собств. Иероним ван Акен) (ок.1460—1516) — нидерланд. живописец. Родился в г. Хертогенбосх (Сев. Брабант). Первые уроки живописи получил у отца и деда, профессиональных художников-живописцев. Обучался в нидерланд. городах Гаарлеме и Дельфте. В 1480 г. вернулся в Хертогенбосх и в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест города, получив тем самым возможность заниматься живописью. Произведения Б. заметно отличались от картин др. художников того времени. Большинство картин Б. не имеют датировки. Его произведения затрагивают традиционные библ. темы (но в новой, оригинальной интерпретации) и темы, связанные с совр. жизнью. Особый интерес представляют антиклерикальные тенденции в творчестве Б., особенно выраженные в аллегорич. картине «Корабль дураков» (1490—1500), которая высмеивает монахов и перекликается с одноименной сатирой Себастьяна Бранта. Уже зрелым мастером Б. создал трехстворчатый алтарь «Воз сена» (1500—1502), сюжет которого был подсказан нидерланд. пословицей: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Воз сена, влекомый дьяволами в преисподнюю, осаждает толпа людей, которые стремятся урвать клок сена и гибнут из-за него. Во многих картинах Б. в бесконечных вариациях, принимая причудливые обличья, выступает дьявол. В образах Б. зашифровано аллегорич. значение. Фантастич. существа, изображающие бесов и олицетворяющие пороки, представляют собой чудовищные сочетания отдельных частей различных животных; они получают у Б. символич. значение.
Являясь одинокой фигурой в искусстве XV в., Б. имел ряд подражателей и одного гениального преемника, начинавшего свою деятельность с творч. переработки его наследия, — Питера Брейгеля.
Лит.: История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982; Фомин Г.И. Иероним Босх. М., 1974.