БРОНЕПОЕЗДА

Найдено 1 определение
БРОНЕПОЕЗДА
Летом 1941 большинство Б. Кр. Арм. и НКВД были уничтожены в Прибалтике, Белоруссии и Украине. Из глубины страны прибывали новые составы, с ходу вступавшие в бой с наступающим противником. В 1941–1942 бронепоезда действовали на всех фронтах ВОВ, восполняя образовавшийся дефицит танков, производство которых только начиналось на вновь созданных заводах Урала и Сибири. Войска группы армий «Север», наступавшие на Ленинград, стремились перерезать железные дороги, связывающие северную столицу с центральными районами. Немногочисленные бронепоезда, действовавшие на них и пытавшиеся остановить противника, попадали под удар немецкого танкового кулака или становились жертвой Люфтваффе.
У Тихвина, в октябре, «юнкерсы» уничтожили бронепоезд № 51 из состава 2‑й дивизии НКВД по охране железных дорог. Еще один чекистский бронепоезд – № 82, поврежденный авиацией и попавший в окружение под Волховом, был взорван своей командой. Финским войскам, наступавшим на территории Карелии, в августе достался бронепоезд № 52 все той же 2‑й дивизии НКВД, поврежденный и брошенный командой у станции Новые Пески, недалеко от Петрозаводска.
Октябрьская катастрофа 1941‑го под Брянском и Вязьмой, закончившаяся окружением и гибелью трех советских фронтов, не обошла стороной и бронепоезда. Был потерян основной производитель и главная база бронепоездов Кр. Армии – Брянский завод «Красный Профинтерн». На развороченных немецкими бомбами и снарядами железных дорогах остались исковерканные останки некогда грозных крепостей, брошенные при отступлении. В окружение под Брянском попали уцелевшие в боях на западной границе бронепоезда НКВД № 30 и № 76. В этот раз им не повезло: отрезанные от своих войск, получившие большие повреждения, они были взорваны своими командами.
В бою у станции Колесники (под Москвой) в начале октября, в первом же бою, немецкими танками был уничтожен бронепоезд № 1 «За Сталина!», только что построенный в Коломне.
На южном фланге советско‑германского фронта, под Таганрогом, за три дня боев был полностью уничтожен в октябре 1941 8‑й отдельный дивизион бронепоездов. Три бронепоезда – № 14, № 45 и бронепоезд НКВД № 59 – были разбиты немецкими танками и авиацией, рвавшимися к Ростову.
В 1942 на станции Тоннельная погиб в бою бронепоезд № 53, в Новороссийске был взорван поврежденный бронепоезд № 751 «Свердловский железнодорожник». У моста через Дон в Воронеже в начале июля 1942 были разгромлены немецкими танками и пикирующими бомбардировщиками два бронепоезда 62‑го дивизиона – № 14 «Борис Петрович» и № 15 «Бесстрашный». У станции Родаково, близ Ворошиловграда, в июле 1942 был уничтожен немецкими пикирующими бомбардировщиками бронепоезд № 2 «За Родину». В этот же день, 14 июля, западнее Ростова были взорваны своими командами попавшие в окружение бронепоезда 7‑го отдельного дивизиона – № 21 и № 29.
В 1942 были потеряны еще ряд бронепоездов. В один день на станции Черемисиново немецкие пикирующие бомбардировщики превращают в груду металлолома бронепоезд № 1 «Челябинский железнодорожник», а у станции мармыжи команда взрывает свой лишившийся хода и потому обреченный «Южноуральский железнодорожник». В этот же день у Щигров, безудержно рвущиеся на восток танки Вермахта, при поддержке авиации, уничтожают бронепоезд № 9 «Дзержинец» из состава 22‑го дивизиона. 30 октября 1942 становится последним днем короткой военной биографии бронепоездов № 717 «Оренбургский железнодорожник» и № 731 «Вперед, на Запад!».

