БРОНЗА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

БРОНЗА
(англ. bronze), сплав меди и олова, оптимальное соотношение которых составляет 9:1. Б. имеет много преимуществ по сравнению с чистой медью — более низкая температура плавления, высокая твердость, меньшая вероятность появления трещин при плавлении. Основное неудобство — сравнительная редкость олова. В Евразии Б. в качестве основного материала для инструментов и оружия следовала за чистой медью, знаменуя наступление бронзового века (см. Трех веков система). В основных категориях инвентаря Б. довольно быстро заменило более распространенное и эффективное железо, однако для производства украшений она продолжала использоваться позднее. Из-за своей экономической значимости металл часто встречается в кладах, которые играют важную роль в изучении этого периода. Формовка производилась тремя основными способами — отливкой в одночастной или двухчастной форме, отливкой по методу выплавляемой модели и ковкой с продолжающимся прокаливанием (во избежание хрупкости). Работа с листовым металлом для щитов, шлемов, сосудов и т.д. требовала третьего метода; отдельные листы часто соединялись заклепками.

Источник: Археологический словарь. 1990

БРОНЗА
в 12 — 11 вв. до н.э. на смену древ. бронзовым культурам в эгейском и италийском регионах пришли культуры железного века. Однако Б., как и технологич. приемы ее обработки (ковка, чеканка, гравировка и пр.), находила широкое применение в изготовл. сосудов, утвари, столовых приборов, украшений, скульптур и рельефов. В частн., в Греции активно развив. применявш. в 8 в. до н.э. для изготовл. мелких изделий из бронзы метод сплошной отливки. В 6 в. до н.э. в изготовл. больших статуй встреч. метод пустотелой отливки, изобретение к-рого греки (ошибочно) приписыв. литейщикам Ройку и Феодору из Самоса. Для отливки крупных бронзовых изделий бронзоплавил. печь должна была вмещать около 300 — 500 кг руды и иметь высоту не менее 5 — 6 м, чтобы расплавл. металл еще до затверд. мог заполнить все изгибы формы, включая и самые мельчайшие. Наиболее сложной явл. отливка бронз. изделия по частям, т.к. она требовала соблюд. строгой пропорции каждый раз вновь смешиваемой шихты, определявшей совпадение цветовых оттенков будущих деталей. Добавл. медных и оловянных присадок, а также часто варьировавш. присадок цинка, свинца и мышья-ка определялось предназнач. изделия и его желаемой окраской; в частн., при изготовл. зеркал основной присадкой явл. олово, для монет — свинец. Стандартизиров. сплавы, пользовавш. высоким спросом, производ. в Коринфе, Делосе и Эгине. Основываясь на том, что в таких местах, как Олимпия, Делос, Дельфы, Коринф, Афины и Родос насчит. примерно по 3000 бронз. статуй в каждом, путем несложн. расчета можно прийти к выводу, что в Греции в период ее расцвета изготавл. не менее одной большой статуи еже-дневно. Позднее, в эпоху эллинизма, на этой основе развивалось изготовл. колоссал. статуй. Достижения этрусков в обл. бронз. литья были также весьма значительны (напр., бронзовая статуя рим. оратора Авла Метелла). Изделия этрусск. бронз. произ-ва доходили даже до Скандинавии. Медь этруски добывали в месторожд. ок. г. Волатерра, олово импортир. из Испании и Британии; в кач-ве присадки широко использов. свинец. В Вольсиниях римлянами в 265 до н.э. были захвач. в кач-ве трофеев ок. 2000 бронзовых статуй. Римляне внесли в технику изготовл. бронз. изделий мало нового. Они в целом заимствовали известные методы и технологии и сумели на этой базе значит. расширить ассортимент товаров бронз. ремесла (мебельная обшивка, украшения для лошадей, декоратив. архитект. элементы, колоссал. произв. скульптуры). Римляне высоко ценили также тонкие греч. работы из Б. в классич. стиле, в больших кол-вах привозимые ими в Италию в ходе воен. кампаний. Из этих произв. сохран. лишь немн., б.ч. работы позднего периода и копии, т.к. языч. произведения в связи с нехваткой металла были христианами переплавлены. Глаза бронзовых статуй часто изготавл. из полудрагоц. камней.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Бронза
В 12 — 11 вв. до н. э. на смену др. бронзовым культурам в эгейском и италийском регионах пришли культуры железного века. Однако Б., как и технологич. приемы ее обработки (ковка, чеканка, гравировка и пр.), находила широкое применение в изготовлении сосудов, утвари, столовых приборов, украшений, скульптур и рельефов. В частности, в Греции активно развивался применявшийся в 8 в. до н. э. для изготовления мелких изделий из бронзы метод сплошной отливки. В 6 в. до н. э. в изготовлении больших статуй встречается метод пустотелой отливки, изобретение которого греки (ошибочно) приписывали литейщикам Ройку и Феодору из Самоса. Для отливки крупных бронзовых изделий бронзо-плавильная печь должна была вмещать около 300 — 500 кг руды и иметь высоту не менее 5 — 6 м, чтобы расплавл. металл еще до затвердения мог заполнить все изгибы формы, включая и самые мельчайшие. Наиболее сложной являлась отливка бронзового изделия по частям, т. к. она требовала соблюдения строгой пропорции каждый раз вновь смешиваемой шихты, определявшей совпадение цветовых оттенков будущих деталей. Добавление медных и оловянных (4 — 32%) присадок, а также часто варьировавшихся присадок цинка, свинца и мышьяка определялось предназначением изделия и его желаемой окраской; в частности, при изготовлении зеркал основной присадкой являлось олово, для монет — свинец. Стандартизированные сплавы, пользовавшиеся высоким спросом, производились в Коринфе, Делосе и Эгине. Основываясь на том, что в таких местах, как Олимпия, Делос, Дельфы, Коринф, Афины и Родос, насчитывалось примерно по 3000 бронзовых статуй в каждом, путем несложного расчета можно прийти к выводу, что в Греции в период ее расцвета изготавливалось не менее одной большой статуи ежедневно. Позднее, в эпоху эллинизма, на этой основе развивалось изготовление колоссальных статуй. Достижения этрусков в области бронзового литья были также весьма значительны (например, бронзовая статуя рим. оратора Авла Метелла). Изделия этрусского бронзового производства доходили даже до Скандинавии. Медь этруски добывали в месторождениях ок. г. Волатерра, олово импортировали из Испании и Британии; в качестве присадки широко использовали свинец. В Вольсиниях римлянами в 265 до н. э. были захвачены в качестве трофеев ок. 2000 бронзовых статуй. Римляне внесли в технику изготовления бронзовых изделий мало нового. Они в целом заимствовали известные методы и технологии и сумели на этой базе значительно расширить ассортимент товаров бронзового ремесла (мебельная обшивка, украшения для лошадей, декоративные архитектурные элементы, колоссальные произведения скульптуры). Римляне высоко ценили также тонкие греч. работы из Б. в классич. стиле, в больших количествах привозимые ими в Италию в ходе военных кампаний. Из этих произведений сохранились лишь немногие, б. ч. работы позднего периода и копии, т. к. языч. произведения в связи с нехваткой металла были христианами переплавлены. В последние годы целый ряд ценных произведений искусства был обнаружен в ходе подводных археологич. исследований. Глаза бронзовых статуй часто изготавливались из полудрагоц. камней.
        
