Летом 1941 большинство Б. Кр. Арм. и НКВД были уничтожены в Прибалтике, Белоруссии и Украине. Из глубины страны прибывали новые составы, с ходу вступавшие в бой с наступающим противником. В 1941–1942 бронепоезда действовали на всех фронтах ВОВ, восполняя образовавшийся дефицит танков, производство которых только начиналось на вновь созданных заводах Урала и Сибири. Войска группы армий «Север», наступавшие на Ленинград, стремились перерезать железные дороги, связывающие северную столицу с центральными районами. Немногочисленные бронепоезда, действовавшие на них и пытавшиеся остановить противника, попадали под удар немецкого танкового кулака или становились жертвой Люфтваффе.
У Тихвина, в октябре, «юнкерсы» уничтожили бронепоезд № 51 из состава 2‑й дивизии НКВД по охране железных дорог. Еще один чекистский бронепоезд – № 82, поврежденный авиацией и попавший в окружение под Волховом, был взорван своей командой. Финским войскам, наступавшим на территории Карелии, в августе достался бронепоезд № 52 все той же 2‑й дивизии НКВД, поврежденный и брошенный командой у станции Новые Пески, недалеко от Петрозаводска.
Октябрьская катастрофа 1941‑го под Брянском и Вязьмой, закончившаяся окружением и гибелью трех советских фронтов, не обошла стороной и бронепоезда. Был потерян основной производитель и главная база бронепоездов Кр. Армии – Брянский завод «Красный Профинтерн». На развороченных немецкими бомбами и снарядами железных дорогах остались исковерканные останки некогда грозных крепостей, брошенные при отступлении. В окружение под Брянском попали уцелевшие в боях на западной границе бронепоезда НКВД № 30 и № 76. В этот раз им не повезло: отрезанные от своих войск, получившие большие повреждения, они были взорваны своими командами.
В бою у станции Колесники (под Москвой) в начале октября, в первом же бою, немецкими танками был уничтожен бронепоезд № 1 «За Сталина!», только что построенный в Коломне.
На южном фланге советско‑германского фронта, под Таганрогом, за три дня боев был полностью уничтожен в октябре 1941 8‑й отдельный дивизион бронепоездов. Три бронепоезда – № 14, № 45 и бронепоезд НКВД № 59 – были разбиты немецкими танками и авиацией, рвавшимися к Ростову.
В 1942 на станции Тоннельная погиб в бою бронепоезд № 53, в Новороссийске был взорван поврежденный бронепоезд № 751 «Свердловский железнодорожник». У моста через Дон в Воронеже в начале июля 1942 были разгромлены немецкими танками и пикирующими бомбардировщиками два бронепоезда 62‑го дивизиона – № 14 «Борис Петрович» и № 15 «Бесстрашный». У станции Родаково, близ Ворошиловграда, в июле 1942 был уничтожен немецкими пикирующими бомбардировщиками бронепоезд № 2 «За Родину». В этот же день, 14 июля, западнее Ростова были взорваны своими командами попавшие в окружение бронепоезда 7‑го отдельного дивизиона – № 21 и № 29.
В 1942 были потеряны еще ряд бронепоездов. В один день на станции Черемисиново немецкие пикирующие бомбардировщики превращают в груду металлолома бронепоезд № 1 «Челябинский железнодорожник», а у станции мармыжи команда взрывает свой лишившийся хода и потому обреченный «Южноуральский железнодорожник». В этот же день у Щигров, безудержно рвущиеся на восток танки Вермахта, при поддержке авиации, уничтожают бронепоезд № 9 «Дзержинец» из состава 22‑го дивизиона. 30 октября 1942 становится последним днем короткой военной биографии бронепоездов № 717 «Оренбургский железнодорожник» и № 731 «Вперед, на Запад!».
