Борисовы братья - Андрей (родился в 1798 г.) и Петр (родился в 1800 г.) Ивановичи - декабристы, принадлежавшие к обществу Соединенных Славян; были отнесены к первому разряду и осуждены на вечную каторгу. А. И. Б. - отставной поручик, был признан виновным в том, что ""умышлял на цареубийство принятием назначения на совершение оного, учреждал и управлял тайным обществом вместе с братом своим и содействовал к составлению устава, действовал возбуждением нижних чинов к мятежу"". На каторге он скоро впал в меланхолию, перешедшую в тихое помешательство. - П. И. Б. в 1818 г. организовал кружок для усовершенствования в науках и искусстве, затем к этой цели кружка присоединилась и другая - очищение нравственных и религиозных представлений от предрассудков. Борисов был одним из основателей и руководителей общества Соединенных Славян. В чине поручика артиллерии он был предан суду и признан виновным в том, что ""умышлял цареубийство, вызывался сам, дал клятву на совершение оного и умышлял на лишение свободы Его Высочества Цесаревича; учредил и управлял тайным обществом, имевшим целью бунт, приготовлял способы к оному, составил катехизис и клятвенное обещание, действовал возбуждением нижних чинов на бунт"". В читинском остроге бывшие члены общества Соединенных Славян держались вокруг Борисова, которому некоторые из них во всем верили на слово. На поселении П. Б. жил в деревне Малой Разводной близ Иркутска вместе с помешанным братом, зарабатывая средства к жизни рисованием и уроками. Оба Борисовых умерли в один и тот же день в 1854 г.: Петр - от разрыва сердца, Андрей - покончил с собой, не будучи в состоянии жить без брата. Петр Борисов был одним из замечательнейших людей своего времени. Не получив систематического образования, он был, однако, мыслителем глубоким и вдумчивым. Примкнув к просветительной философии XVIII века, он самостоятельно переработал ее начала. В религии он был глубоко убежденным атеистом и считал христианство ""рабской религией"" (по другой версии - ""робкой""). Основным положением его морали была та мысль, что добродетель вполне соединима с атеизмом. Его нравственный облик отличался необыкновенной красотой. Все знавшие его сходятся в признании его редко отзывчивым, кротким, любвеобильным человеком, личностью обаятельной. Декабрист Якушкин , изобразивший Борисова самыми привлекательными чертами, заканчивает свою характеристику так: ""Этот человек, несознательно для себя, был проникнут духом христианства"". Приблизительно такой же отзыв дает и другой декабрист, Беляев . Борисов обладал организаторским талантом и замечательными художественными способностями. Литературу см. под словом Декабристы. А. Ел-ч.