БРУНИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БРУНИ
Bruni), Леонардо (1370 (или 1374) - 8.III.1444) - итал. гуманист и историк. Родом из Ареццо, отсюда прозвище - Бруни Аретино. В 1405-15 служил в папской курии; с 1427 до конца жизни - канцлер Флорентийской республики. Писал много и в разных жанрах. Высоко ценил классич. латынь как совершенный литературный язык ("Диалоги к Петру Гистрию", "Dialogi ad Petrum Histrum", 1401). В морально-философских и педагогич. трактатах отстаивал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм ("Введение в науку о морали" - "Isagogicon moralis disciplinae", 1420-24; "Об обучении и словесности" - "De studiis et litteris tractatibus", 1422-29). Перевел мн. сочинения греч. авторов - Аристотеля, Платона, Ксенофонта, Плутарха и др. Написал биографии Данте и Петрарки. В политич. памфлетах выступал защитником республиканского строя, против тирании. Наибольшую известность Б. приобрел как историк ("История Флоренции" - "Historiarum florentini populi, libri XII", 1439, последнее издание (Bologna), 1926, "Комментарий к событиям своего времени" - "Commentaria rerum suo tempore gestarum", охватывающий период 1378-1440; соч. по греч. и рим. истории). Впервые в итал. историографии критически подошел к источникам и пытался раскрыть причины ист. событий и явлений. Ист. концепция Б. проникнута идеями республиканизма и патриотизма. Высшие достижения Др. Рима Б. связывает только с эпохой республики. Подчеркивая значение гражд. свобод в истории Флоренции, Б. видел в ней наследницу республиканских традиций Др. Рима, призванную отстоять их в борьбе с тиранами Милана.

Лит.: Santini E., L. Bruni-Aretino e suoi "Historiarum florentini populi libri XII", "Annali della reale scuola normale superiore di Pisa", 1910, v. 22; Leonardo Bruni Aretino humanistisch-philosophische Schriften, hrsg. und erl?ut. H. Baron, Lpz. - В., 1928; Baron H., The crisis of the early italian Renaissance, v. 1-2, Princeton, 1955.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

БРУНИ
Федор Антонович (1799, Милан – 1875, Санкт-Петербург), русский живописец и график, итальянец по происхождению; автор исторических картин и монументальных росписей; представитель классицизма и академизма. Учился в Петербургской академии художеств (1809–18) у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. Профессор (с 1836 г.) и президент (1855–71) АХ. В 1818–36 и 1838–41 гг. работал в Италии. В 1849 г. был назначен хранителем Эрмитажа. Благодаря его трудам, музей имеет прекрасное собрание нидерландской живописи 15–16 вв.
В Риме в доме княгини З. А. Волконской познакомился с О. А. Кипренским, С. Ф. Щедриным, скульптором С. И. Гальбергом, архитектором К. А. Тоном; под их влиянием пережил увлечение романтизмом. В «Портрете княгини З. А. Волконской в костюме Танкреда» (1820) обращается к романтическому сюжету: рыцарь тоскует о возлюбленной. Однако композиция произведения и строгое цветовое решение лежат целиком в русле классицизма. Сюжет картины «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), взятый из древнеримского предания, был чрезвычайно популярен у классицистов как пример борьбы между человеческими чувствами и долгом. Гораций, победивший в поединке врагов Рима, братьев Куриациев, убивает свою сестру, оплакивавшую одного из них, бывшего ее женихом. В центре в красном плаще главный герой; пластически выразительные, словно у актеров на сцене, жесты, говорят о душевных движениях персонажей. Бруни создал ок. 30 гравюр-иллюстраций к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1825–39), представив героические, идеальные образы исторических персонажей. «Вакханка, поящая Амура» (1828) – не столько мифический персонаж, сколько чувственная, полнокровная красавица-итальянка.
Главное произведение Бруни – «Медный змий» (1827–41). Работа над ним началась в Италии и продолжилась в Санкт-Петербурге. Сюжет взят из Библии: пророк Моисей вывел иудеев через пустыню из египетского рабства. Путь был долгим и многотрудным, люди роптали, и Бог сурово наказал их, наслав смертоносных змей. Оставшиеся в живых умоляли об избавлении. Бог повелел Моисею сделать медного змия; один взгляд на него исцелял ужаленного. Противоречия эпохи сосуществования позднего классицизма, романтизма и зарождавшегося реализма отразились в наследии художника. Классицистическая условность композиции и цветового решения соединилась в картине с романтической борьбой света и тьмы и свойственным реализму стремлением к психологической убедительности в выражении чувств (горя, ужаса, боли). В 1870-е гг. Бруни работал над картонами для росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Лев Бруни. Полвека без писателя века

