Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова (см.). Оба брата в 1809 г. были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет общества поощрения художеств были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 г. прибыли в Рим. С особенною любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 г. вместе с А.Р. Львовым посетил Сицилию, осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже (текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г.). 1827 г. Брюллов провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, в 1829 г. возвратился в Санкт-Петербург. ""Помпеянские термы"" доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге. Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении на Пулковской горе обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба. Талант Брюллова выказался в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1831 г. и в постройке здесь экзерцир-гауза. Вскоре Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича , одновременно шла работа по возведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке. В 1832 г. Брюллов составил проект лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году был удостоен звания профессора архитектуры за проект церкви в столице в классическом стиле. Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпеи, Брюллов написал портреты Неполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Феодоровны - рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в Санкт-Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича , окруженного кадетами разных корпусов.
Брюллов Александр Павлович
Источник: 100 великих архитекторов. 2003
— архитектор; род. 29 ноября 1798 г., ум. 9 января 1877 г. Вместе со своим младшим братом, Карлом, А. П. Брюллов в 1809 г. поступил в академию художеств, куда был принят в качестве пенсионера. В период пребывания в академии А. П. Брюллов получил в 1817 г. малую серебряную медаль за рисунок с натуры, в 1819 г. малую серебряную медаль за архитектурную композицию и в том же году — большую серебряную медаль также за архитектурную композицию. В 1821 г. Брюллов окончил курс академии, в 1822 г. поступил в комиссию по построению Исаакиевского собора, а осенью того же года отправился, вместе с братом Карлом, на средства Общества поощрения художников, в Италию. Проведя зиму в Мюнхене, братья в начале мая 1823 г. приехали в Рим, где А. П. Брюллов занялся изучением римских зданий. В апреле 1824 г. Брюллов покинул Рим и вместе с А. Н. Львовым отправился в Сицилию, пробыв некоторое время в Неаполе. В эту поездку, продолжавшуюся около месяца, Брюллов изучил древние города Сегесту, Селинунт, Агригент, Сиракузы, Катану, Таормину и их развалины. Некоторое время спустя, Брюллов предпринял второе путешествие, которое познакомило его с Помпеей и было окончено в октябре того же 1824 г. По возвращении из этого путешествия Брюллов поселился в Неаполе. Здесь он стал известен королю, как отличный акварелист, и был приглашен исполнить акварелью портреты членов неаполитанского королевского дома. Эти портреты, из которых лучшими был портрет принцессы Христины, не только заслужили одобрение короля, но и получили громкую известность, благодаря своим несомненным достоинствам. По желанию короля, Брюллов сам принялся за литографирование этих портретов, но не довел этой работы до конца, так как не был достаточно опытен в этом искусстве. Во время исполнения портрета короля Брюллов получил от него разрешение зарисовывать в Помпее, все, что только он захочет. Пользуясь этим разрешением, Брюллов принялся за тщательные исследования помпейских развалин и в 1826 г. окончил свой блестящий труд — реставрацию открытых при нем помпейских терм. Около этого же времени он исполнил для Императрицы Марии Федоровны рисунок амфитеатра Флавия, причем развалины были им оживлены изображением проповеди капуцина. В Риме Брюллов получил Высочайше пожалованный ему, в поощрение его художественных работ, бриллиантовый перстень. Послав некоторые свои рисунки Обществу поощрения художников, Брюллов в конце августа 1826 г. отправился в Париж, со специальною целью изучения устройства театров, по поручению Общества поощрения художников, которое продолжало давать братьям пенсион. Намереваясь сам литографировать свои термы, Брюллов познакомился