БРУНЕЛЛЕСКИ
БРУНЕЛЛЕСКИ
Филиппо (1377–1446) — итальянский архитектор, скульптор, ученый, гуманист. Один из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Его выдающимся произведением стал гигантский купол Флорентийского собора (1434), строительство которого было начато еще в 1295 г. в готическом стиле. Фонарь восьмигранного ку-пола (его диаметр 43 м — больше римского Пантеона) и сегодня господствует в панораме города. Он был построен без опирающихся на землю лесов, состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами, имеет пилястры античного характера с полу-циркульными арками. Брунеллески проявил себя не только в церковной, но и в светской архитектуре, построив дворцы Питти и Пацци-Куаратези. Простые и ясные геометрические формы, а также творчески пере-осмысленные античные принципы придают внешнему облику построенных им зданий Воспитательного дома, капелле Пацци вид величавого спокойствия, к чему стремились многие архитекторы Раннего Возрождения. После создания этих построек гармония, соразмерность, конструктивная ясность становятся характерными для всего искусства Возрождения. Гуманизм и поэтичность творчества, соразмерность его построек человеку, жизне-утверждающая сила произведений, сочетание монумен-тальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности предопределили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры эпохи Возрождения.
БРУНЕЛЛЕСКИ
brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция – 1446, там же), итальянский архитектор, скульптор, изобретатель и инженер эпохи Раннего Возрождения; один из создателей научной теории перспективы. Творческую деятельность начал как скульптор; участвовал в конкурсе на право выполнить новые двери флорентинского баптистерия (бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама», 1401). Проиграв в конкурсе Л. Гиберти, сосредоточил внимание на архитектуре, мечтая возродить величие зодчества Древнего Рима.
Самое знаменитое произведение Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре (1420–36), увенчавший базилику, начатую в кон. 13 в. Арнольфо ди Камбио. В 14 в. собор расширили и достроили до основания восьмиугольного барабана диаметром ок. 42 м. В то время не было технических возможностей возвести огромные леса для погашения сил распора (давления) купола на относительно тонкие стены. Отказавшись от лесов, Брунеллески создал систему самоопоры купола в ходе его возведения. Всю ответственность за техническую сторону он впервые в истории архитектуры взял на себя, строители только выполняли его указания. Свой строительный метод вывел из «приемов древнеримской каменной кладки», которые изучал на развалинах Рима; но придал своему произведению отличную от античных купольных сооружений, заостренную кверху, напоминающую о готике форму. Для облегчения веса купол был сделан пустотелым и состоял из двух оболочек: более толстая нижняя являлась несущей, более тонкая верхняя – защитной. Оболочки были связаны между собой нервюрами и погашающими распор горизонтальными кольцами. Белые ребра нервюр на фоне ярко-красной черепицы зрительно облегчают каменную массу огромного купола; он не давит на здание, а как бы парит в воздухе, словно бутон волшебного цветка с еще не распустившимися лепестками.
Первой истинно ренессансной постройкой Брунеллески стал Воспитательный дом во Флоренции (Оспедале дельи Инноченти, 1421–44). Фасад здания превращен в воздушную аркаду, опирающуюся на тонкие коринфские колонки; она связывает воедино пространство дома и находящейся перед ним площади. Лестница из нескольких ступеней почти во всю ширину фасада приглашает вступить под своды галереи. Под длинной лентой карниза в центре стены, подчеркивающего ее горизонтальную протяженность, вставлены цветные майоликовые медальоны с изображениями младенцев (скульптор Андреа делла Роббиа), придавшие зданию нарядность.
В 1421–28 гг. Брунеллески построил Старую сакристию (ризницу) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, впервые создав характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена античной ордерной системой. В интерьере капеллы Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче (начата в 1429 г.) белые грани оштукатуренных стен подчеркивают идеальную кубичность пространства; пилястры и арки, облицованные серым флорентинским камнем, красиво расчерчивают поверхность. Сине-белые майоликовые рельефы Луки делла Роббиа и самого Брунеллески смягчают благородную строгость убранства. Церковь Санто-Спирито, задуманная в 1436 г., была построена уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов.
Самое знаменитое произведение Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре (1420–36), увенчавший базилику, начатую в кон. 13 в. Арнольфо ди Камбио. В 14 в. собор расширили и достроили до основания восьмиугольного барабана диаметром ок. 42 м. В то время не было технических возможностей возвести огромные леса для погашения сил распора (давления) купола на относительно тонкие стены. Отказавшись от лесов, Брунеллески создал систему самоопоры купола в ходе его возведения. Всю ответственность за техническую сторону он впервые в истории архитектуры взял на себя, строители только выполняли его указания. Свой строительный метод вывел из «приемов древнеримской каменной кладки», которые изучал на развалинах Рима; но придал своему произведению отличную от античных купольных сооружений, заостренную кверху, напоминающую о готике форму. Для облегчения веса купол был сделан пустотелым и состоял из двух оболочек: более толстая нижняя являлась несущей, более тонкая верхняя – защитной. Оболочки были связаны между собой нервюрами и погашающими распор горизонтальными кольцами. Белые ребра нервюр на фоне ярко-красной черепицы зрительно облегчают каменную массу огромного купола; он не давит на здание, а как бы парит в воздухе, словно бутон волшебного цветка с еще не распустившимися лепестками.
Первой истинно ренессансной постройкой Брунеллески стал Воспитательный дом во Флоренции (Оспедале дельи Инноченти, 1421–44). Фасад здания превращен в воздушную аркаду, опирающуюся на тонкие коринфские колонки; она связывает воедино пространство дома и находящейся перед ним площади. Лестница из нескольких ступеней почти во всю ширину фасада приглашает вступить под своды галереи. Под длинной лентой карниза в центре стены, подчеркивающего ее горизонтальную протяженность, вставлены цветные майоликовые медальоны с изображениями младенцев (скульптор Андреа делла Роббиа), придавшие зданию нарядность.
В 1421–28 гг. Брунеллески построил Старую сакристию (ризницу) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, впервые создав характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена античной ордерной системой. В интерьере капеллы Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче (начата в 1429 г.) белые грани оштукатуренных стен подчеркивают идеальную кубичность пространства; пилястры и арки, облицованные серым флорентинским камнем, красиво расчерчивают поверхность. Сине-белые майоликовые рельефы Луки делла Роббиа и самого Брунеллески смягчают благородную строгость убранства. Церковь Санто-Спирито, задуманная в 1436 г., была построена уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007