, Любен (Baugin, Lubin) Ок. 1612, Питивье — 1663, Париж. Французский живописец. О жизни и творчестве Божена сохранилось мало сведений. Известно, что художник начиная с 1636 много лет прожил в Италии. В его искусстве ощутимо влияние школы Фонтенбло, а также Рафаэля, Пармиджанино, Гвидо Рени — иногда художника даже называли "маленький Гвидо". Датировка его картин представляет большую трудность. Божен написал для собора Парижской Богоматери одиннадцать работ, из которых сохранилось лишь четыре, в том числе Мученичество св. Варфоломея, Мадонна Сострадания. Ряд картин, изображающих Мадонну с Младенцем, хранится Лувре, в Нац. галерее Лондона, в музеях Нанси и Ренна. Музей Гране в Экс-ан-Провансе владеет Введением Девы Марии во храм, Рождеством Девы Марии. Большой интерес вызывают четыре сохранившихся и подписанных художником натюрморта, которые представляют ценную часть наследия мастера: Блюдо с вафлями, Пять чувств (оба — Париж, Лувр), Ваза с фруктами (Ренн, Музей изящных искусств), Натюрморт со свечой (Рим, галерея Спада). Натюрморты писались Боженом, очевидно, до поездки в Италию. Одно время высказывалось предположение, что композиции на религиозные темы и натюрморты были созданы двумя разными живописцами, носившими фамилию "Божен". Однако исследования в архивах убедили, что был лишь один Божен. Натюрморты Божена поражают своим рафинированным холодноватым колоритом, лаконизмом, четкой композицией, строгим отбором цветов, мастерским владением передачей освещения. В отличие от голландских натюрмортов, в которых ощутимо присутствие человека, у Божена предметы словно пребывают в странном, обособленном от человека пространстве.
Лит.: Fare M. Bougin, peintre de natures mortes // Bulletin de la Societe de L’Histoire de l’art francais. 1955; Thuiller J. Lubin Bougin // L’?il. 1963. № 102.
В. Стародубова
0.00 байт