в Париже с Энгельманом и стал обучаться литографии, как искусству, а с конца марта 1828 г. стал слушать у Бюона курс истории архитектуры. В Париже, помимо рисунков терм, Брюллов зимою 1827 г., на вечере у княгини Голицыной, исполнил портрет Вальтер Скотта (с пледом на шее), отлитографированный им же самим потом на камне и считающийся наиболее схожим из всех портретов знаменитого писателя. По желанию королевского академического художественного общества, в связи с изданием своих терм, в мае 1827 г. Брюллов отправился в Лондон. Из Англии он проехал часть Франции, посетил Шартре, Дре и замок д´Ан, а затем воротился в Париж, где слушал, между прочим, курс механики в Сорбонне. Закончив здесь французский текст к своим "Помпейским термам", которые появились еще раньше в Париже в гравюрах Сандса, и издав его в 1829 г., Брюллов возвратился в этом же году в Петербург, пробыв за границею, в общем, более семи лет. Поднесенные Брюлловым Императору Николаю І "Помпейские термы" дали ему звание архитектора Его Императорского Величества; они же доставили ему звание член-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии, члена академии художеств миланской и петербургской. Вскоре по возвращении на родину Брюллов начал трудовую жизнь практического архитектора, только в свободное время занимаясь акварельною живописью. На выставке 1830 г. в академии художеств был, между прочим, проект Брюллова инвалидного дома на берегу Черного моря и акварельный портрет его же работы князя Лопухина, вызывавший всеобщий восторг знатоков искусства. В 1830 г. Брюллов получил заказ построить Михайловский театр, готическую церковь для графини Полье в Парголове и дом графини Самойловой в Славянке. В 1881 г. Брюллов выполнил все эти работы, а также написал акварельный портрет Императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов. В феврале этого же года Брюллов был определен исправляющим должность профессора архитектуры в академии художеств, и вместе с тем ему была задана программа на звание профессора: "сочинить проект огромной и великолепной кафедральной церкви Греко-российского исповедания для столицы". В марте 1832 г. Брюллов обратился к академии художеств с просьбою о перемене этой программы на "проект соборной церкви евангелического вероисповедания во имя свв. Петра и Павла в Петербурге", но совет академии отказал в этой просьбе, не решаясь отменить "проект такой важности, как проект огромной кафедральной церкви для столицы, в коем художник, видевший знатнейшие из подобных церквей в Европе, может самым блестящим образом показать свои дарования и познания, воспользовавшись тем, что в тех церквах хорошо, и избегнув того, что по справедливости в них осуждается". 21 сентября 1832 г. Брюллов был единогласно избран советом академии художеств в профессора 2-й степени по части архитектуры за свою блестяще исполненную программу (проект был исполнен в классическом стиле). В этом же году, по баллотированию совета академии, был одобрен, в числе трех других, проект Брюллова памятника Державину. К этому же году относится построение Брюлловым лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Петербурге, на Невском проспекте (в стиле английской готики). За постройкой этой церкви следовало предпринятое по Высочайшей воле построение здания Пулковской обсерватории; это — самое значительное создание художника, в котором в полной степени высказался его тонкий художественный вкус и самобытный архитектурный талант. Одновременно с постройкой Пулковской обсерватории, Брюллов производил работы по сооружению двух зданий на Дворцовой площади — здание генерального штаба и экзерциргауза. В 1837 г. Брюллов был назначен, в числе других архитекторов, в Высочайше учрежденную Комиссию для возобновления Зимнего дворца после пожара; его помпейская орнаментация, давшая имя целой галерее дворца, утвердила за ним репутацию превосходного декоратора-архитектора, и все его работы по отделке жилых комнат половины Их Величеств, по отзыву современников, составляли лучшую часть дворцовых работ, разделенных между тремя архитекторами (Стасовым, Штаубертом и Брюлловым). Вслед за работами в Зимнем дворце, Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца к свадьбе великого князя Константина Николаевича. Вместе с этой работой Брюллов производил (в 1845 г.) постройку