БРОДОВИЧ Алексей Вячеславович (Чеславович)
БРОДОВИЧ Алексей Вячеславович (Чеславович)
1898 (С.-Петербург) - 15.04.1971 (Ле-Тор, близ Авиньона, Франция). График, фотохудожник и педагог. Сын врача. Учился в Тенишевском училище (1914—15) и в Пажеском корпусе в Петербурге. Пошел на фронт корнетом 12-го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова полка, получил звание капитана. В гражданскую войну воевал в Белой армии. После ранения лечился в Кисловодске, откуда с женой Ниной был эвакуирован в Константинополь. В конце 1920 поселился во Франции. В 1920-26 выполнял мелкие прикладные и декоративные работы: оформлял интерьеры частных домов (в том числе музыканта С. А. Кусевицкого), исполнял декорации для Русского балета С. П. Дягилева, рисунки для тканей по заказам Дома мод Поля Пуаре, фабрик Bianchini и Rodier, создавал рекламные афиши. Рисовал иллюстрации и разрабатывал макеты для парижских журналов «Art et Metier Graphiques», «Graphic», «Cahiers d ’Art», для издательства «Плеяда», лондонского «Blackmore Press» и др. В 1924 получил 1-й приз за афишу благотворительного «Банального бала», устроенного Союзом русских художников в Париже. В 1925 оформил интерьеры нескольких модных магазинов на парижской Международной выставке декоративных искусств. В 1926-27 работал для рекламного агентства Maximilien Vox. В 1928 стал художественным директором престижных магазинов «Les Trois Quartiers». Увлекался фотографией и стал одним из первых широко использовать фотометоды в графической продукции. В 1928 провел совместно с А. А. Алексеевым выставку офортов, гравюр и литографий в галерее J. Povolotzky. Был одним из учредителей парижской ассоциации «Le Cercle» (1929). В 1930 по приглашению дирекции Филадельфийского музея искусств переехал с женой и сыном Никитой в США и возглавил отделение рекламы в Школе промышленного искусства (позже - Филадельфийский художественный колледж). В 1932 участвовал в создании Ассоциации художников инженерного дизайна (Design Engeneering Designer’s Assotiation) в Филадельфии. В 1934 стал главным художником журнала мод «Harper’s Bazaar» и сохранял этот пост в течение 25 лет, завоевав признание как один из законодателей современного стиля в художественном оформлении. Участвовал в групповых выставках: в филадельфийских галереях Ayer (1931) и Crillon (1933), клубе «Cosmopolitan» (1933), зале Altman Department Store (1936), «Почтовой выставке» в Институте Франклина (1937), Выставке промышленного дизайна в Филадельфийском музее искусств (1937) и Международной выставке в Нью-Йорке (1937). Консультировал рекламные агентства, рекламные отделы магазинов, компаний, создал афиши для американского Министерства финансов. Общества Красного Креста, Информационной службы США. Занимал должности художественного директора нью-йоркской торговой фирмы «Saks Fifth Avenue» (1939-41) и журнала «Portfolio Magazine» (1949-51). Выпустил книгу «Балет», в которую вошли фотографии, снятые им в 1935-37 во время гастролей труппы Ballet Russe de Monte-Carlo в Америке (приз Американского института графических искусств). Получил премию Американского общества журнальных фотографов (1954, Robert Levitt Award). Продолжал преподавать, выступал с лекциями в университетах и колледжах. Вел курс профессионального дизайна в классе «Лаборатория дизайна», открытого сначала в Филадельфии, с 1936 - в Новой школе социальных исследований в НьюЙорке, позже - в Йельской школе дизайна, Американском институте графики и в классах фотостудии Ричарда Аведона. Многие его ученики стали в Америке известными фотографами (Ричард Аведон, Брюс Дэвидсон, Ирвинг Пен, Арт Кейн) и художественными редакторами (Отто Сторч, Генри Волф). Пожар на собственной ферме в Пенсильвании (1954) уничтожил архив и негативы фотопленок. Конец жизни художника сложился драматически: смерть жены, болезни, алкоголизм, психиатрическая клиника. В 1967 вновь переехал во Францию. Последние два года провел у брата в Ле-Торе, близ Авиньона. В апреле 1972 в Филадельфийском художественном колледже состоялась мемориальная выставка «А. Бродович и его влияние», которая обошла ряд городов США и Канады. Выставки состоялись в Гранд Пале (1982) и Европейском Доме фотографии (1998) в Париже.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999