БРЕЙГЕЛЬ

Найдено 1 определение
БРЕЙГЕЛЬ
brueghel) Старший, или «Мужицкий», Питер [между 1525 и 1530 гг., Бреда (по др. сведениям, деревня Брейгель) – 1569, Брюссель], великий нидерландский живописец и рисовальщик, родоначальник национального пейзажа и жанровой живописи. Жил и работал в Антверпене, с 1563 г. – в Брюсселе. Учился у живописца П. Кука ван Альста, на дочери которого позднее женился. В 1551 г. был принят в члены Антверпенской гильдии Св. Луки. В 1552–53 гг. совершил путешествие в Италию. В Риме создана самая ранняя из подписанных картин – «Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере». С 1555 г. сотрудничал с антверпенским издателем И. Коком, в мастерской которого выпускались серии гравюр по рисункам художника и его великого предшественника Х. Босха. Влияние Босха ощутимо в некоторых картинах Брейгеля, где словно оживают апокалиптические видения Средневековья («Безумная Грета», «Падение ангелов», «Триумф смерти»; все – ок. 1562 г.). Как и Босх, художник черпал многие темы и образы из народного фольклора («Битва Масленицы и Поста», 1559; «Страна лентяев», 1567).
Сильнейшим впечатлением для Брейгеля стало путешествие через Альпы на пути домой из Италии. Зрелище бескрайнего мира, открывшееся ему, жителю низинных земель, с горных вершин, отныне присутствует почти во всех картинах. Изображенные в них события увидены с высоты птичьего полета, линия горизонта чуть заметно круглится. Зритель видит не замкнутый уголок пейзажа, а широкую панораму планеты («Падение Икара», 1555–58). Панорамность видения соединяется с пристальным вниманием к деталям – драгоценным для художника частицам жизни. На природу и человека Брейгель смотрит глазами мудрого философа; истинно великими в его полотнах предстают труд на земле, жизнь в согласии с законами природы. Погоню за удовольствиями, тщеславие и суету он изображает как безумный, «перевернутый» мир людской глупости и слепоты («Игры детей», 1560; «Нидерландские пословицы», 1559). Размышления о смысле бытия человека и человечества воплотились в картинах-притчах («Вавилонская башня», ок. 1563 г.; «Две обезьяны», 1562; «Ловушка для птиц», 1565; «Слепые», 1568). Сюжет последней основан на притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам: «Если слепой ведет слепого, не упадут ли оба в яму?» Образ шести калек, вслепую бредущих по жизни за столь же незрячим поводырем, жутко реален, как кошмарный сон. Своим творчеством Брейгель стремился исцелить прежде всего не физическую, а духовную слепоту человечества, пробудить в нем разум, открыть красоту и величие мира.
Картины Брейгеля были высоко оценены современниками. Покровителями художника и заказчиками его произведений были фактический правитель Нидерландов кардинал А. П. да Гранвела, купец и коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. Для Йонгелинка был создан в 1565 г. знаменитый цикл «Времена года» (или «Месяцы»). Впоследствии купец был вынужден продать картины, и часть из них исчезла. Сохранилось пять произведений: «Охотники на снегу», «Хмурое утро», «Жатва», «Возвращение стада», «Сенокос». Пытаясь восстановить замысел художника, некоторые историки искусства считают, что картин было четыре и они изображали времена года, а «Сенокос» написан иным мастером. Другие предполагают, что картин было шесть и каждая представляла по два месяца; третьи – что цикл состоял из 12 месяцев. В самой известной работе «Охотники на снегу» усталые крестьяне с охотничьими собаками спускаются с холма к родной деревне. Рядом, у входа в трактир, горит костер, и люди греются у огня. Островок тепла и уюта контрастирует с ослепительно сверкающим снегом, холодной синью неба и застывшего льда. В хрустально-прозрачном воздухе до самого горизонта, замкнутого цепью гор, видны следы жизни: заснеженные крыши домов, фигурки людей, катающихся по льду и идущих по дороге. Линии холмов и равнин плавно перетекают из одной картины цикла в другую. Помещенные на стенах квадратного зала, они сливались в замкнутую панораму, и зритель ощущал себя в центре круговращения Вселенной, в которой смена месяцев и времен года лишь подчеркивает неизменность вечных законов мироздания.
В циклах картин на темы крестьянской жизни («Крестьянская свадьба», 1568; «Крестьянский танец», варианты 1566 и 1568 гг.) крестьяне предстают детьми природы, сильными своей стихийной мощью, связью с землей. В их облике подчеркнуто не индивидуальное, а типичное, взгляды скрыты низко надвинутыми шляпами и платками. Суровые будни Нидерландов под игом испанцев воплотились в картинах, где в образах библейских персонажей представлены жестокие завоеватели и беззащитные деревенские жители («Избиение младенцев», ок. 1566 г.). В «Несении креста» (1564), «Поклонении волхвов» (1567), «Обращении Савла» (1560-е гг.) главные герои с трудом различимы среди толп людей. Художник подчеркивает незаметность происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя переживание события зрителем. В «Несении креста» фигура падающего под тяжестью ноши Иисуса, затерянная в глумящейся над ним толпе, является для художника подлинным центром и смыслом человеческой истории.
Учениками Брейгеля, продолжившими дело отца, были его сыновья Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Бархатный. Многие картины художника, не дошедшие до наших дней, известны по копиям П. Брейгеля Младшего.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Питер брейгель. Слепые

