БОТТИЧЕЛЛИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОТТИЧЕЛЛИ
Сандро (настоящее имя Алессанд-ро ди Мариано Филинени) (1445–1510) — итальянский живописец и график эпохи Раннего Возрождения. Ранним работам Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкий свето-теневой колорит, интерес к бытовым деталям («Поклонение волхвов», 1477 г.). Одна-ко с конца 70-х гг. XV в. в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются кар-тины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и, одновременно, поэтической, лирической одухо-творенностью («Весна» — 1478 г., «Рождение Венеры» — 1484 г.).
Если мастера Возрождения стремились выразить в своих произведениях красоту и закономерность окру-жающего мира, то Боттичелли, вольно или невольно, выражал в первую очередь свои собственные переживания, и поэтому его искусство приобретает лирический характер. Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных красок придают картинам Боттичелли атмосферу мечтательности и легкой грусти.
В то же время, во фресках в Сикстинской капелле в Ватикане, выполненных Боттичелли в 1481–1482 гг., мы обнаруживаем, что величественная гармония пей-зажа и античной архитектуры сочетается внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной так же станковым портретам художника (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

БОТТИЧЕЛЛИ
botticelli) Сандро (настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445, Флоренция – 1510, там же), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье кожевника; в юности обучался ювелирному искусству. Ок. 1464 г. поступил в мастерскую Фра Ф. Липпи. Испытал влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трехмерность передачи объемов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов, а также братьев А. и П. Поллайоло. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470). В 1467–68 гг. посещал – одновременно с молодым Леонардо да Винчи – мастерскую А. Верроккьо, где царила атмосфера творческого поиска. В 1470 г. открыл собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Ф. Липпи, Филиппино). В 1472 г. вступил в гильдию Св. Луки.
Боттичелли называли певцом идеальной красоты. В «Св. Себастьяне» (1473) он облегчает и удлиняет пропорции фигуры мученика; лишь лазурь неба служит ему фоном. Художник не превозносит пронзенного стрелами героя, а лишь грустит о поруганной красоте. В композицию «Поклонение волхвов» (ок. 1475 г.) Боттичелли включил скрытые портреты Медичи – фактических правителей Флоренции, что позволило ему сблизиться с просвещенным двором этого могущественного семейства. Здесь сложился его неповторимый стиль, основанный на ритмической игре беспокойных, словно «взвихренных» линий, передающих состояние эмоциональной взволнованности, тревоги, бурных порывов. Легкие, почти бесплотные фигуры в развевающихся на ветру одеждах изгибаются, подобно струям воды или языкам пламени. Самые знаменитые картины – «Весна» («Примавера»; 1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1483–84 г.) – были заказаны Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Художник наделяет «Весну» сложным символическим подтекстом; в ней видят отголоски идей Платона в переложении флорентинского философа 15 в. Марсилио Фичино, стремившегося привести идеи античности в согласие с христианским учением, а также образов поэта-гуманиста А. Полициано. Изображены (слева направо): Меркурий, три Грации, Венера, богиня весны Флора и нимфа, которую преследует бог западного ветра Зефир. Венера в центре композиции (над ней порхает Амур с завязанными глазами) являет гуманистический идеал духовной любви, проявления которой олицетворяют три Грации. Меркурий рассеивает жезлом-кадуцеем облака. Образ Венеры ассоциируется также с Мадонной, три ветки над ее головой образуют едва заметный нимб, реализуя идею объединения язычестваи христианства. Ветви апельсиновых деревьев сплетаются в арку над ее головой. Фигуры, объединенные музыкальным ритмом, образуют изысканный узор, уподобляя картинное изображение яркому ковру. Светлое чувство весеннего обновления сочетается с меланхолической мечтательностью. Замысел «Рождения Венеры» был вдохновлен «Метаморфозами» Овидия и поэзией Полициано. Раковина с родившейся из морской пены Венерой приближается к берегу; ей вслед дуют ветры Эол и Борей; одна из Ор – богинь времен года – вручает ей сотканное из цветов покрывало. Как и в «Весне», обнаженная богиня – символ не земной, а духовной любви. Ее хрупкая, удлиненная, бесплотная фигура полна невыразимого очарования. Возможно, картина была посвящена любви Джулиано ди Пьетро Медичи к Симонетте Веспуччи, жившей в Портовенере – городе у моря, где, согласно местной легенде, родилась богиня. Вместе с тем в картине заключена христианская идея рождения души из воды во время таинства крещения.
