Борода
БОРОДА
борода, бакенбарды или усы обычны у бл.-вост. народов, а также у греков, начиная с микенск. периода до 4 в. до н.э. Со времен Александра Македонского (336 — 323 до н.э.) бороды, как правило, не носили (исключ. составл. древ. философы, к-рые старались подчерк. свое отличие друг от друга различ. формами собств. бород). Этот обычай нашел свое распростр. и в Риме начиная с 3 в. до н.э. Ношение бороды вновь вошло в моду при имп. Адриане (117 — 138) и длилось с небольш. перерывами при Каракалле и Гелиогабале вплоть до времен Константина (4 в. н.э.), при к-ром вновь вошло в обычай брить бороды.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Борода
естеств. украшение лица и отличительный знак мужчины. Борода, бакенбарды или усы обычны у ближневост. народов, а также у греков, начиная с микенского периода до 4 в. до н. э. Со времен Александра Македонского (336 — 323 до н. э.) бороды, как правило, не носили (исключение составляли др. философы, которые старались подчеркнуть свое отличие друг от друга различными формами собств. бород). Этот обычай нашел свое распространение и в Риме начиная с 3 в. до н. э. Ношение бороды вновь вошло в моду при императоре Адриане (117-138) и длилось с небольшими перерывами при Каракалле и Гелиогабале вплоть до времен Константина (4 в. н. э.), при котором вновь вошло в обычай брить бороды.
Источник: Словарь античности. 1989
БОРОДА
• Barba.
Греки отпускали бороду на щеках (?????), губах (?????? и ??????=?????) и подбородке (???????), подстригая ее немного. Стричь бороду целиком считалось недостойным, пока Александр не ввел в употребление этот обычай. ср. Capillus, Прически. Римляне вообще отпускали бороду до 300 г. до Р. X., когда, как рассказывают, в Рим приехали первые цирюльники. С этого времени стали гладко бриться, за исключением времени траура (см. Luctus, Траур). B 1 в. до Р. X. бороды вошли снова в моду; bene barbati или barbatuli считались тогда настоящими щеголями. Римский юноша не трогал бороды до 21 года; день, когда он в первый раз брил ее (ponere barbam) считался торжественным. Адриан снова отпустил бороду, чтобы скрыть родимые пятна на лице, и с тех пор обычай носить бороду вошел во всеобщее употребление.
Греки отпускали бороду на щеках (?????), губах (?????? и ??????=?????) и подбородке (???????), подстригая ее немного. Стричь бороду целиком считалось недостойным, пока Александр не ввел в употребление этот обычай. ср. Capillus, Прически. Римляне вообще отпускали бороду до 300 г. до Р. X., когда, как рассказывают, в Рим приехали первые цирюльники. С этого времени стали гладко бриться, за исключением времени траура (см. Luctus, Траур). B 1 в. до Р. X. бороды вошли снова в моду; bene barbati или barbatuli считались тогда настоящими щеголями. Римский юноша не трогал бороды до 21 года; день, когда он в первый раз брил ее (ponere barbam) считался торжественным. Адриан снова отпустил бороду, чтобы скрыть родимые пятна на лице, и с тех пор обычай носить бороду вошел во всеобщее употребление.
Борода
евр. закан. Борода. Евреи, в противоположность египтянам, носили длинную бороду (Быт. 41:14). Запрещение в Лев. 19: 27; 21:5: «не стригите бороды вашей кругом, и не порти края бороды твоей», вероятно, имеет в виду арабский обычай стричь бороду на щеках. Борода считалась украшением и подвергалась заботливому уходу (Псал. 132: 2). Лишить кого-либо бороды считалось бесчестием (2 Цар. 10:4 и дал.; Срав. Ис. 7:20; 50:6). Во время большого горя сбривали или вырывали волосы на голове и бороде (Ис. 15:2; Иер. 41:5; Езд. 9:3) или совершенно не ухаживали за ней (2 Цар. 19:24). Однажды спросили у турка, почему он не бреет бороды, подобно европейцам. «Брить бороду», пылко воскликнул тот: «Бог запрещает». Араб раненый в челюсть охотнее соглашался расстаться с жизнью, нежели обрить бороду для исследования врачом раны. Это объясняет степень бесчестия причиненного посланникам Давида (2 Цар. 10:4 и дал.).
БОРОДА
Лев 13:29-30) — со стороны Иудеев бороде оказывалось не мало внимания (Пс 132:2). Считалось большим оскорблением, если кто, в раздражении или для выражения своего презрения к известному лицу, щипал его бороду, или брался за оную, тогда как целование бороды служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о чистоте ее и приличном виде служили знаком глубокой печали (1Езд 9:3, Ис 15:2, Иер 41:5, 48:37). Арабы даже и в настоящее время оказывают большую заботливость о бороде. Они торжественно клянутся ею и, чтоб выразить самые лучшие благожелания гостю или другу, обыкновенно говорят: да хранит Аллах твою бороду! Передают, что один Араб, раненый в нижнюю челюсть, решился скорее рискнуть жизнью, чем дозволить сбрить себе бороду для освидетельствования врачом раны. Седая борода доселе еще считается у жителей Востока символом мудрости, равно как мерилом преклонных лет и почтенной старости. Из сего можно видеть, как сильно и язвительно было оскорбление, нанесенное царем Анноном посланным к нему от Давида (2Цар 10:4-5). Из сего также можно уразуметь особенную силу выражения в книге пророка Иезекииля (5:1-5). Египтяне имели обыкновение оставлять небольшой клок волос на краю подбородка. Иудейский закон (Лев 19:27) воспрещал подражание сему языческому обычаю. Прокаженные (Лев 13:45), равно как разные лица, во время плача, или сетования (Мих 3:7), закрывали усы, т.е. лице до верхней губы; но священники никогда не портили своей бороды. Ассирияне, как можно видеть на древних Ниневийских памятниках особенно занимались расческою своих бород. Археологи говорят, что они нередко даже носили фальшивые бороды.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990