Райгородский Леонид Дмитриевич
В статье анализируется одна из самых трагичных картин Питера Брейгеля Старшего (1525–1569) «Притча о слепых». Подробно исследована композиция картины и ее детали.
Читать PDF
0.00 байт

Саша Соколов и Питер брейгель старший: диалог культур

Бакнина Татьяна Васильевна
Статья посвящена исследованию связи романа русского писателя-постмодерниста ХХ века Саши Соколова «Между собакой и волком» с творчеством нидерландского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего.
Читать PDF
0.00 байт

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ. НИЗВЕРЖЕНИЕ СЛЕПЫХ

Зедльмайр Ханс
Текст Ханса Зедльмайра 1956 года представляет собой опыт интерпретации произведения Питера Брейгеля Старшего «Низвержение слепых» (1568).
Читать PDF
0.00 байт

Две картины Питера Брейгеля старшего, изображающие строительство Вавилонской башни

Чупрак К. А.
The article considers two paintings of Pieter Brueghel The Elder on the popular parable about the building of the tower of Babel among Dutch artists of the 2nd part of the 16th century and ideas concerned.
Читать PDF
0.00 байт

Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу» как метафизический сон о Земле в фильме А. Тарковского «

Савельева Екатерина Андреевна
В статье рассматривается влияние и значение художественного полотна Питера Брейгеля «Охотники на снегу» в фильме Андрея Тарковского «Солярис».
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на научный каталог выставки «Младшие брейгели» (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2015)

Акимов Сергей Сергеевич
Читать PDF
0.00 байт

Цикл Питера Брейгеля Старшего «Времена года»: новое прочтение

Костыря Максим Алексеевич
В статье рассматривается изображение времен суток в цикле нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525/1530-1569) «Времена года». Этой уникальной серии, созданной в 1565 г.
Читать PDF
0.00 байт

Весна Брейгеля, или что могло быть изображено на пропавшей картине цикла «Времена года»

Деменина Екатерина Юрьевна
На сегодняшний день известно о пяти картинах Питера Брейгеля Старшего, вошедших в его цикл «Времена года».
Читать PDF
0.00 байт

Два рисунка Питера Брейгеля

Райгородский Леонид Дмитриевич
Знакомство с произведением искусства требует от зрителя внимания, вдумчивости и размышлений.
Читать PDF
0.00 байт

Незаметные герои картин Питера Брейгеля

Райгородский Санкт-Петербургский Государственный Университет
Статья посвящена анализу деталей картин Брейгеля «Детские игры», «Несение креста», «Обращение Павла», «Сенокос», «Перепись в Вифлееме». Многие картины Питера Брейгеля имеют очень глубокий, но зачастую неочевидный смысл.
Читать PDF
0.00 байт

Живопись Питера Брейгеля и драматургия Мишеля де Гельдерода

Е. В. Киричук

Похожие термины:

  • Брейгель Бархатный

    , Ян (Brueghel de Fluweelen) 1568, Брюссель — 1625, Антверпен. Фламандский живописец и гравер. Сын художника П. Брейгеля Старшего. Воспитывался своей бабушкой, художницей-миниатюристкой М. Верхюльст. Учился у П. Гу
  • ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ

    ок. 1530–1569) Источники, проливающие свет на его жизнь, крайне немногочисленны. Год рождения Брейгеля вычисляется приблизительно, на основании даты (1551) вступления в гильдию св. Луки. Фламандский Ваза
  • Брейгель Старший

    Мужицкий), Питер (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel, Pieter) Ок. 1525, с. Брейгель — 1569, Брюссель. Нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев