— семья художников и архитекторов конца 18 и первой половины 19 в., работавших в России. 1) Родоначальник ее — Винченцо Джованни Бовa (Bova, 1750—1816), неаполитанский портретист, приехавший в 1782 в Петербург. Служил сперва в Эрмитаже, потом переехал в Москву, где работал в Архангельском (написал ряд портретов с тогдашнего владельца усадьбы кн. Голицына и его семьи и исполнил серию портретов его предков). Из четырех его сыновей трое были архитекторами, переменившими фамилию Бова на Бове и принявшими отчество Иванович. — 2) Александр Иванович Б. (1804—88) обучался архитектуре у старшего брата Осипа и был с 1820 его помощником. Работал в Москве (совместно с Осипом): в 1833 строил 1-ю городскую больницу и в 1836 — восточную часть Скорбященской церкви на Б. Ордынке, по проектам брата. В 1840-х гг. Б. строил по своему проекту колокольню Рождественского монастыря в Москве. — 3) Михаил Иванович Б. (р. 1797) также учился у старшего брата. В 1830, в числе других архитекторов, составлял проект храма Христа Спасителя в Москве.
— Самым значительным художником из братьев был старший 4) Осип Иванович Б. (1784—1834), знаменитый архитектор начала 19 в., возведший в Москве ряд замечательных зданий. Ученик Кампорези и Казакова, он в 1802 поступил в Архитектурную школу при Кремлевской Экспедиции и в 1812 за выполнение программы получил звание архитектора. Назначенный в 1813 архитектором в Комиссию строений, специально организованную для обстройки Москвы после пожара, Б. уже в 1814 играет в ней главную роль, занимая специально для него созданный пост по надзору за всеми государственными и общественными строениями, "дабы оные строились с приличными фасадами". Все проекты перестроек и новых построек подавались Б., переделывавшему их по-своему. Отсюда — огромное значение Бове для московского строительства 1813—1825. Породнившись с московской знатью, он сразу становится модным архитектором и, — если не считать еще более одаренного Д. И. Джилярди, — не имеет в Москве соперников. Б. был завален заказами и к началу 1816 уже выстроил 33 здания.
Главные его постройки этого периода: Торговые ряды на Красной площади, перестроенные им из старых рядов и снабженные блестящей архитектурной декорацией (1815 — сломаны перед постройкой Верхних торговых рядов); б. особняк кн. Гагарина на Новинском бульваре (сейчас Книжная палата). Из последующих работ наиболее значительны: постройка Большого театра (1819—24), по проекту Михайлова, с некоторыми отступлениями (после пожара в 1853 перестроен Кавосом); перестройка Никольской башни (1820); разбивка Александровского сада (1820—21), решетка, ворота, "руины" и фонтан, исполненные по его проектам; Триумфальные ворота (1827—30); 1-я городская больница (1828—33) и множество частных построек в Москве и провинции.
Балованный и властный, Б. не стеснялся присваивать себе чужие идеи — напр., выдавал проект Большого театра за свой и применял к своим проектам декоративные мотивы Джилярди. По словам Витберга (см.), все интересы Б. ограничивались практическими делами и неутолимой страстью к обогащению, в жертву которой было этим большим художником принесено его блестящее дарование.
Лит.
: Ст. о Б. в "Русском Биографическом Словаре"; архивы Академии художеств.И. Грабарь.