[22.9(4.10). 1863 (в нек-рых источ. 5(17).10.1864), Москва] — 8.1.1927, там же — арт. оперы (баритон). Род. в семье дьякона моск. Софийской церкви. В 1884—90 обучался пению в Моск. конс. (кл. Э. Тальябуэ и Ф. Комиссаржевского), где был стипендиатом П. Чайковского. В 1890—92 совершенствовался в Милане у проф. Сита, в 1897 — в Петербурге у А. Котоньи и С. Сонки. В 1892—95 выступал на сцене петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Валентина — "Фауст"), в 1895—1908 — моск. Большого т-ра, одновременно принимал участие в спектаклях моск. Итал. оперы. Обладал красивым голосом.
1-й исп. партий: Троекурова ("Дубровский"), Эразма ("Принцесса Греза"), Тени Вергилия ("Франческа да Римини" С. Рахманинова); в Большом т-ре — Пославского ("Пан воевода"), Ивана Шелоги ("Боярыня Вера Шелога"). Др. партии: Верейский, Добрыня Никитич ("Забава Путятишна"), Фений Руф, Иван Шелога ("Псковитянка"), Светлейший ("Ночь перед Рождеством"), Онегин, Томский, Елецкий, Бертран ("Орлеанская дева"); Оттокар, Эскамилио, Тонно, Сильвио, Меркуцио, Амонасро, Монтероне, Оберталь, Альберих ("Зигфрид"). Партнеры: Е. Азерская, С Власов, Н. Салина, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин, М. Эйхенвальд. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Направника, С. Рахманинова, Н. Федорова.
Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 2. С. 22.