— живописец-портретист и пейзажист; род. в Одессе в 1872 г., где и получил художественное образование в местной рисовальной школе, довершив его затем в Мюнхене и Париже. В 1894 г. Б. получил доступ в так наз. Champ de Mars, т. е. оппозиционную выставку крупнейших передовых художников, которые боролись за новое искусство. В 1896 г. Б. удостоился диплома Петербургской академии художеств. На академической выставке, в том же году Б. сразу же был замечен, но особенно выдвинулся он на выставках группы "Mиpa искусств" (с 1898 г.). По типу своего дарования Б. принадлежит к реалистическому крылу нового направления, культивирующему по преимуществу красочно-пространственный элемент; в отношении линий и форм он сочувствует более конкретному и индивидуальному, нежели идеалистической стилизации действительности. Из тех двух областей, которыми Б. ограничивает свою художественную деятельность, он особенно силен в портрете. Два прекрасных портрета 1901 г. (выставка "Mиpa искусств") свидетельствуют, что Б. окончательно определил себя. Лучшие его мужские портреты — художников Первухина (1902 г.) и Пастернака (1903 г.). В пейзаже Б. вначале не мог избежать известной тяжести колорита, при всей сочности письма. Но позже его краски очищаются и просветляются; на последней выставке, на которой Б. выступил в России (1907 г.), он уже поражает прозрачностью и богатством тона. В настоящее время (1909 г.) он вновь поселился в Париже и не выставляется уже два года.
М. Сыркин.
{Евр. энц.}
Браз, Иосиф Эммануилович
(род. 1872) — художник. По окончании Одесской рисовальной школы, учился живописи в Мюнхене, Берлине и Голландии. По возвращении в Россию, в 1895 поступил в Академию художеств, в класс Репина. В 1896 получил звание художника. Был видным участником "Мира искусства". Экспонировал также свои произведения на выставках "36 художников" и "Союза". Автор строгих и продуманных пейзажей, интерьеров и сдержанно реалистич. портретов, из которых лучшие — А. П. Чехова (1898, Третьяковская галерея), А. П. Соколова (1898, Русский музей), С. В. Иванова (1903) и портрет "Самоедки", написанный под некоторым влиянием Цорна. С 1918 Б. меняет манеру письма, выступив с рядом колористически насыщенных натюрмортов и портретов, среди которых особо значительны "Автопортрет" и портрет К. А. Сомова.