БРОНЕНОСНЫЙ ФЛОТ

Найдено 1 определение
БРОНЕНОСНЫЙ ФЛОТ
собирательное название бронированных кораблей различных классов, состоявших во второй половине XIX — начале XX вв. на вооружении русского флота и составлявших основу его боевой мощи. После Крымской войны 1813-1856 началось строительство парового броненосного флота. Его дальнейшее развитие шло по линии увеличения толщины бортовой брони, установки бронированных башен для орудий крупного калибра, а также бронирования палубы на кораблях. Первыми кораблями бронированного флота в России явились бронированные канонерская лодка «Опыт» (1861), батареи типа «Первенец» (1863). В 1863 принята программа постройки большой серии однобашенных броненосных лодок (переклассифицированы в мониторы, затем в броненосцы береговой обороны) типа «Ураган». Строились также эскадренные броненосцы и броненосцы береговой обороны, броненосные фрегаты, броненосные крейсера и др. Значительное количество кораблей построено по проекту А. А. Попова. В 1877 вступил в строй первый в мире брустверно-башенный броненосец «Петр Великий». Для Балтийского флота в 1889-1905 в Петербурге построено 16 броненосцев. В это же время по заказам русского правительства в США и Франции построено по русскому типовому проекту 2 броненосца. На Черном море в 1871-1876 построены 2 круглые плавучие батареи (с 1892 — броненосцы береговой обороны), так называемые «поповки» (см. Круглое судно). В 1883-1904 вступили в строй 8 броненосцев. Самыми мощными, быстроходными, хорошо вооруженными кораблями считались эскадренные броненосцы «Слава» (1905) и «Андрей Первозванный» (заложен в 1905, вступил в строй в 1912), а также однотипные с ними соответственно «Цесаревич» (с 1917 «Гражданин») и «Император Павел I» (с 1917 «Республика»). С 1907 эскадренные броненосцы с орудиями калибра 305 мм и более отнесены к классу линейных кораблей. С этого времени термин «броненосный флот» постепенно вышел из употребления. Его развитие потребовало разработки способов боевого применения броненосного флота. Исследованиями тактики броненосного флота занимались адмирал Г. И. Бутаков (труд «Новые основания пароходной тактики», 1863) и вице-адмирал С. О. Макаров (труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», 1897).

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002