Бранский, Владимир Павлович

Найдено 1 определение
Бранский, Владимир Павлович

(р.14.01.1930) — спец. по онтологии., гносеол. и аксиологии, а также по филос. науки, истории, культуры и филос. искусства; д-р филос. наук, проф. Род. в Свердловске. Окончил филос. (1953) и физ. (I960, экстерном) ф-ты ЛГУ, филос. асп. этого же ун-та (1956). Асс., доц., проф. (с 1975) ЛГУ. Докт. дисс. — "Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов" (1973). Б. — действ. чл. Академии истории науки и техники. Работы Б. содержат следующую концепцию: {.Атрибутивное понимание материи. Обоснована мысль, что в XX столетии материя как субстанция должна мыслиться как самосогласованная система своих атрибутов (в отличие от традиционного субстратного понимания субстанции). 2. Онтологический негеоцентризм. Вследствие (1) модификация хотя бы одного из атрибутов ведет к модификации всех др.; поэтому старая идея Демокрита—Бруно о множественности миров в традиционном естественно-науч. смысле (преодоление геоцентризма модусов) обобщается до принципиально новой идеи о множественности миров в онтол. смысле (преодоление геоцентризма атрибутов). 3. Диалектическая природа научной теории. Теор. знание оказывается синтезом двух противоположных видов знания — умозрительного и эмпирич., т. е. таким видом умозрительного знания, к-рое объясняет известное эмпирич. знание и предсказывает новое эмпирич. знание. Следствием этого является формулировка четырехстадийной закономерности развития науч. иссл. (эмпирич., нефундам. теор., умозрительное, фундам. теор.), в отличие от традиционной двухстадийной. 4. Селективная функция филос. принципов. Принципы новой фундам. теории не выводятся, а выбираются с помощью филос. принципов из множества умозрительных конструктов, созданных путем стихийной игры творч. воображения иссл. 5. Квантовая теория относительности. Впервые профессиональное филос. иссл. доведено до конкретных и существенно новых физико-матем. результатов фундам. характера. На основе (2), (3), (4) предлагается синтез релятивистских и квантовых принципов (синтез мето-дол. Эйнштейна и Бора) и принципиально новый вариант квантованного пространства-времени. При этом сравнительно просто объясняются многие загадочные явления в физике элементарных частиц (напр., причина появления бесконечных величин) и предсказываются новые явления (напр., гиперкварки и гиперлептоны), что делает теорию экспериментально, проверяемой. Гл. идея, к-рая пронизывает труды Б., — демонстрация практич. значения и практич. ценности для науки филос. и филос. науки в частности. Помимо иссл. эвристической роли филос. в формировании науч. теории, Б. подверг анализу проблему эвристической роли филос. в художеств. произведении. Итогом многолетней работы в этой обл. явился фундам. труд "Искусство и философия", в к-ром иссл. осн. закономерности художеств. творч. и восприятия. В этой кн. изложена синер-гетическая филос. культуры и истории, к-рая получила название синергетического историзма. Осн. положения этой концепции сводятся к следующему: 1) ист. процесс есть соц. самоорганизация, к-рая представляет собой чередование состояний порядка и хаоса. При этом происходит балансирование соц. системы между простыми и странными аттракторами; 2) движущей силой этого процесса является взаимодействие ("борьба") разл. соц. сил, руководствующихся разл. соц. идеалами; 3) в ходе этой борьбы относительных (частно-человеч.) идеалов происходит выделение в них инвариантных черт, в результате чего возникает тенденция к формированию и реализации абсолютного (общечеловеч.) идеала (по Б. — "Закон дифференциации и интеграции идеалов"); 4) эта тенденция ведет, в конечном счете, к движению к глоб. аттрактору (суператтрактору), последний представляет собой синтез абсолютного художеств. произведения, т. е. эстетосферу, включающую в себя ноосферу, но не сводящуюся к ней; 5) понятие суператтрактор дает ключ к решению эсхатологической проблемы (смысл истории заключается в движении к суператтрактору); 6) решение эсхатологической проблемы открывает путь для решения и экзист. проблемы (смысл индивидуальной жизни заключается в служении относительному идеалу, а смысл индивидуальной смерти, с т. зр. Б.,— в служении абсолютному идеалу). Т. о., концепция синергетического историзма позволяет решить эсхатологическую и экзист. проблемы в рамках последовательного науч. мировоззрения, показывая науч. основания религ. мышления и в то же время границы этого мышления (синергетическая филос. религии).



Соч.: Философское значение проблемы наглядности в современной физике. Л., 1962; О взаимосвязи причинности и случайности (на венг. яз.) // Magyar Filozofia Szemle. Budapest. 1967. № 6; Эвристическая роль некоторых философских принципов в построении общей теории относительности // Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук. Л., 1970; Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973; Принцип дополнительности в квантовой механике и его философское значение // Квантовая механика и теория относительности. Л., 1980; Эвристическая роль философских принципов в формировании фундаментальной физической теории (на англ. яз.) // Abstracts. 8-th International congress LMPS. M., 1987; Научное исследование // Диалектика познания. Л., 1988; Теория элементарных частиц как объект методологического исследования. Л., 1989; Две тенденции в истории формирования теории элементарных частиц (на польском яз.) // Studia Filozoficzne. 1989. № 10; Проблема выбора в фундаментальном теоретическом исследовании и принцип отражения // Роль философии в научном исследовании. Л., 1990; Квантовая теория относительности как квантовая клепсодинамика (на англ. яз.) // Physical Interpretations of Relativity Theory. L., September, 1992. Proceedings; Эвристическая роль философии науки в формировании теории элементарных частиц // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.2, 1993; Уроки теории относительности и квантовой механики и перспективы их синтеза // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.2. 1996; Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1; Искусство и философия (Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи). Калининград, 1999; Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Обществ, науки и современность. 1999. № 6; Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000; Теоретические основания социальной синергетики // ВФ. 2000. № 4; Принцип красоты в теории элементарных частиц // В. СПбГУ. Сер.6. Вып.3. 1999.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008