В 1480 г. Боттичелли участвовал (совместно с Д. Гирландайо, П. Перуджино и др.) в украшении фресками капеллы Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. В 1490-е гг. стал последователем доминиканского монаха Савонаролы, страстно призывавшего отказаться от «роскоши»; уничтожил свои произведения на античные и светские сюжеты. После смерти Лоренцо Медичи (1493) и казни Савонаролы (1498) оказался в одиночестве и забвении. Поздние произведения («Покинутая», «Аллегория клеветы», «Рождество», «Распятие», «Сцены из жизни св. Зиновия») отличает беспокойный ритм мечущихся в отчаянии фигур, пронзительность колористического решения. Они полны трагических предчувствий и пророческих откровений.
Исключительно своеобразное искусство Боттичелли не нашло прямого продолжения в эпоху Возрождения. Много веков спустя, оно оказалось вновь востребованным мастерами романтизма и прерафаэлитами.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Боттичелли
, Сандро (Botticelli, Sandro), наст. имя Алессандро Филипепи 1445, Флоренция — 1510, Флоренция. Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Учился у фра Филиппо Липпи; вероятно, посещал мастерскую Верроккио. Работал во Флоренции; в 1481—1482 участвовал наряду с Перуджино, Гирландайо, Синьорелли и др. в росписях стен Сикстинской капеллы (Ватикан). Искусство Боттичелли неотделимо от его времени — завершающего этапа флорентийского Раннего Возрождения, часто называемого по имени правителя Флоренции, одного из самых блестящих представителей рода Медичи, эпохой Лоренцо Великолепного. Боттичелли наиболее полно выразил дух флорентийской культуры этого времени, отмеченной утонченностью и поэтическим строем, расцветом гуманизма, неоплатонической философии и поэзии, поисками новых эстетических и духовных ценностей, оттенком элегичности. Искусство Боттичелли проникнуто гармонией особого рода, основанной на усложненном, полном нервной остроты восприятии мира, который художник наделяет возвышенной, идеальной красотой. Она трактована художником с характерным для культуры его времени оттенком интеллектуальной отвлеченности, в ней есть утонченная холодность и поэтическая одухотворенность; персонажи Боттичелли хрупки, почти женственны и в то же время наделены особой интенсивностью духовной жизни. Все это определяет своеобразие поэтики изобразительного языка Боттичелли, его понимание формы, пространства, цвета, линии, он предпочитает разворачивать композицию на плоскости, высоко поднимая линию горизонта; в сочетании с хрупкостью силуэтов фигур, моделировкой форм прозрачными, почти неощутимыми тенями, одухотворенной грацией линий, некоторой отвлеченностью, бестелесностью холодных, прозрачных или эмалево-насыщенных красок это сообщает его композициям оттенок парящей легкости и изысканной декоративности. В поэтике живописного языка Боттичелли особенно важное место принадлежит линии. Летуче-легкая и отточенная линия способна у него преобразить своей безукоризненной чистотой облик модели, придать движению, силуэту одухотворенную грацию, наполнить жесты тончайшими оттенками чувств. Творческое наследие Боттичелли включает в себя небольшие, камерного характера религиозные композиции, большие алтари и монументальные росписи, портреты и мифологические композиции, обширное графическое наследие. Ранние работы художника (Аллегория Силы, 1470; Возвращение Юдифи, ок. 1470—1472; Нахождение тела Олоферна, ок. 1470—1472, все — Флоренция, галерея Уффици; Мадонна с Младенцем и ангелами, ок. 1470, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Мадонна Евхаристии, ок. 1472, Бостон, Музей И. Гарднер) выдают влияние фра Филиппо Липпи, Поллайоло, А. Верроккио и в то же время уже отмечены неповторимой тональностью дарования художника. Время расцвета творчества Боттичелли приходится на конец 1470-х — 1480-е, когда он сближается с семьей Медичи, соприкасается с утонченной интеллектуальной средой гуманистов и поэтов, окружавших Лоренцо Великолепного, и создает серию мифологических композиций, включающих Весну (ок. 1478), Рождение Венеры (ок. 1485), Палладу и Кентавра (ок. 1486, все — Флоренция, галерея Уффици), Венеру и Марса (ок. 1485, Лондон, Нац. галерея), а также парные фрески из виллы Лемми Лоренцо Торнабуони и Свободные Искусства и Джованна дельи Альбицци и Добродетели (1486, Париж, Лувр). Мифологические