БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович
Оказал большое влияние на творчество русских художников н. XX в.
Источник: Пензенская энциклопедия.
Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович, - выдающийся живописец, родился в Саратове (1870 - 1905). С 1880 г. посещал реальное училище и одновременно художественные классы при саратовском Радищевском музее. 16-ти лет бросил реальное училище и уехал в Москву учиться в школу живописи и ваяния. В 1891 г. перешел в Академию Художеств к П.П. Чистякову , но пробыл здесь недолго. Летом в 1895 г. ездил на Кавказ. Осенью того же года отправился в Париж и пробыл до 1898 г. за границей. Эта поездка имела на Б. огромное влияние. Писал картины на сюжеты минувшего; выставлял в ""Мире Искусства"", в Берлине; Мюнхене и Лейпциге. Из произведений Б. наиболее известны ""Автопортрет с сестрой"" (Музей Александра III ), ""Встреча у колонны"" (собственность г-жи Ламановой в Москве), эскизы для фресок (Третьяковская галерея) и проч. Б. один из замечательных русских художников начала XX века, и влияние его на современное искусство очень значительно. Подробности см. в монографии барона Н.Н. Врангеля , ""В.Э. Борисов-Мусатов"" (СПб., 1910).
Источник: Биографический словарь. 2008
(1870—1905) — художник. Род. в Саратове, в семье ж.-д. служащего. Десяти лет поступил в реальное училище и начал посещать рисовальные классы при Радищевском музее. В 1886 поступил в Московское училище живописи, в 1891 перешел в Петербургскую академию художеств, в 1895 отправился в Париж, где работал в частной школе Кормона. Выставлял свои произведения на выставках Товарищества московских художников и "Мира искусства". Уже в первой своей картине — "Игра в мяч" (Третьяковская галерея), написанной еще до поездки в Париж и явившейся результатом увлечения французскими пленэристами, Б.-М. пытался разрешить новые для тогдашней России световые задачи. В вещах, написанных после поездки в Париж, — "Девушка с агавой" (1897, Третьяк. гал.), "Портрет" (1898, Рус. музей), или этюдах голого мальчика в саду — Б.-М. является убежденным последователем импрессионизма, художником чистых тонов и насыщенных гамм. Два лета, проведенных в старинных саратовских усадьбах — Слепцовке и Зубриловке, подсказывают ему темы былого, и для них он находит новую манеру письма — притушенные и прозрачные краски, характерные для его последующего творчества. Ретроспективные темы, ставшие для него теперь единственными, он освещает особой лиричностью, сделавшей изображенных им лиц 18 в. как бы современными его эпохе и сблизившей его с группой поэтов-символистов, для журнала которых "Весы" он исполнил несколько рисунков, обложек и заставок. После целого ряда произведений, напр., "Гармония" (1900), "Встреча у колонны" (1901) и "Гобелен" (1902, Третьяк. гал.), Б.-М. пишет свой "Водоем" (1902—03, Третьяк. гал.), где элегичность уже сочетается с декоративностью, еще более проявившейся в написанном через год "Изумрудном ожерельи" (Третьяк. гал.). Стремление к декоративности захватывает художника все более и более. Он меняет технику, пишет преимущественно акварелью, создавая ряд эскизов для фресок, оставшихся неисполненными. Среди них, быть может, лучшая вещь Б.-М. — "Реквием" (1905). Б.-М., пойдя по пути, открытому французским художником Гереном, сумел по-своему отобразить 18 в., в свойственных только ему красках и формах, обобщенность и упрощенность которых делают его очень крупным декоративным мастером.
Лит.
: Врангель, H. H., В. Э. Борисов-Мусатов, СПб, 1910.Ю. Анисимов.