Бронепоезд «Смерть фашизму!». Севастополь
Немецкое командование с осени 1941 стало использовать свои бронепоезда в основном для охраны своих коммуникаций и борьбы с партизанами, число которых постоянно росло. Многочисленные диверсии на железных дорогах срывали снабжение германской армии, причиняли множество хлопот. Десятки немецких Panzer Zug патрулировали железные дороги Прибалтики, Белоруссии, Украины и западных районов России, почти ежедневно вступая в огневой контакт с партизанами.
По данным Центрального штаба партизанского движения на железных дорогах Белоруссии в 1943 было пущено под откос 19 немецких бронепоездов. Созданный на базе трофейных польских бронепоездов № 52 «Пилсудчик» и № 54 «Грозный», германский Panzer Zug № 21 дважды подрывался на партизанских минах – 7 октября 1943 и 23 июня 1944. Во время советского наступления 1944 он не успел уйти на запад и 30 октября 1944 был захвачен советскими войсками в литовском городе Мажейкяй. Другой бывший «поляк» – Panzer Zug № 22 в феврале 1945 был уничтожен советскими штурмовиками в польской Шпротаве.
Попытки германского командования использовать бронепоезда в боях с наступающими советскими войсками чаще всего заканчивались для них плачевно. Авиация и танки не оставляли им никаких шансов на выживание. Случались даже тараны. Во время операции «Багратион», советские танковые части подходили к Бобруйску. 25 июня 1944 наступление танкистов застопорилось у станции Черные Броды: немецкий бронепоезд, стоявший на станционных путях, вел непрерывный огонь по советской пехоте и танкам. На бронепоезд пошли в атаку танки. Командир немецкого бронепоезда приказал отходить со станции. Танкистам никак не удавалось вывести из строя паровоз, и бронепоезд уходил. Танк лейтенанта Комарова погнался за составом. В этот момент в танк угодил снаряд с бронепоезда, и он загорелся. Тогда механик‑водитель направил горящую машину на бронепоезд. От таранного удара немецкий бронепоезд сошел с рельсов, и был захвачен подошедшей пехотой.
В период проведения операции «Багратион» по освобождению Белоруссии в составе Кр. Армии действовали несколько десятков бронепоездов. Отдельные дивизионы бронепоездов организационно входили в состав общевойсковых армий. На 1‑м Прибалтийском фронте сражались бронепоезда 44‑го (4‑я Ударная армия) и 60‑го (43‑я армия) отдельных дивизионов. В состав 44‑го дивизиона входили бронепоезда уральской постройки № 673 «Котовский» и № 758 «Щорс», а 60‑го – башкирские «Салават Юлаев» и «Уфа».
В составе 31‑й армии 3‑го Белорусского фронта вел боевые действия 52‑й отдельный дивизион, 49‑й армии 2‑го Белорусского фронта – 1‑й отдельный дивизион. Больше всего бронепоездов было на 1‑м Белорусском фронте – пять дивизионов (в 47‑й армии – 31‑й (бронепоезда «Кузьма Минин» и «Илья Муромец») и 59‑й, в 48‑й армии – 39‑й, 61‑й армии – 40‑й (бронепоезда «Киров» и «Североказахстанец») и фронтовой 55‑й.
В Кр. Армии, после начала освобождения западных районов страны, многие бронепоезда стали использоваться в качестве подвижных командных пунктов командующих фронтами. Константин Рокоссовский, в период проведения операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, постоянно путешествовал по фронту на личном бронепоезде.
Советские бронепоезда дошли и до Берлина. В составе 1‑го Украинского фронта в мае 1945 года имелись 21‑й, 45‑й, 49‑й и 58‑й отдельные дивизионы бронепоездов.
Освобожденные районы Советского Союза, территория восточноевропейских государств и поверженной Германии находились под пристальным вниманием НКВД. Срочно формировались новые дивизии войск НКВД, в состав которых включались и бронепоезда для обеспечения безопасности железнодорожных магистралей.
Лит.: Дроговоз И.Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. Минск.: Харвест, 2002.
0.00 байт
К истории организации бронепоезда железнодорожниками станции Сызрань Московско-Казанской железной до
Рассказывается о создании в депо Сызрани красного бронепоезда и его участии в боях с Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания.