Браиловский, Леонид Михайлович
(23. 05. 1867, Харьков — 07. 07. 1937, Рига)
Окончил ИАХ, в 1894 получил звание клас. худ. арх. 1-й ст. С 1898 — преподаватель арх. в МУЖВЗ, с 1899 — в Строгановском уч-ще.
В 1908 разработал проект нового зд. МУЖВЗ на Мясницкой ул. Спроектировал виллу в Туапсе, надгробный памятник А. П. Чехову в Москве (1905). Художник-акварелист, сценограф, за "известность на художественном поприще" в 1916 получил звание акад. После революции эмигрировал.
Ист: РГАЛИ, ф. 680, оп. 1, д. 712.
Лит.: Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб, 1915. — Т. II, с. 297; Зодчий. — СПб., 1902, с. 504; Краеведческие записки Санкт-Петербурга. — СПб., 1995. — Вып. 3. — С. 82.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Браиловский Леонид Михайлович
Браиловский, Леонид Михайлович, - архитектор и живописец. Родился в Харькове в 1868 г., учился в Академии Художеств на архитектурном отделении, потом занимался живописью в Риме у Бомпиани и в Париже у Жюльена. В 1897 г. исполнил серию акварелей старинного дома князя Юсупова в Москве и тогда же назначен профессором в училище живописи, ваяния и зодчества и преподавателем в Строгановское училище. В 1892 г. Браиловский начал выставлять в ""Обществе Русских Акварелистов"" свои архитектурные пейзажи; с 1907 г. перешел на выставки ""Московского Товарищества Художников""; выставлял также на весенних выставках в залах Академии Художеств, на выставках ""Нового Общества Художников"", на выставке ""Мир Искусства"" и других, а также в Вене, Риме и Париже. Сначала он в своих акварелях изображает античные руины, дворцы ренессанса, арабские мечети, роскошные виллы и церкви, например: ""Собор св. Марка в Венеции"" (1903), ""Внутренний вид церкви Santa Croce во Флоренции"" (1896). Постепенно жизнь в Москве накладывает на него свой отпечаток; кремлевская старина, древние церкви и монастыри пробуждают в нем любовь к русским древностям; он посещает древние русские города: Ростов, Суздаль, Ярославль и др., где исполняет много акварелей с различных памятников старины, например: ""Ростовский Кремль"" (1904), ""Владимирские ворота в Китай-городе"" (1904), ""Новгород Великий"" (1905). В 1904 г. Браиловский проводит целое лето в Новгороде, где копирует фрески церкви Спаса на Нередице. Примыкая к московскому кружку художников-сказочников, он пишет сложные, фантастические и декоративные архитектурные композиции, как, например, ""Сказка"" (1904), ""Баллада"" (1905); отдает много времени художественной промышленности, не покидает и архитектуры, выступая на конкурсах и принимая участие в постройках своими проектами. В 1907 г. им построен памятник на могиле А.П. Чехова , в Новодевичьем монастыре в Москве, строго выдержанный в старорусском стиле. Большие познания в архитектуре разных эпох и стран, декоративная манера многих его сказочных картин как бы предназначали Браиловского к работе для театра; многие его картины прямо носят характер эскизов декораций. В 1911 г. он поставил в Малом театре в Москве ""Горе от ума""; постановка имела крупный успех, благодаря стильности и гармоничности архитектуры старого московского особняка ""Empire"". Осенью 1911 г. там же Браиловский поставил ""Плоды Просвещения"", а весной 1912 г. - ""Герцогиню Падуанскую"", в постановке которой развернул богатую и красочную картину грандиозной архитектуры итальянского возрождения. - См. Барановский, ""Л. М. Б. и его произведения"" (""Строитель"", 1905, № 9); St. Noakowsky (""Kunst"", 1907, № 6); ""Ежегодник Общества Архитекторов-Художников"", 1906 - 1909 годы; J. Ebersolt, ""Monuments Piot"" (XIII, 1906, 35 - 55). С. Ростовцева.
