БОРОДИН
БОРОДИН
Грузенберг), Михаил Маркович (9.VII.1884 - 29.V.1951) - сов. гос. и политич. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1903. С сер. 1904 до конца янв. 1905 - в эмиграции в Берне. В 1905-06 работал под кличкой "Кирилл" в с.-д. орг-циях Риги, был делегатом Таммерфорсской конференции (1905) и IV (Объединительного) съезда РСДРП (1906). В конце 1906 эмигрировал в Англию; с нач. 1907 до июля 1918 находился в США, где организовал спец. школу для политич. эмигрантов, был активным деятелем Об-ва помощи рус. политич. заключенным. В 1918-22 работал в Коминтерне. В нач. 1923 по приглашению Сун Ят-сена приехал в Китай, с 8 сент. 1923 до нач. июля 1927 был политич. советником ЦИК гоминьдана. В 1927 вернулся в СССР, до 1932 работал зам. наркома труда, в 1932-34 - зам. директора ТАСС, в 1934-49 - гл. редактором Совинформбюро, с конца 1949 - гл. редактором газ. "Moscow News". В 1951 был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно. Лит.: Письма В. И. Ленина М. M. Бородину, см. Ленинский сборник, т. 36, стр. 287-295.
БОРОДИН
Александр Порфирьевич (1883–1887) — русский композитор и ученый-химик. Еще с 50-х гг. XIX в. начал писать романсы и форте-пианные пьесы. В 1862 г. познакомился с М. А. Бала-киревым и вошел в Балакиревский кружок («Могучую кучку»), что предопределило его музыкально-эстетические взгляды как сторонника русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки. Его творчество не очень велико по объему, но без него невозможно представить себе русскую музыку XIX века. Его произведения проникнуты любовью к родине, свободолюбием, осознанием величия русского народа.
Самое значительное его произведения — опера «Князь Игорь» — национально-героический эпос в му-зыке. Те же идеи героического эпоса воплотились в созданных им симфониях (особенно, в «Богатырской»). Работая в жанре камерной музыки, создал великолеп-ные инструментальные квартеты, вокальную лирику, глубоко созвучную русским народным песням. Характерные черты творчества Бородина — монументальность, эпическая мощь, эмоциональность, оптимизм, стройность и ясность формы, красочность гармонического языка.
Самое значительное его произведения — опера «Князь Игорь» — национально-героический эпос в му-зыке. Те же идеи героического эпоса воплотились в созданных им симфониях (особенно, в «Богатырской»). Работая в жанре камерной музыки, создал великолеп-ные инструментальные квартеты, вокальную лирику, глубоко созвучную русским народным песням. Характерные черты творчества Бородина — монументальность, эпическая мощь, эмоциональность, оптимизм, стройность и ясность формы, красочность гармонического языка.
БОРОДИН
ЛеонидИванович (р. 1938, Иркутск), русский прозаик. Родился в семье сельских учителей. Учился в Иркутском государственном ун-те, откуда был исключен за политическое фрондерство. Заочно окончил педагогический ин-т в Улан-Удэ, работал учителем истории. В 1967 г. приговорен к шести годам лагерей строгого режима за активную деятельность в тайной организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов». В заключении начал писать зрелые художественные произведения – «Повесть странного времени» (1969), «Встреча» (1970), «Гологор» (1974) и др. В феврале 1973 г. был досрочно освобожден. С 1975 г. Бородин начал публиковаться за рубежом. В издательстве «Посев» вышла «Повесть странного времени» (1978), повесть «Третья правда» (1979, опубл. в 1981). В 1982 г. Бородин приговорен к десяти годам заключения и пятилетней ссылке как «не вставший на путь исправления». В 1987 г. досрочно освобожден. С 1990 г. его произведения начинают издавать на Родине, их публикуют на страницах журналов. Писатель, отторгнутый от общества судом «брежневской эры», вернулся к читателю. В 1992 г. выходит сборник стихов «Изломы», в 1994 г. сборник «Ловушка для Адама», в 1996 г. на страницах журнала «Москва» была опубл. историческая повесть Бородина «Царица смуты», высоко оцененная А. И. Солженицыным. С 1992 г. Бородин работает главным редактором журнала «Москва». Проблематика произведений Бородина носит философско-этический характер – правда и ложь, добро и зло, любовь и ненависть, личность и власть, верность себе, своим принципам и приспособленчество, свобода и ответственность, отцы и дети. Объект пристального художественного внимания – человек в поисках правды, прочной нравственной опоры. Человек и время, его сцепление с человеческой душой, судьбой – сквозной мотив прозы Бородина. Одна из характерных особенностей творческой манеры писателя – обращение к острым, драматическим или трагедийным фабульным ситуациям, в которых проявляется человеческое «я».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006