        рис. Плавильная печь для бронзового литья, инструменты, литейщики и детали отливок (рисунок на кубке, ок. 480 до н. э.).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
342.31 кб

Древнейший металл Саяно-Алтая (энеолит ранняя бронза)

Хаврин Сергей Владимирович
Анализируются результаты исследования состава металла эпохи энеолита ранней бронзы регионов Саяно-Алтая Минусинской котловины, Горного Алтая и Тувы.
Читать PDF
1.22 мб

«Часы и бронза на столе. . . ». Коллекция художественной бронзы и часов в Большом собрании изящных и

Булгакова Алина
Статья посвящена анализу коллекций часов и художественной бронз из большого собрания изящных искусств ASG в сопоставлении с коллекциями подмосковных усадеб — Архангельское, Остафьево, Мураново и др.
Читать PDF
465.02 кб

Проблема соотношения елунинских и сейминско-турбинских бронз

Ковтун Игорь Вячеславович
Рассматривается проблема происхождения технологических приемов сейминско-турбинской металлургической традиции. Обоснована связь «ребер жесткости» двутаврового и выгнутообушкового типов с елунинским культурным массивом.
Читать PDF
1,019.32 кб

К вопросу о номиналах бронз раннесредневекового Херсона

Чореф М. М.
Читать PDF
280.31 кб

Находки хуннских художественных бронз в историческом контексте

Савинов Дмитрий Глебович
Статья посвящена рассмотрению бронзовых художественных изделий, в первую очередь ажурных поясных пластин - одного из наиболее ярких компонентов культурного комплекса хунну (II в. до н. э. - I в. н. э.).
Читать PDF
2.82 мб

О бронзах вообще и о колокольных в частности

Тихонов Тихон Иванович
Читать PDF
274.24 кб

Дополнительные комментарии к Латинской надписи на «Бронзе Фуцинского озера»