Источник: Биографический словарь. 2008
БРАИЛОВСКИЙ Леонид Михайлович
4.06(23.05). 1867 (Харьков) - 7.07.1937 (Рим). Акварелист, художник театра и архитектор. Из дворян. Окончил Харьковское реальное училище. В 1886 поступил на архитектурное отделение АХ в Петербурге. В годы учебы получил малую (1890) и большую (1892) серебряные медали и малую золотую медаль (1893), в 1894 - звание художника 1-й степени и двухлетнее заграничное пенсионерство. В 1895-98 побывал в Египте, изучал византийскую архитектуру в Греции и Италии, зарисовывал и обмерял дворцы Франциска 1 и Людовиков во Франции, посетил Германию, Австрию, Англию, совершил с проф. Н. П. Кондаковым путешествие по Испании. Учился у Бампани в Риме и в академии Р. Жюльена в Париже. Акварели на архитектурные темы, присланные в качестве отчета о заграничной командировке, были приобретены Музеем АХ, Институтом гражданских инженеров и Русским музеем. По возвращении из-за границы приехал в Москву, чтобы выполнить заказ на создание серии акварельных рисунков с только что отреставрированного старинного дома Юсуповых. Вскоре был приглашен преподавателем на архитектурное отделение МУЖВЗ, а затем в Строгановское училище, где вел художественно-промышленную композицию в старших классах. В 1898 женился на Р. Н. Шмидт (Браиловской). В 1900-е занимался изучением и копированием фресковой живописи в церквях Ярославля, Ростова и Новгорода. Большинство сделанных им рисунков и обмеров было приобретено АХ, некоторая часть - Византийским музеем при Сорбонне в Париже. Копии росписей церкви Спаса-на-Нередице близ Новгорода были по решению АХ изданы в виде альбома. Создал акварели с видами античных руин, архитектурных памятников различных стран и эпох, с интерьерами храмов и дворцов. Нередко прибегал к вымышленным архитектурным образам, сказочным и мистическим сюжетам. Занимался оформлением интерьеров, делал эскизы мебели, бронзовых изделий. Участвовал в выставках: Весенних в залах АХ (1898, 1902, 1903), Общества русских акварелистов (1891-93, 1895, 1898-1905), МОЛХ (1898, 1901), МТХ (1899, 1906-17), Нового общества художников (СПб., 1909-17), «Салон» В. А. Издебского (1910), «Мир искусства» (М., 1911), «Художники - товаршцам-воинам» (М., 1914), «Художники Москвы — жертвам войны» (М., 1915), «Современная живопись» (М., 1916/17) и др. Состоял членом Общества русских акварелистов. Общества архитекторов-художников (член редакционной комиссии). Московского археологического общества и Московского товарищества художников. С 1909 занимался сценографией. Оформил спектакли: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1911), «Стакан воды» Э. Скриба (1911), «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда (1912), «Венецианский купец» Шекспира (1916) для Малого театра, оперу «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1916) для Большого театра. Осуществил несколько архитектурных проектов, среди которых - здание театра в Екатеринославе (Днепропетровск; совм. с И. В. Жолтковским), виллы в Крыму и на Кавказе (в том числе для художника К. А. Коровина), памятники на могилах А. П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве (1907) и композитора В. С. Калинникова в Ялте (1908). Сам мало занимался строительством и ограничивался работой над эскизными проектами. В 1916 получил звание академика архитектуры. Летом 1917 с женой выехал в Ялту, где участвовал в двух выставках. В 1918 эмигрировал в Константинополь, в 1921 открыл свою мастерскую. В том же году участвовал в выставке русского искусства в парижской галерее Devambez. В 1922 переехал с женой в Белград, где стал основателем и руководителем художественной мастерской Народного театра. За три театральных сезона оформил с женой 17 постановок, в числе которых - оперы «Царская невеста» и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, «Кармен » Ж. Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, драмы «Ричард Ш» и «Король Лир» Шекспира, «Найденыш» Б. Нушича. В 1925 поселился в Риме. Вместе с женой исполнил цикл стилизованных картин «Видения Старой России». Участвовал в групповых выставках в Риме, Милане, Париже, Лондоне, Амстердаме, Гааге, Мюнхене, Будапеште и Нью-Йорке, в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). Провел с женой выставки в парижской галерее W. Hirshman (1930) и в Восточном институте Ватикана (декабрь 1932). При содействии папы Пия XI коллекция акварелей Браиловских была приобретена Ватиканом. В 1933 основал Музей русского религиозного зодчества при Конгрегации восточных церквей в Ватикане.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999