[9(21).9.1877, Рига — 18.12.1953, Ленинград] — арт. оперы (бас), камерный певец, режиссер и педагог. Засл. арт. Республики (1927). Отец (француз по нац.) был врачом, мать (эстонка) — певицей. Образование получил в высшем технич. уч-ще в Мюнхене. В 1897 переехал в Петербург, где служил в Международном коммерческом банке и одновременно брал уроки пения у И. Россета. С 1910 начал выступать в концертах и оперных спектаклях. Вскоре уехал в Милан. гду обучался пению у Пинторни и Дж. Ронкони. С 1903 выступал на оперных сценах Италии (Милан. Генуя, Венеция, Падуя), Голландии (Роттердам, Амстердам, Гаага), затем совершил конц. турне по городам Германии (Берлин, Лейпциг, Ганновер и др.). В 1905 вернулся в Россию и стал солистом петерб. Итал. оперы. В 1906—09 выступал в Киев. оперном т-ре (в этот период пел партии в рус. репертуаре на итал. языке), также гастролировал на Урале (в т. ч. в Екатеринбурге, 1907), в Сибири, Крыму, на Кавказе. В 1909 после успешного дебюта в "Фаусте" был приглашен в петерб. Мариинский т-р. В 1920 пел в Ленингр. акад. т-ре комической оперы (ныне Ленингр. акад. Малый т-р оперы и балета). В 1941 ушел со сцены. Обладал сильным звучным голосом теплого и выразительного тембра, обширного диапазона (до верхнего соль), отточенной вокальной техникой. Отличался ярким сцен. дарованием (в особенности в комических партиях) и артистической культурой. В качестве недостатка современники отмечали иностранный акцент при исп. партий в рус. репертуаре.
1-й исп. партий: Капеллана ("Чудо роз"), Аримана ("Метель"), Белосельского ("Орлиный бунт"), Тизенгаузена ("Лед и сталь"), Ячевского ("Беглец"); в Киеве — Мужа Лауры ("Джоконда"), Вотана ("Валькирия"); в Мариинском т-ре — Даланда ("Летучий голландец"), Ганса Закса ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Солейман-хана ("Измена"); на рус. сцене — Ореста ("Электра"); в СССР — Доктора Вегелиуса ("Дальний звон"), Леандра ("Любовь к трем апельсинам"), Доктора ("Воццек"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Пимен, Иван Хованский, Борис Годунов, Кончак, Салтан, Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Марсель ("Гугеноты"), Король ("Золушка" Ж. Массне), Хаген, Вотан ("Валькирия"), Доктор ("Воццек"). Б. Асафьев писал об исп. партии Доктора: "Это одна из удачнейших ролей глубоко чуткого, культурного и проницательного артиста, большого мастера декламации и музыкальной фразировки"*.
Др. партии: Фарлаф, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Варлаам, Рангони, Олоферн, Кау-Цинг, Пугачев ("Капитанская дочка"; один из первых исп.), Мандарин, Гремин, Агамемнон; Мефистофель ("Фауст"), Лаэрт ("Миньон"), Великий инквизитор, Рамфис, Спарафучиле, Цунига, Нилаканта. Английский посол, Моряк-скиталец, Вотан ("Золото Рейна" и "Зигфрид"). Партнеры: Дж. Ансельми, Р. Горская, В. Касторский, Е. Петренко, А. Смирнов, И. Тартаков, М. Черкасская, Ф. Шаляпин. Пел п/у В. Дранишникова, М. Ипполитова-Иванова, А. Коутса, Н. Малько, Э. Направника, И. Палицына, Д. Похитонова.
С 1914 выступал и как камерный певец, исполняя произв. классиков. Пел в петерб. вокальном квартете. Участвовал в симф. концертах А. Зилоти, где пел сольные партии в произв. И. С. Баха, в т. ч. "Магнификате", и 9-й симфонии Л. Бетховена (в ансамбле с И. Ершовым, М. Будкевич, Л. Кобеляцкой-Ильиной). В том же году на торжествах, посвященных Баху, в Петербурге исп. сольные партии в Серенаде (для орк., сопрано и баса), Кантате № 60 и Мессе h-moll п/у Г. Рюделя. В годы Великой Отечественной войны неоднократно выступал с концертами перед воинами на фронте и защитниками Ленинграда.
В 1918—1919 работал оперным режиссером в петрогр. Малом оперном т-ре (быв. Михайловский т-р), выступая в качестве певца в поставленных им операх "Миньон", "Царь и плотник".
В 1913—49 (по приглашению А. Глазунова) преподавал в Петрогр. (позднее Ленингр.) конс. (с 1914 проф.). Среди учеников — В. Арканов, А. Иванов, Э. Каплан, И. Яшугин.
Награжден орденом "Знак Почета" (1939).
Записывался на грампластинки в Киеве ("Экстра-рекорд", 1909, 4 произв.).
Соч.: Выдающиеся мастера искусства: Творчество П. З. Андреева: К 35-летию его сценической деятельности // За сов. искусство (Л.). 1939. № 13. С. 3; Как преподают пение? — Жизнь искусства. 1925. № 2. С. 16.
Лит.: Дpанишников В. Г. А. Боссе // Красная газета. 1927. 6 апр; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 77— 79, 326, 413; Асафьев Б.* Об опере: Избр. статьи. — Л., 1976. С. 276; Вольфсон С. Мастера оперы // Ленинградский Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (1917—1967). — Л., 1967. С. 48; Иванов А. Начало пути // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862— 1962. — Л., 1962. С. 337— 339; Его же. Уроки Г. А. Боссе // Иванов А. Жизнь артиста. — М., 1978. С. 35—45; Вельтеp H. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 35, 36.