композиции Боттичелли являются вершиной развития этого жанра в итальянском искусстве XV в. Художник нашел неповторимый, глубоко поэтичный образ Античности. Центральное место среди мифологических образов Боттичелли занимает Венера, трактовавшаяся флорентийскими гуманистами как воплощение неоплатонической концепции любви — формы духовной связи между миром земным и небесным, приобщающей человека к познанию Божественной истины. Как чудесные явления решены две самые замечательные мифологические композиции Боттичелли — Весна и Рождение Венеры — с их возвышенной поэтичностью, музыкой линий, грацией и парящей легкостью движений, одухотворенностью образов, такими поразительными по красоте мотивами, как танец трех Граций в Весне или развевающиеся золотые волосы богини в Рождении Венеры. Стилистически близки к мифологическим композициям Боттичелли конца 1470—1480-х картины круглого формата (тондо), изображающие Мадонну с Младенцем, наделенную нежной, хрупкой, немного печальной красотой, окруженную задумчивыми, грациозными ангелами (Мадонна дель Маньификат, ок. 1485; Мадонна с гранатом, 1487, обе — Флоренция, галерея Уффици). Несколько иначе решает Боттичелли сложные многофигурные композиции на темы из Священного Писания: небольшое Поклонение волхвов (ок. 1477, Флоренция, галерея Уффици) и фрески Исцеление прокаженного, Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона (все — 1481—1482, Ватикан, Сикстинская капелла). Стройная организация этих сложных, изобилующих деталями сцен, акцентировка занимающего центральную часть композиции главного эпизода соединяются в них с острой, иногда несколько преувеличенной эмоциональностью реакции на происходящее многочисленных свидетелей того или иного события, выраженной в стремительности движений, взволнованной жестикуляции. В Поклонении волхвов и ватиканских фресках много ярких и точных портретных изображений. Портрет как самостоятельный жанр занимает важное место в творчестве Боттичелли 1470—1480-х. В работах этого времени (Человек с медалью, ок. 1474, Флоренция, галерея Уффици; Джулиано Медичи, ок. 1478, Бергамо, галерея Академии Каррара; вариант — Вашингтон, Нац. галерея; Женский портрет, 1480-е, Флоренция, галерея Питти; Юноша, 1480-е, Лондон, Нац. галерея) Боттичелли предстает как один из самых ярких и своеобразных портретистов Италии XV в. Точность и острота передачи портретного сходства, подчеркнутая чеканностью линий и светотеневой лепки, выбором ракурса лица — от изображения в анфас до трехчетвертного поворота и профиля, различным решением фона (пейзаж, условный интерьер, нейтральный фон) — сочетается в них с изысканностью общего решения и нервной напряженностью внутреннего состояния. Последний период творчества Боттичелли (кон. 1480 — нач. 1500-х) отмечен нарастанием драматического начала. Уже в Алтаре Сан Барнаба (ок. 1488—1489, Флоренция, галерея Уффици) не свойственному ранее Боттичелли великолепию архитектурного фона противоречит нервная ломкость и напряженность ритма, беспокойное движение, хрупкий, почти болезненный облик персонажей. Драматическим пафосом отмечено Оплакивание Христа (кон. 1490-х, Милан, Музей Польди-Пеццоли). Одновременно нарастает усложненность композиций, стилизованная хрупкость облика персонажей, преувеличенная напряженность, почти конвульсивность движений (Благовещение, ок. 1490; Клевета, ок. 1495, обе — Флоренция, галерея Уффици; ныне разрозненная серия Чудеса св. Зиновия, ок. 1500, Дрезден, Картинная галерея; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Лондон, Нац. галерея). Поэтичность религиозного чувства и нарочитая архаичность облика персонажей и изобразительного языка отличают одну из его последних работ Рождество (1500—1502, Лондон, Нац. галерея). Особое место в позднем творчестве Боттичелли занимает обширная серия графических иллюстраций к Божественной комедии Данте (ок. 1492—1497, Берлин, Гравюрный кабинет; Ватикан, Библиотека), дающая своеобразную, глубоко личную интерпретацию поэмы.
Лит.: Гращенков В. Н. Боттичелли. М., 1960; Боттичелли: Сборник / Сост. В. Н. Гращенков. М., 1962; Смирнова И. А. Боттичелли. М., 1967; Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Л., 1971; Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. М., 1977; Venturi L. Botticelli. Wien, 1937; Mesnil G. Botticelli. Paris, 1938; Ettlingen H. S. Botticelli. New York, 1977; Lightbown R. W. Sandro Botticelli. London, 1978. Vol. 1—2.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Экфрасис в эссе У. Пейтера «Сандро Боттичелли» и в сонете Д. Г. Россетти «На Весну Сандро Боттичелли