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский и Жан Кальвин о деятельной жизни

Печатнов Валентин Владимирович
Впервые в историографии проведено сравнительное исследование концепции деятельной жизни у трех европейских мыслителей XV-XVI веков: итальянского гуманиста Леонардо Бруни, Эразма Роттердамского и Жана Кальвина.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 02. 005. Бруни А. О разграничениях внутри одного понятия: реляционный, коллективный и обобщенн

Якимова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Трактат Леонардо Бруни «о правильном переводе»

Шабага И. Ю.
Вниманию читателей предлагается предваряемый небольшим вступлением комментированный перевод написанного на латинском языке критического трактата "De interpretatione recta" (1420), принадлежащий перу известного итальянского гуманис
Читать PDF
0.00 байт

Леонардо Бруни, этика гражданского гуманизма и греческое наследие

Эльфонд Ирина Яковлевна
В статье рассматриваются основные проблемы гуманистической этики гражданского гуманизма. Автор анализирует понимание проблемы счастья и предназначения человека в этике Л.

Похожие термины:

  • Бруни, Александр Константинович

    (05. 07. 1825, Московская губ. — 31. 01. 1915, СПб) Окончил ИАХ в 1844. С 1851 — акад. Работал в СПб. В Моск. губ. спроектировал корпуса Воскресенской мануфактуры. Лит.: Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорск
  • Бруни Александр Павлович

    Бруни, Александр Павлович - академик архитектуры, племянник Ф.А. Бруни , воспитывался в Академии Художеств, которую окончил в 1859 г. Построил в Петербурге Александровский рынок. - Его сын, Николай Але
  • Бруни, Лев Александрович

    (род. 1894) — живописец и график. Правнук Ф. Бруни и Петра Соколова; обучался в 1910—11 в Академии художеств и в Париже, у Ж. П. Лоранса. Участвовал на выставках "Мир искусства" (1915), "Магазин" (1916),
  • Бруни, Антонио

    итальянск. комнатн. живописец в России при Екатерине II, † 1822 г. {Половцов}
  • БРУНИ Федор Антонович

    10.06.1799 - 30.08.1875), русский живописец. Родился в Москве в семье выехавшего в Россию из Италии Антонио Бруни, реставратора картин и живописца плафонов. Писал на библейские и исторические сюжеты, в своем
  • БРУНИ Константин Николаевич

    23.05.1901 (С.-Петербург) - 1970 (Париж). Живописец, художник кино. Сын художника Николая Константиновича Бруни (1856-1936). В 1919 бежал из России по льду Финского залива. Поселился во Франции. Работал ассистентом
  • Бруни, Леонардо

    1370 или 1374— 1444) — крупнейший ит. гуманист. Выходец из Ареццо (отсюда его прозвище — Аретино). С конца 80-х гг. жил во Флоренции; ученик Джованни да Равенны (преподавателя риторики Флорентийского ун-та)
  • Бруни, Федор (Феделио) Антонович

    (Fedelio Bruni) — сын Антония Бруни, художник исторической и религиозной живописи, род. 23 июня 1800 г. в Москве, умер 30 августа 1875 г. в Петербурге. Феделио Бруни еще в очень раннем возрасте проявил склонность
  • Бруни, Федор (Феделе, Фиделис) Антонович

    т. с., профес. историч. живописи Им. А. X. и ректор живописи, директор Имп. Эрмитажа и Мозаического заведения; р. 15 дек. 1801, † 30 авг. 1875 г. {Половцов}
  • Бруни, Антоний

    (Antonio Bruni) — искусный реставратор картин и замечательный живописец по плафону; ум. в 1822 г. Бруни был родом из итальянской Швейцарии и художественное образование получил в Италии. Прожив там долгое в