Бронепоезд «Смерть фашизму!». Севастополь
Немецкое командование с осени 1941 стало использовать свои бронепоезда в основном для охраны своих коммуникаций и борьбы с партизанами, число которых постоянно росло. Многочисленные диверсии на железных дорогах срывали снабжение германской армии, причиняли множество хлопот. Десятки немецких Panzer Zug патрулировали железные дороги Прибалтики, Белоруссии, Украины и западных районов России, почти ежедневно вступая в огневой контакт с партизанами.
По данным Центрального штаба партизанского движения на железных дорогах Белоруссии в 1943 было пущено под откос 19 немецких бронепоездов. Созданный на базе трофейных польских бронепоездов № 52 «Пилсудчик» и № 54 «Грозный», германский Panzer Zug № 21 дважды подрывался на партизанских минах – 7 октября 1943 и 23 июня 1944. Во время советского наступления 1944 он не успел уйти на запад и 30 октября 1944 был захвачен советскими войсками в литовском городе Мажейкяй. Другой бывший «поляк» – Panzer Zug № 22 в феврале 1945 был уничтожен советскими штурмовиками в польской Шпротаве.
Попытки германского командования использовать бронепоезда в боях с наступающими советскими войсками чаще всего заканчивались для них плачевно. Авиация и танки не оставляли им никаких шансов на выживание. Случались даже тараны. Во время операции «Багратион», советские танковые части подходили к Бобруйску. 25 июня 1944 наступление танкистов застопорилось у станции Черные Броды: немецкий бронепоезд, стоявший на станционных путях, вел непрерывный огонь по советской пехоте и танкам. На бронепоезд пошли в атаку танки. Командир немецкого бронепоезда приказал отходить со станции. Танкистам никак не удавалось вывести из строя паровоз, и бронепоезд уходил. Танк лейтенанта Комарова погнался за составом. В этот момент в танк угодил снаряд с бронепоезда, и он загорелся. Тогда механик‑водитель направил горящую машину на бронепоезд. От таранного удара немецкий бронепоезд сошел с рельсов, и был захвачен подошедшей пехотой.
В период проведения операции «Багратион» по освобождению Белоруссии в составе Кр. Армии действовали несколько десятков бронепоездов. Отдельные дивизионы бронепоездов организационно входили в состав общевойсковых армий. На 1‑м Прибалтийском фронте сражались бронепоезда 44‑го (4‑я Ударная армия) и 60‑го (43‑я армия) отдельных дивизионов. В состав 44‑го дивизиона входили бронепоезда уральской постройки № 673 «Котовский» и № 758 «Щорс», а 60‑го – башкирские «Салават Юлаев» и «Уфа».
В составе 31‑й армии 3‑го Белорусского фронта вел боевые действия 52‑й отдельный дивизион, 49‑й армии 2‑го Белорусского фронта – 1‑й отдельный дивизион. Больше всего бронепоездов было на 1‑м Белорусском фронте – пять дивизионов (в 47‑й армии – 31‑й (бронепоезда «Кузьма Минин» и «Илья Муромец») и 59‑й, в 48‑й армии – 39‑й, 61‑й армии – 40‑й (бронепоезда «Киров» и «Североказахстанец») и фронтовой 55‑й.
В Кр. Армии, после начала освобождения западных районов страны, многие бронепоезда стали использоваться в качестве подвижных командных пунктов командующих фронтами. Константин Рокоссовский, в период проведения операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, постоянно путешествовал по фронту на личном бронепоезде.
Советские бронепоезда дошли и до Берлина. В составе 1‑го Украинского фронта в мае 1945 года имелись 21‑й, 45‑й, 49‑й и 58‑й отдельные дивизионы бронепоездов.
Освобожденные районы Советского Союза, территория восточноевропейских государств и поверженной Германии находились под пристальным вниманием НКВД. Срочно формировались новые дивизии войск НКВД, в состав которых включались и бронепоезда для обеспечения безопасности железнодорожных магистралей.
Лит.: Дроговоз И.Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. Минск.: Харвест, 2002.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

К истории организации бронепоезда железнодорожниками станции Сызрань Московско-Казанской железной до

Кузина Людмила Сергеевна
Рассказывается о создании в депо Сызрани красного бронепоезда и его участии в боях с Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания.
Читать PDF
0.00 байт

БРОНЕПОЕЗД № 746. ИСТОРИЯ БРОНЕПОЕЗДА, ПОСТРОЕННОГОНА СРЕДСТВА РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ МОСКОВСКОГО МЕТРОП

Объедков Сергей Игоревич
Целью статьи является воссоздание истории строительства и боевого применения бронепоезда № 746.
Читать PDF
0.00 байт

Неизвестные страницы участия соединений артиллерийских бронепоездов Красной армии в Сталинградской б

Опалев М. Н.
The paper is aimed at revealing and describing the peculiarities of combat operations of some artillery armored trains during the Second World War.
Читать PDF
0.00 байт

Бронепоезд 51-го полка НКВД в боях на Псковщине

Горбачёв Николай Антонович
Читать PDF
0.00 байт

"бронепоезд 14-69" Всеволода Иванова": опыт исторического комментария темы союзников России в Гражда

Папкова Елена Алексеевна
В статье на материале неизвестных ранее публикаций Всеволода Иванова 1919 г.
Читать PDF
0.00 байт

Деятельность советских предприятий по производству бронепоездов в 1941-1945 гг

Коломиец Максим Викторович
В статье на основе документов Российского государственного архива экономики, Центрального архива Министерства обороны и имеющейся литературы рассматриваются проблемы строительства бронепоездов Красной Армии в годы Великой Отечеств
Читать PDF
0.00 байт

"БРОНЕПОЕЗД 14-69" ВСЕВОЛОДА ИВАНОВА: ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ

Папкова Елена Алексеевна
В статье исследуется соотношение исторических фактов и вымысла в произведении Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69». В результате сопоставления повести «Бронепоезд 14-69» 1921 г., одноименной пьесы 1927 г., сценариев 1955 и 1963 гг.

Похожие термины:

  • БРОНЕПОЕЗД

    бронированный подвижной железнодорожный состав из бронепаровоза (тепловоза), нескольких броневагонов (бронеппощадок) с пулеметным и пушечным вооружением и 2—4 платформ прикрытия. Применялся в I м