Т. А. Карасева
Читать PDF
371.88 кб

Бронзовая ольпа мирмекийского клада

Бутягин Александр Михайлович, Трейстер Михаил Юрьевич
Читать PDF
7.38 мб

Бронзовая посуда эпохи позднего латена в Сарматии

Раев Борис Аронович
Читать PDF
1.44 мб

Погребения бронзового века Прибайкалья с нарушенной анатомической целостностью костяков

Новиков А. Г.
Читать PDF
183.06 кб

Рудольф Вирхов о сибирских бронзах

Борисенко Алиса Юльевна
В статье анализируются фотографии находок бронзовых предметов из Минусинской котловины, собранных во время экспедиции шведским ученым Ф. Р. Мартином, опубликованных и изученных немецким антропологом Р.
Читать PDF
510.38 кб

Тема Отечественной войны 1812 года в русской декоративной бронзе

Сычев Игорь Олегович
Статья посвящена некоторым из работ российских бронзовщиков XIX века, затрагивающим тему войны с Наполеоном.
Читать PDF
0.00 байт

Образ, увековеченный в бронзе

Савельева М.И.
Всероссийский Научно-исследовательский Институт мясной промышленности им. В.М. Горбатова, ежегодно в предновогодние декабрьские дни, по традиции проводит Горбатовские чтения.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы радиоуглеродного датирования археологических памятников бронзового века Алтая

Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П., Папин Д. В.
Читать PDF
297.75 кб

Человек, устремленный в небо. (тайна скульптуры бронзового века)

Куликов Кузьма Иванович

Похожие термины:

  • МЕДЬ, БРОНЗА

    •Aes, означает и собственно медь, и бронзу, и разные другие медные сплавы (Рliп, 34, 1, 1 слл.); как сырой, необработанный материал, медь называется особенно aes Cyprium, потому что ранее всего ее находили на Кип
  • Бронзерт, Отто

    доктор медиц.; р. 1795, † 1849 г. {Половцов}
  • Бронзино

    , Аньоло (Bronzino, Agnolo) 1507, Монтичелли — 1572, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Ученик Понтормо. Работал во Флоренции, Пезаро, Риме. Придворный портретист флорентийских герцо
  • Бронзов Александр Александрович

    Бронзов, Александр Александрович - духовный писатель. Родился в 1858 г. Обучался в новгородской духовной академии. Был преподавателем курской и петербургской духовных семинарий, а с 1894 г. состоит про
  • Культура бронзового века в бассейне Дуная и в Северной Италии

    Области Дунайского бассейна в бронзовом веке стали местом высокого развития бронзолитейного дела. Особенно в этом отношении выделялась территория современной Венгрии, где уже в раннем бронзово
  • Бронзовый век

    см.: Бронзы эпоха.
  • Основные районы распространения культур бронзового века в начале II тысячелетия до н. э

    Если взглянуть на карту Европы и Азии начала II тысячелетия до н. э. зоны древних рабовладельческих государств, то мы увидим следующую картину. К востоку от Енисея обширные пространства Прибайкаль
  • Бронзовыи век на Кавказе

    Постоянные связи племен, обитавших в Закавказье, с переднеазиатскими центрами рабовладельческой цивилизации установились еще во времена раннего энеолита. Уже упоминался широкий вывоз из района
  • Бронзовыи век в Верхнем Поволжье

    Ранее уже упоминалось о расселении по верхнему течению Волги и области Волго-Окского междуречья племен, вышедших, повидимому, с верховьев Днепра и оставивших нам так называемые фатьяновские моги
  • АТЛАНТИЧЕСКИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК

    (англ. Atlantic Bronze Age), или комплекс карпоязычного меча. Бронзовая индустрия, которая развивалась на западном побережье Франции от Бретани до Жиронды в 1000–500 гг. до н.э., имела тесные связи с Британией и
  • Бронзовый век в Иране и Средней Азии

    Культура племен горного Ирана и Средней Азии конца III и II тысячелетия до н. э. является продолжением энеолитической, однако за истекшее время в этой культуре произошли серьезные изменения. Поселен
  • Бронзовый век на западе Европы

    На территории Франции в бронзовом веке следует различать две группы племен с различными культурами — материковую исеверную приморскую. Последняя характеризуется широким распространением соор
  • Бронзовый век на Пиренейском полуострове

    Важнейшим районом бронзолитейного дела с самого начала тысячелетия до н. э. стали области юго-восточной части Пиренеиского полуострова. Здесь сложилась своеобразная эль-аргарская культура,памят
  • Бронзы эпоха

    второй крупный период в археол. периодизации первобытной истории, характеризующийся массовым освоением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда, оружия и украшений, употреблявшихся
  • Бронзы из Риаче

    две бронзовые статуи обнаженных воинов, неск. превышающие натуральную величину, поднятые из моря близ Риаче (Южн. Италия) в 1972. Реставрированы во Флоренции, хранятся в Нац. археолог, музее в Реджио К