Брайнин, Рувим

Найдено 1 определение
Брайнин, Рувим

— писатель; род. в Лядах (Могилевской губ.) в 60-х годах 19 в. Получил обычное религиозное воспитание. В 1887 г., живя в Москве, Б. сотрудничал в газете "Наmeliz", и его очерк "Gesisath ha-Sofer" ("Агония писателя", 1888), посвященный памяти Смоленского, обратил на себя внимание. Чтобы пополнить свое образование, Б. уехал в 1892 г. за границу (живет ныне, 1909, в Берлине). Считая, что еврейская литература должна удовлетворять всем общечеловеческим духовным потребностям, а не исключительно национальным, Б. основал в 1894 г. журнал "Mi´misrach umi´maarab" ("С востока и запада"), который был посвящен как специально еврейским, так и общим вопросам и интересам, но журнал не имел успеха (вышло всего 4 номера, три в 1894 г. в Вене, четвертый в 1899 г. в Берлине). Жизнь заграничных студенческих колоний дала Б. богатый запас наблюдений, воспроизведенных им в целом ряде интересных очерков: "Bar Chalafta" ("Протей", Achiasaf, II), "Dapim mekutaim" ("Отрывочные наброски", ibid., V), "Ben sorer u´more" ("Строптивый сын", Haschiloach, I), "Reschimot mi´sefer sichronotai" ("Наброски из дневника", ibid., V), "Reschimot aman ibri" ("Наброски еврейского художника", ibid., VIII). Два рассказа Б. "Schtei mittot" ("Две смерти") и "Abi zkeni" ("Мой дедушка"), переведенные на немецкий язык, обратили на себя внимание немецкой критики. В 1896 г. появился наделавший шум критический очерк о Л. О. Гордоне (Haschiloach, I), в котором Б. подверг суровой критике творения знаменитого поэта. Не меньшее внимание обратила на себя монография Б. о Смоленскине ("Perez ben Moscheh Smolenskin", 1896), за которой последовали: "Smolenskin betor mesaper" ("Смоленскин как беллетрист", Haschiloach, III и VII) "Sichronot mechaje Zederbaum" ("Воспоминания из жизни Цедербаума", 1899) и "Abraham Mapu" (1900, в издании Тушия). В 1902 г. Б. редактировал юбилейный (десятый) сборник "Achiasaf", где поместил статью о необходимости учреждения еврейского синедриона и целый ряд характеристик (Антокольского, Брандеса, Израэльса, Соколова и Браудеса). Кроме, весьма многочисленных критических этюдов о выдающихся писателях и общественных деятелях, Б., состоя в течении ряда лет постоянным корреспондентом разных периодических изданий (Hameliz, Hazefira, Hador, Hazofe, Haseman, "Восход", Der Weg, Unser Leben и На-boker), знакомит в своих живо и образно написанных корреспонденциях и фельетонах с общественной жизнью и литературой Запада. Свои наблюдения и наброски о первых пяти сионистских конгрессах Б. издал отдельной книгой (Chamescheth ha´kongressim hazionim, 1902). Отдельными изданиями вышли также его переводы: "Иеремии" Лацаруса (1897) и "Парадоксов" Макса Нордау (1900). Б. чрезвычайно продуктивен: задуманное (в 1908 г.) одной фирмой издание собрания сочинений Б. было рассчитано на двадцать томов. Б. принимал деятельное участие в организации союза "Ibria", задавшегося целью содействовать превращению еврейского языка в разговорный. — Б. как критик занимает видное место в еврейской литературе: прекрасный стилист, европейски образованный, он является даровитым популяризатором идей и воззрений западных критиков эстетической школы. — Ср.: И. Клаузнер, "Новоеврейская литер.", 82—3 (1899); Igrot Jelag (письма Гордона к Б.).


С. Ц.


{Евр. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008