Загороднева Кристина Владимировна
Эссе английского писателя второй половины XIX в. У.Пейтера и сонет его современника поэта Д.Г.Россетти исследуются в контексте поэтики экфрасиса.
Читать PDF
0.00 байт

Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы

Рыков Анатолий Владимирович
Статья посвящена метаисторическим проблемам интерпретации творчества Боттичелли. Автор вводит новое понятие ѕэстетической формыї и прослеживает его истоки в искусстве Ренессанса.
Читать PDF
0.00 байт

Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли

Портнова Татьяна Васильевна
Большое внимание к художественному наследию эпохи раннего итальянского Возрождения обусловливает потребность в более глубоком изучении отдельных произведений мастеров, внесших заметный вклад в развитие мировой художественной культ
Читать PDF
0.00 байт

Реконструкция антропологического персонализма у Боттичелли

Косполова Наталья Эмильевна
Выявляются особенности персонализации объекта в зависимости от выбора модели на примере ряда произведений Боттичелли как яркого представителя Возрождения.
Читать PDF
0.00 байт

История интерпретации картин Боттичелли в контексте культуры кватроченто

Лебедь Ольга Александровна
В статье прослеживается развитие интерпретационных предпочтений, от метода Варбурга, искавшего литературный источник картин Боттичелли, до гипотез о происхождении их программ из неоплатонических концепций.
Читать PDF
0.00 байт

Персональный миф о Флорентийском художнике Сандро Боттичелли в русской литературе XIX-XX веков

Гребнева М.П.
В статье анализируется феномен персонального мифа о Ботти-челли в русской литературе XIX-XX веков.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема интерпретации двух картин Боттичелли

Лебедь Ольга Александровна
Цель статьи наметить основную линию в истории интерпретаций двух картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры». В ХХ в. большинство исследователей искали идейные и литературные источники программы этих произведений.

Похожие термины:

  • САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ

    собств. Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445—1510) — ит. живописец, представитель Раннего Возрождения. Родился во Флоренции, учился у Филиппо Липпи (1465—1466), посещал мастерскую А. Верроккьо, где сблизи