— лифляндский уроженец, придворный живописец и профессор, член академии художеств во Флоренции и Риме, исторический живописец; род. в 1780 г., ум. в 1863 г. Образование получил вне академии художеств и до 1822 г. служил живописцем при Императорском Эрмитаже. За удачно нарисованный портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны Боссе был командирован за границу для списывания копий с картин знаменитых итальянских мастеров. Он сам составил Высочайше утвержденный реестр картин, с которых должен был писать копии. Условия были таковы: за 3 тысячи ежегодного вознаграждения он должен был представлять: если картина малого размера — одну копию в год; если среднего размера — одну копию в два года; если же большего размера, то одну копию в три года. По распоряжению Императора Александра І копии предназначались для академии художеств, "к пользе воспитанников". Боссе поселился в Дрездене и в период с 1822 по 1830 г. скопировал следующие картины: большого размера: 1) Богоматерь с младенцем, с Рафаэля; 2) Гений славы, с Ан. Караччи; среднего размера: 3) Христос с фарисеями, показующими монету, с Тициана; 4) Христос с чашею (Карла Дольче), и малого размера: 5) Магдалина (Корреджио); 6) Голова Христа (Аннибала Караччи); 7) Ессе homo (Гвидо Рени); 8) Богоматерь (Сассоферато); 9) Портрет Аретина (Тициана); 10) Христос с пальмою (Гвидо Рени); 11) Ночь (Корреджио); 12) Магдалина (Батонио); 13) Св. Франциск (Корреджио); 14) Евангелист Иоанн (Гвидо Рени) и 15) Ессе homo (Джиорджиони). Совет профессоров академии художеств находил, что копия Ессе homo (с Гвидо Рени) может считаться хорошей; остальные посредственны, а последние пять весьма слабы; что русские художники, находящиеся за границей, могли бы написать лучше. Ввиду этого академия художеств не хотела принимать эти копии, тем более, что доставка их из-за границы ложилась на ее счет. По этому поводу возникла целая переписка. Совет академии, во главе со своим вице-президентом, А. Н. Олениным, стоял на том, что копии очень плохи, что не стоит тратить на них такую большую сумму денег, какую выплачивают Боссе ежегодно, и что лучше было бы употребить эти деньги на поощрение русских художников. По-видимому, после этого, с 1832 г. Боссе было отказано в содержании. Из придворных живописцев он тоже был уволен, и за ним оставлено только звание профессора академии художеств.
Архив Имп. Академии Художеств, Д. 122 (1832), Д. 134 (1832), Д. 33 (1822), Д. 15 (1832), Д. 36 (1831), Д. 184 (1831). — Петров, "Материалы для истории Имп. Академии Xудожеств", II, 240, 261, 281. — Андреев, "Живопись и живописцы главнейших европейских школ".
Е. Тарасов.
{Половцов}