(19.04.1927—21.07.1997) — спец. в обл. теории познания, логики и методол. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Бузулук Оренбургской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1949). Работал в 1949—1962 асс., затем — доц. Калининского пед. ин-та. В 1962—1970 — доц., зав. кафедрой Новосибирского гос. ун-та. С 1970 — зав. кафедрой филос. Самарского гос. ун-та. Докт. дисс. — "Структура мышления как познавательного и логического процесса" (1970). Заслуженный деятель науки РФ. В работах Б. реализуется подход, связанный с различением и установлением взаимодействия в познании предметного и рефлексивного уровней; выявляется специфика функционирования на этих уровнях логических форм, категорий и методов мышления; показывается, что на рефлексивном уровне метод выступает как система предписаний, определяющих характер и порядок применения в познании определ. познавательных средств и действий, а на предметном уровне метод реализуется через структуру познавательного процесса и его результатов; проводится различение категорий как всеобщих мыслительных форм и как фундам. понятий филос., показывается, что как всеобщие мыслительные формы категории функционируют не только в понятийной, но и в разл. непонятийных формах: в виде логико-грамматических значений языковых выражений, абстрактного содержания логич. форм и обобщенных значений конкретных содержательных знаний; вводится понятие эпистемического статуса познавательных форм, представляющего собой функцию четырех переменных факторов: объективной истинности и ложности, степени объективной обоснованности, степени их осознанности и степени субъективной уверенности, что позволяет уточнить эпистемический статус таких познавательных форм, как знание, гипотеза и заблуждение, убеждение, вера и сомнение. Анализируя с этих позиций мировоззренч. основания науки, Б. различает ее собственные основания (онтол., гносе-ол., логико-методол. и социокультурные) и их рефлексивное отражение в самосознании ученых и в разл. филос. концепциях. Обращаясь в посл. годы к соц. проблематике, Б. выявляет несоответствие маркс. учения о социализме его же собственным основаниям, проводя мысль о том, что развитие об-ва должно связываться с борьбой не столько между осн. классами отживающей экон. формации, сколько между носителями новых и старых экон. отношений. Поэтому посткапиталистический этап развития об-ва Б. связывает не с пролетариатом, а с образованием относительно однородного социально "совокупного работника".
Соч.
: Вводная статья к кн. А.В.Савинова — "Логические законы мышления". Л., 1958; Уровни логического процесса и основные направления их исследования. Новосибирск, 1967; Взаимосвязь структуры и метода познавательной деятельности // ФН. 1969. № 3; Структура мышления как познавательной деятельности // Проблемы исследования структуры научного познания. Новосибирск, 1970; Формирование научного знания в социально-экономическом исследовании. [В соавт.]. Саратов, 1974; О природе категорий материалистической диалектики и их изучении // Проблемы диалектики. Вып.VII. Л., 1978; Определение знания в системе эпистемических категорий // Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1980; Рефлексия в науке: гносеологическая природа, формы, функции // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983; Научная проблема // Научное знание: уровни, методы, формы. Саратов, 1986; Категориальное знание: гносеологическая природа, формы, способы функционирования // Категориальные основания научного познания. Куйбышев, 1988; Марксистская философия и научная концепция социализма // Вопросы общей теории социализма. Саратов, 1990; Марксизм как наука и утопия. Самара, 1996.