БРОНЗА
БРОНЗА
(англ. bronze), сплав меди и олова, оптимальное соотношение которых составляет 9:1. Б. имеет много преимуществ по сравнению с чистой медью — более низкая температура плавления, высокая твердость, меньшая вероятность появления трещин при плавлении. Основное неудобство — сравнительная редкость олова. В Евразии Б. в качестве основного материала для инструментов и оружия следовала за чистой медью, знаменуя наступление бронзового века (см. Трех веков система). В основных категориях инвентаря Б. довольно быстро заменило более распространенное и эффективное железо, однако для производства украшений она продолжала использоваться позднее. Из-за своей экономической значимости металл часто встречается в кладах, которые играют важную роль в изучении этого периода. Формовка производилась тремя основными способами — отливкой в одночастной или двухчастной форме, отливкой по методу выплавляемой модели и ковкой с продолжающимся прокаливанием (во избежание хрупкости). Работа с листовым металлом для щитов, шлемов, сосудов и т.д. требовала третьего метода; отдельные листы часто соединялись заклепками.
Источник: Археологический словарь. 1990
БРОНЗА
в 12 — 11 вв. до н.э. на смену древ. бронзовым культурам в эгейском и италийском регионах пришли культуры железного века. Однако Б., как и технологич. приемы ее обработки (ковка, чеканка, гравировка и пр.), находила широкое применение в изготовл. сосудов, утвари, столовых приборов, украшений, скульптур и рельефов. В частн., в Греции активно развив. применявш. в 8 в. до н.э. для изготовл. мелких изделий из бронзы метод сплошной отливки. В 6 в. до н.э. в изготовл. больших статуй встреч. метод пустотелой отливки, изобретение к-рого греки (ошибочно) приписыв. литейщикам Ройку и Феодору из Самоса. Для отливки крупных бронзовых изделий бронзоплавил. печь должна была вмещать около 300 — 500 кг руды и иметь высоту не менее 5 — 6 м, чтобы расплавл. металл еще до затверд. мог заполнить все изгибы формы, включая и самые мельчайшие. Наиболее сложной явл. отливка бронз. изделия по частям, т.к. она требовала соблюд. строгой пропорции каждый раз вновь смешиваемой шихты, определявшей совпадение цветовых оттенков будущих деталей. Добавл. медных и оловянных присадок, а также часто варьировавш. присадок цинка, свинца и мышья-ка определялось предназнач. изделия и его желаемой окраской; в частн., при изготовл. зеркал основной присадкой явл. олово, для монет — свинец. Стандартизиров. сплавы, пользовавш. высоким спросом, производ. в Коринфе, Делосе и Эгине. Основываясь на том, что в таких местах, как Олимпия, Делос, Дельфы, Коринф, Афины и Родос насчит. примерно по 3000 бронз. статуй в каждом, путем несложн. расчета можно прийти к выводу, что в Греции в период ее расцвета изготавл. не менее одной большой статуи еже-дневно. Позднее, в эпоху эллинизма, на этой основе развивалось изготовл. колоссал. статуй. Достижения этрусков в обл. бронз. литья были также весьма значительны (напр., бронзовая статуя рим. оратора Авла Метелла). Изделия этрусск. бронз. произ-ва доходили даже до Скандинавии. Медь этруски добывали в месторожд. ок. г. Волатерра, олово импортир. из Испании и Британии; в кач-ве присадки широко использов. свинец. В Вольсиниях римлянами в 265 до н.э. были захвач. в кач-ве трофеев ок. 2000 бронзовых статуй. Римляне внесли в технику изготовл. бронз. изделий мало нового. Они в целом заимствовали известные методы и технологии и сумели на этой базе значит. расширить ассортимент товаров бронз. ремесла (мебельная обшивка, украшения для лошадей, декоратив. архитект. элементы, колоссал. произв. скульптуры). Римляне высоко ценили также тонкие греч. работы из Б. в классич. стиле, в больших кол-вах привозимые ими в Италию в ходе воен. кампаний. Из этих произв. сохран. лишь немн., б.ч. работы позднего периода и копии, т.к. языч. произведения в связи с нехваткой металла были христианами переплавлены. Глаза бронзовых статуй часто изготавл. из полудрагоц. камней.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Бронза
