БРЕЙЛЬ
БРЕЙЛЬ
Breuil), Анри (р. 28.II.1877) - франц. археолог, аббат. Специалист по палеолиту и по истории первобытного иск-ва. Работами Б. доказано существование ориньякской эпохи верх. палеолита, существование древнепалеолитич. клактонских комплексов, характеризующихся отсутствием ручных рубил. Б. изучал пещерное иск-во и первобытные наскальные изображения Африки, Сев. Испании и Юж. Франции (Альтамира, Фон-де-Гом и др.). Осн. теоретич. установки Б. глубоко ошибочны, характеризуются стремлением "увязать" религию с наукой. Развитие первобытного человечества Б. рассматривает в основном как борьбу сменяющих друг друга обособл. племен и культур. Соч.: Les subdivisions du pal?olithique sup?rieur et leur signification, в кн.: Congr?s international d´anthropologie et d´archeologie pr?historiques, Gen., 1912, 2 ed., (P.), 1937; Les industries а ?clats du pal?olithique ancien. I - Le Clactonien, "Pr?histoire", 1932; t. 1, p. 125-90; Les Peintures rupestres sch?matiques de la Peninsule Iberique, v. 1-4, Lagny-sur-Marne, 1933-35; Quatre cents si?cles, d´art pari?tal, (1952). П. И. Борисковский. Ленинград.
БРЕЙЛЬ
(breuil), Анри (1877–1961 гг.), «отец археологии Запада» 1-й половины 20 в. Эволюционист по своему мировоззрению (разработка т.н. археолого-этнографического метода, магическое истолкование пещерного искусства и т.п.), он был участником всех важнейших археологических открытий в Западной и Центральной Европе, Китае, Эфиопии, Сомали (вместе с Тейяром де Шарденом), а также Южной Африке. Фундаментален вклад Б. в разработку проблем археологической периодизации палеолита, особенно в изучении «доисторического искусства» — от франко-испанских пещерных галерей до наскальных писаниц Испанского Леванта и «южного искусства» Африки. Знакомство с искусством малых форм под руководством Э.Пьетта (1898 г.) и открытие изображений в пещерах Дордони (Комбарелль и Фон де Гом) в 1901 г. определило основную исследовательскую программу Б. последующих 60 лет. Хотя некоторые взгляды Б. отклонены наукой («гипотеза макарон», тезис об исключительно пиренейской локальности творчества палеолита, три периодизации искусства неоантропа, наиболее ценная — первая, содержащая положение о первичности в верхнем палеолите раннеориньякского рисунка), им была создана основная источниковедческая база изучения пещерного искусства. Итоговый среди публикаций Б. (их более 500) труд — «Четыреста веков наскального искусства» (1952 г.).
Источник: Археологический словарь. 1990