7.6.1882, Петербург - 1.2.1940, Нью-Йорк) - авиаконструктор. Семья Б. принадлежала к числу известных дворянских родов Бессарабии. По окончании кишиневского реального училища Б. поступил в 1902 на механическое отделение Харьковского технологического института (ХТИ). В 1905-7 учился в Электротехническом институте Монтефо в Бельгии, где получил звание инженера-электрика, а по возвращении в Россию в 1908 защитил с отличием диплом инженера-технолога в ХТИ. В 1908-9 продолжил свое образование в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1910 поступил в Сорбонну, где в следующем году под руководством П.Пейнлеве защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование устойчивости самолета». Работа представляла собой наиболее глубокое математическое исследование данного вопроса. Ученый первым использовал метод малых возмущений для решения задач об устойчивости самолета.Б. может по праву считаться одним из основоположников науки о динамике полета летательных аппаратов. Вопросами динамики полета самолетов и вертолетов он занимался по существу всю жизнь.
По возвращении в 1911 в Россию Б. получил должность преподавателя по курсу воздухоплавания в Петербургском политехническом институте.
Одновременно при поддержке военного ведомства он приступил к исследованиям в аэродинамической лаборатории института. В 1911-14 Б.
внес большой вклад в экспериментальное и теоретическое изучение устойчивости полета летательного аппарата, одним из первых провел исследование роли демпфирования в обеспечении устойчивости полета: изучил влияние параметров стабилизатора на продольные динамические характеристики самолета; заложил основы современных математических методов анализа устойчивости движения.Б. опубликовал в отечественной и зарубежной литературе множество статей по динамике полета; неоднократно выступал с публичными лекциями. Результаты его исследований имели огромное значение для инженеров-практиков, конструкторов и летчиков.
Помимо Петербургского политехнического института, Б. работал в аэродинамических лабораториях офицерской воздухоплавательной школы, Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства и др.
Он внес большой вклад в создание этих научно-исследовательских центров и формирование научноопытной авиационной базы России.Б.
вместе с известными петербургскими профессорами С.Тимошенко, А.Фан-дер-флитом, А.Лебедевым и В,Найденовым был в числе основателей т.н. петербургской авиационной научной школы. В 1912 Б. был приглашен читать курсы теории полета и механики в Петербургской офицерской воздухоплавательной школе. Кроме столичных учреждений, он выступал с лекциями и в ряде других учебных заведений России и Западной Европы. В 1914 Б. был выбран экстраординарным профессором, а в 1915 - ординарным профессором Донского политехнического института в Новочеркасске.
Вскоре после начала 1-й мировой войны Б. вернулся из Новочеркасска в Петроград для работы в качестве научного эксперта в различных военных техничских учреждениях, Весной 1916 вместе с профессорами Тимошенко, Фан-дер-Флитом и Лебедевым он вошел в состав Технического комитета только что созданного управления Военно-воздушного флота (ВВФ) военного министерства (УВВФ). Члены Технического комитета не только обеспечивали научную консультацию зарождавшегося отечественного самолетостроения, контролировали качество имущества, поступавшего из-за рубежа и рассматривали многочисленные заявки изобретателей, но и заложили основы мощной научно-экспериментальной базы отечественной авиации. По их настоянию в 1916 началось создание крупнейшего в мире государственного научно-исследовательского, опытно-конструкторского, испытательного и учебного центра, получившего название Главный аэродром.Б. был основным инициатором и первым научным руководителем строительства этого уникального учреждения, являвшегося прямым предшественником современных исследовательских центров.
Помимо исследований по аэродинамике, Б. в годы войны занимался и другими важными проблемами, диктовавшимися требованиями времени. Им был проведен ряд научных работ по баллистике, разработана конструкция ряда бомбардировочных прицелов и другого вооружения. С 1915 в авиационных частях стали с успехом применяться баллистические таблицы Б. позволявшие бомбардирам принимать правильные поправки на скорость полета и направление ветра. В 1914 Б. был приглашен на должность главного конструктора авиационного отделения акционерного общества электромеханических сооружений «ДЕКА». Там им были построены гироскопический прицел и другие типы авиационного оборудования, проектировались самолеты различных размеров и назначения, Первый самолет конструкции Б. был построен в октябре 1917. К сожалению, этот оригинальный и передовой по конструкции аппарат был разбит из-за ошибки летчика, Революция прервала строительство других самолетов и вертолета Б. Важнейшим вкладом ученого в авиационную науку в годы 1-й мировой войны была разработка им в 1916 импульсной теории винтов.Б.