В 12 — 11 вв. до н. э. на смену др. бронзовым культурам в эгейском и италийском регионах пришли культуры железного века. Однако Б., как и технологич. приемы ее обработки (ковка, чеканка, гравировка и пр.), находила широкое применение в изготовлении сосудов, утвари, столовых приборов, украшений, скульптур и рельефов. В частности, в Греции активно развивался применявшийся в 8 в. до н. э. для изготовления мелких изделий из бронзы метод сплошной отливки. В 6 в. до н. э. в изготовлении больших статуй встречается метод пустотелой отливки, изобретение которого греки (ошибочно) приписывали литейщикам Ройку и Феодору из Самоса. Для отливки крупных бронзовых изделий бронзо-плавильная печь должна была вмещать около 300 — 500 кг руды и иметь высоту не менее 5 — 6 м, чтобы расплавл. металл еще до затвердения мог заполнить все изгибы формы, включая и самые мельчайшие. Наиболее сложной являлась отливка бронзового изделия по частям, т. к. она требовала соблюдения строгой пропорции каждый раз вновь смешиваемой шихты, определявшей совпадение цветовых оттенков будущих деталей. Добавление медных и оловянных (4 — 32%) присадок, а также часто варьировавшихся присадок цинка, свинца и мышьяка определялось предназначением изделия и его желаемой окраской; в частности, при изготовлении зеркал основной присадкой являлось олово, для монет — свинец. Стандартизированные сплавы, пользовавшиеся высоким спросом, производились в Коринфе, Делосе и Эгине. Основываясь на том, что в таких местах, как Олимпия, Делос, Дельфы, Коринф, Афины и Родос, насчитывалось примерно по 3000 бронзовых статуй в каждом, путем несложного расчета можно прийти к выводу, что в Греции в период ее расцвета изготавливалось не менее одной большой статуи ежедневно. Позднее, в эпоху эллинизма, на этой основе развивалось изготовление колоссальных статуй. Достижения этрусков в области бронзового литья были также весьма значительны (например, бронзовая статуя рим. оратора Авла Метелла). Изделия этрусского бронзового производства доходили даже до Скандинавии. Медь этруски добывали в месторождениях ок. г. Волатерра, олово импортировали из Испании и Британии; в качестве присадки широко использовали свинец. В Вольсиниях римлянами в 265 до н. э. были захвачены в качестве трофеев ок. 2000 бронзовых статуй. Римляне внесли в технику изготовления бронзовых изделий мало нового. Они в целом заимствовали известные методы и технологии и сумели на этой базе значительно расширить ассортимент товаров бронзового ремесла (мебельная обшивка, украшения для лошадей, декоративные архитектурные элементы, колоссальные произведения скульптуры). Римляне высоко ценили также тонкие греч. работы из Б. в классич. стиле, в больших количествах привозимые ими в Италию в ходе военных кампаний. Из этих произведений сохранились лишь немногие, б. ч. работы позднего периода и копии, т. к. языч. произведения в связи с нехваткой металла были христианами переплавлены. В последние годы целый ряд ценных произведений искусства был обнаружен в ходе подводных археологич. исследований. Глаза бронзовых статуй часто изготавливались из полудрагоц. камней.
рис. Плавильная печь для бронзового литья, инструменты, литейщики и детали отливок (рисунок на кубке, ок. 480 до н. э.).
рис. Плавильная печь для бронзового литья, инструменты, литейщики и детали отливок (рисунок на кубке, ок. 480 до н. э.).
Источник: Словарь античности. 1989