Дмитрий Степанович (1751–1825) — русский композитор, дирижер и педагог, один из основоположников русской композиторской школы. Обучался пению и теории музыки в Придвор-ной певческой капелле в Петербурге, стажировался в Италии, где ставились его оперы «Креонт», «Алкид»,
«Квинт Фабий». Вернувшись в Россию, стал руководить Придворной певческой капеллой, что привело к расцвету этот музыкальный коллектив. В это время Бортнянским были написаны еще три оперы на французские тексты. Но главные достижения композитора, благодаря которым он навсегда вошел в историю музыки, связаны с хоровой церковной музыкой. Он отказался от традиции барочного хорового пения и смело пошел новой доро-гой музыкального классицизма. Ему принадлежит огромное хоровое наследие — 35 концертов для четырехголосного хора и 10 концертов для двух хоров, которые пелись в храмах, на великосветских приемах, в по-мещичьих усадьбах. В легко запоминавшихся мелодиях композитор выражал и чувства радости, и ощущения скорби и нежности. Бортнянский — один из классиков русской хоровой музыки. Он оказал большое влияние на развитие инструментальной, особенно камерной музыки.
0.00 байт
"Немецкая обедня" Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований
Русская церковная музыка 1-й пол. XIX в. поставлена нами в общеевропейский контекст и соотнесена с важным на тот момент движением «цецилианства», что позволило выявить ее значение для европейского хорового исполнительства эпохи.