проанализировал с единых позиций все режимы работы винта. Он впервые рассмотрел режим «вихревого кольца», получил основные формулы расчета воздушных винтов. Теория Б. получила высокую оценку как у отечественных, так и у зарубежных специалистов. Ее совершенствованием ученый занимался всю жизнь.
Первоначально Б. лояльно отнесся к советской власти и пытался сотрудничать с новым правительством. Однако в мае 1918 он был вынужден покинуть страну. Известность ученого была столь велика, что уже в июне того же года он был приглашен работать экспертом в Национальный консультативный комитет по аэронавтике США, читать лекции в Массачусетский технологический институт и Колумбийский университет, консультировать различные предприятия. В следующем году Б. пригласили в Чикагский университет. Авторитет ученого значительно вырос в связи с переизданием его трудов на английском языке вскоре по приезде в США.
В 1921 командование Военно-воздушных сил США предложило Б.
осуществить постройку давно задуманного им вертолета в исследовательском авиационном центре РайтФилл (г. Дейтон). В декабре 1922 первый вертолет армии США поднялся в воздух. Аппарат оказался очень удачным для своего времени. Его грузоподъемность оставалась непревзойденной до начала 40-х. Оригинальная схема (4-винтовая с осями несущих винтов, наклоненными внутрь) обеспечила неплохие пилотажные характеристики. Однако американские военные предпочли воздержаться от дальнейшего финансирования работ по вертолетам, не оценив по достоинству их будущее. Очевидно, свою роль в этом сыграл и тяжелый характер Б.
После разрыва с армией ученый предпочел больше не связываться с государственными учреждениями. В 1926 он вернулся в НьюЙорк и основал собственную фирму «De Bothezat Impeller Company», где рассчитывал реализовать на практике итоги собственных экспериментальных и теоретических исследований. Работа началась с постройки специально спроектированных осевых вентиляторов высокого давления, превосходящих по характеристикам распространенные центробежные вентиляторы.
Первоначально к намерению Б. заниматься бизнесом все относились скептически, но вскоре его фирма выиграла конкурс Военно-морского флота США, и ее вентиляторы были установлены на новых американских крейсерах. Вслед за этим последовали заказы на вентиляторы для производственных и жилых зданий, в том числе престижный заказ на установку соосных вентиляторов Б. в помещениях Рокфеллер-Центра.
Фирма Б" большинство сотрудников которой составляли русские эмигранты, была принята в состав крупного концерна «American Machine and Metall Manufacturing Corp.».
Коммерческая деятельность и совершенствование основной продукции отнимали массу времени. Несмотря на это, Б. продолжал интересоваться различными областями науки и техники: математикой, аналитической механикой, аэродинамикой, теоретической физикой, экономикой, социологией и теорией познания. Однако большинство его научных работ в этих областях остались неопубликованными. Не получила завершения и фундаментальная работа «Оперативная алгебра и конфигурационное исчисление». Правда в 1935 ученый опубликовал специальный труд, посвященный теории проектирования вентиляторов. Вышли из печати работы, касавшиеся критики теории Эйнштейна и вопросов применения математики в коммерческой деятельности. И все же того научного авторитета, который Б. имел на родине и за рубежом в первые годы эмиграции, ему сохранить не удалось. Бизнес помешал науке.
Упрочив свое экономическое положение, Б. в 1936 решил вернуться к постройке вертолетов. Он вместе с другим известным русским эмигрантом, выдающимся летчиком и инженером Б.Сергиевским основал «Air-Screw Research Syndicate», переименованный в следующем году в «Helicopter Corp. of America». Б. была разработана целая программа постройки вертолетов различных весовых категорий и назначения. В 1938 был построен экспериментальный вертолет GB-2, имевший оригинальную компоновку и систему управления. Силовая установка располагалась между соосными несущими винтами. Продольно-поперечное управление достигалось смещением и наклоном всей винтомоторной группы, После экспериментов на привязи испытателем Сергиевским были осуществлены небольшие свободные полеты. В 1940 вертолет был переделан в новую модель GB-5, однако завершить ее испытания и доводку не удалось.Б.
скончался во время операции на сердце в возрасте 58 лет. Вскоре его фирма прекратила свое существование.