kиев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц.
Св. Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (6 августа) 1015 г. в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но св. Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Kиев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце.
Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Kоварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить св. Глеба по дороге. Kнязь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча св. Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например св. Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Kуликовской битвы (1380).
Почитание свв. Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Древнейшие жития Бориса и Глеба создаются на рубеже ХI-ХII вв., это «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца и анонимное «Сказание, страсть и похвала свв. мучеников Бориса и Глеба». Празднование перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба – 2 (15) мая, память – 24 июля (6 августа), 5 (18) сентября.

Источник: Православие. Словарь-справочник.