БРУНИ
БРУНИ
Bruni), Леонардо (1370 (или 1374) - 8.III.1444) - итал. гуманист и историк. Родом из Ареццо, отсюда прозвище - Бруни Аретино. В 1405-15 служил в папской курии; с 1427 до конца жизни - канцлер Флорентийской республики. Писал много и в разных жанрах. Высоко ценил классич. латынь как совершенный литературный язык ("Диалоги к Петру Гистрию", "Dialogi ad Petrum Histrum", 1401). В морально-философских и педагогич. трактатах отстаивал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм ("Введение в науку о морали" - "Isagogicon moralis disciplinae", 1420-24; "Об обучении и словесности" - "De studiis et litteris tractatibus", 1422-29). Перевел мн. сочинения греч. авторов - Аристотеля, Платона, Ксенофонта, Плутарха и др. Написал биографии Данте и Петрарки. В политич. памфлетах выступал защитником республиканского строя, против тирании. Наибольшую известность Б. приобрел как историк ("История Флоренции" - "Historiarum florentini populi, libri XII", 1439, последнее издание (Bologna), 1926, "Комментарий к событиям своего времени" - "Commentaria rerum suo tempore gestarum", охватывающий период 1378-1440; соч. по греч. и рим. истории). Впервые в итал. историографии критически подошел к источникам и пытался раскрыть причины ист. событий и явлений. Ист. концепция Б. проникнута идеями республиканизма и патриотизма. Высшие достижения Др. Рима Б. связывает только с эпохой республики. Подчеркивая значение гражд. свобод в истории Флоренции, Б. видел в ней наследницу республиканских традиций Др. Рима, призванную отстоять их в борьбе с тиранами Милана. Лит.: Santini E., L. Bruni-Aretino e suoi "Historiarum florentini populi libri XII", "Annali della reale scuola normale superiore di Pisa", 1910, v. 22; Leonardo Bruni Aretino humanistisch-philosophische Schriften, hrsg. und erl?ut. H. Baron, Lpz. - В., 1928; Baron H., The crisis of the early italian Renaissance, v. 1-2, Princeton, 1955.
БРУНИ
Федор Антонович (1799, Милан – 1875, Санкт-Петербург), русский живописец и график, итальянец по происхождению; автор исторических картин и монументальных росписей; представитель классицизма и академизма. Учился в Петербургской академии художеств (1809–18) у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. Профессор (с 1836 г.) и президент (1855–71) АХ. В 1818–36 и 1838–41 гг. работал в Италии. В 1849 г. был назначен хранителем Эрмитажа. Благодаря его трудам, музей имеет прекрасное собрание нидерландской живописи 15–16 вв.
В Риме в доме княгини З. А. Волконской познакомился с О. А. Кипренским, С. Ф. Щедриным, скульптором С. И. Гальбергом, архитектором К. А. Тоном; под их влиянием пережил увлечение романтизмом. В «Портрете княгини З. А. Волконской в костюме Танкреда» (1820) обращается к романтическому сюжету: рыцарь тоскует о возлюбленной. Однако композиция произведения и строгое цветовое решение лежат целиком в русле классицизма. Сюжет картины «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), взятый из древнеримского предания, был чрезвычайно популярен у классицистов как пример борьбы между человеческими чувствами и долгом. Гораций, победивший в поединке врагов Рима, братьев Куриациев, убивает свою сестру, оплакивавшую одного из них, бывшего ее женихом. В центре в красном плаще главный герой; пластически выразительные, словно у актеров на сцене, жесты, говорят о душевных движениях персонажей. Бруни создал ок. 30 гравюр-иллюстраций к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1825–39), представив героические, идеальные образы исторических персонажей. «Вакханка, поящая Амура» (1828) – не столько мифический персонаж, сколько чувственная, полнокровная красавица-итальянка.
Главное произведение Бруни – «Медный змий» (1827–41). Работа над ним началась в Италии и продолжилась в Санкт-Петербурге. Сюжет взят из Библии: пророк Моисей вывел иудеев через пустыню из египетского рабства. Путь был долгим и многотрудным, люди роптали, и Бог сурово наказал их, наслав смертоносных змей. Оставшиеся в живых умоляли об избавлении. Бог повелел Моисею сделать медного змия; один взгляд на него исцелял ужаленного. Противоречия эпохи сосуществования позднего классицизма, романтизма и зарождавшегося реализма отразились в наследии художника. Классицистическая условность композиции и цветового решения соединилась в картине с романтической борьбой света и тьмы и свойственным реализму стремлением к психологической убедительности в выражении чувств (горя, ужаса, боли). В 1870-е гг. Бруни работал над картонами для росписей храма Христа Спасителя в Москве.
В Риме в доме княгини З. А. Волконской познакомился с О. А. Кипренским, С. Ф. Щедриным, скульптором С. И. Гальбергом, архитектором К. А. Тоном; под их влиянием пережил увлечение романтизмом. В «Портрете княгини З. А. Волконской в костюме Танкреда» (1820) обращается к романтическому сюжету: рыцарь тоскует о возлюбленной. Однако композиция произведения и строгое цветовое решение лежат целиком в русле классицизма. Сюжет картины «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), взятый из древнеримского предания, был чрезвычайно популярен у классицистов как пример борьбы между человеческими чувствами и долгом. Гораций, победивший в поединке врагов Рима, братьев Куриациев, убивает свою сестру, оплакивавшую одного из них, бывшего ее женихом. В центре в красном плаще главный герой; пластически выразительные, словно у актеров на сцене, жесты, говорят о душевных движениях персонажей. Бруни создал ок. 30 гравюр-иллюстраций к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1825–39), представив героические, идеальные образы исторических персонажей. «Вакханка, поящая Амура» (1828) – не столько мифический персонаж, сколько чувственная, полнокровная красавица-итальянка.
Главное произведение Бруни – «Медный змий» (1827–41). Работа над ним началась в Италии и продолжилась в Санкт-Петербурге. Сюжет взят из Библии: пророк Моисей вывел иудеев через пустыню из египетского рабства. Путь был долгим и многотрудным, люди роптали, и Бог сурово наказал их, наслав смертоносных змей. Оставшиеся в живых умоляли об избавлении. Бог повелел Моисею сделать медного змия; один взгляд на него исцелял ужаленного. Противоречия эпохи сосуществования позднего классицизма, романтизма и зарождавшегося реализма отразились в наследии художника. Классицистическая условность композиции и цветового решения соединилась в картине с романтической борьбой света и тьмы и свойственным реализму стремлением к психологической убедительности в выражении чувств (горя, ужаса, боли). В 1870-е гг. Бруни работал над картонами для росписей храма Христа Спасителя в Москве.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007