Александровской больницы (в память великой княгини Александры Николаевны), с проложением Надеждинской улицы до Невского проспекта. Помимо всех этих работ, Брюллов в 1833 г., по воле Государя Императора, был назначен членом комитета о строениях и гидравлических работ. В 1842 г., "в уважение пользы, принесенной художествам и учащимся", Брюллов был возведен в звание профессора 1-й степени. В 1844 г. он, вместе с А. Тоном, занимался проектом отделения проезда от академического здания (с садом и железною решеткою). В начале 1845 г. Брюллов был избран, в числе других, членом комитета для составления проекта нового образования академии. В 1850 г., при переходе мозаического отделения в состав академии художеств, Брюллов был назначен одним из членов комитета для предварительных работ по составлению штата и положения мозаического отделения. С 1850 г. Брюллов почти оставил практическую деятельность и посвятил себя отчасти профессуре, отчасти теоретическо-научной разработке некоторых специально-архитектурных вопросов, как, напр., вентиляция и отопление, устройство госпиталей и т. под. В 1857 г., за отъездом за границу ректора архитектуры К. А. Тона, Брюллов исполнял его должность (еще раньше он исполнял обязанность конференц-секретаря академии). 15 января 1871 г. в академии Художеств торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Брюллова, собравший много почитателей таланта заслуженного профессора; по случаю этого юбилея была выбита медаль, на одной стороне которой был изображен портрет художника, а на другой — знаменитейшее из его сооружений — Пулковская обсерватория. В этом же году Брюллов вышел в отставку. Академия очень высоко ценила художественный авторитет Брюллова: многократно поручала она ему давать отзывы относительно различных сочинений по теории и истории искусства, проектов, художественных произведений, педагогических систем в относящихся к искусству науках и т. под., и свои решения и поступки сообразовала в таких случаях исключительно с отзывом Брюллова. По выходе в отставку, Брюллов вел, главным образом, кабинетную жизнь. В течение нескольких последних лет жизни он серьезно изучал высшую математику, пристрастился к геологии и вообще естественным наукам; до последних дней он следил за успехами архитектуры и сохранил свежесть ума, живую и разностороннюю наблюдательность. Брюллов является одним из наиболее крупных деятелей в истории русской архитектуры. Его работы, помимо основательной и обдуманной планировки, обнаруживают тонкость художественного вкуса, а также смелость и красоту композиции и грациозную легкость в распоряжении внешними формами. Эти качества работ Брюллова являются особенно ценными, если принять во внимание те узкие и односторонние взгляды и требования, которые господствовали в области архитектуры в тридцатых годах XIX столетия и позже. Посвятив себя исключительно архитектурной деятельности, Брюллов занимался живописью и рисованием сравнительно в незначительных размерах, и то, главным образом, до отъезда своего из России и в период пребывания за границей. Однако его работы этого рода обнаруживают в нем замечательного художника-рисовальщика и акварелиста. Еще во время обучения его в академии художеств, многие считали его лучшим рисовальщиком, нежели его брата Карла. Близкий по духу Галактионову и Мартынову, он писал не только портреты, отличающиеся замечательным сходством, живостью и изяществом, но и массу литографических и акварельных пейзажей (среди них значительное количество видов петербургских окрестностей), жанровых сцен и другого рода рисунков. Все эти работы поражают мастерской техникой, а также замечательною тонкостью рисунка. У сына А. П. Брюллова — П. А. Брюллова (в Петербурге) имеется несколько альбомов, заключающих в себе превосходные ландшафтные, жанровые и иные рисунки А. П. Брюллова акварелью, пером, карандашом, сепией и т. д. Один из лучших картонов Брюллова изображает гулянье на Елагином острове в тихий майский вечер, с прелестными миниатюрными фигурками прогуливающейся под звуки оркестра толпы. Замечательно также изображение саардамской хижины Петра Великого, которую художник посетил при проезде через Голландию. Наибольшая часть картин и рисунков Брюллова находится за границей, в руках частных лиц.
П. Н. Петров, "Для немногих. Специальные заметки по генеалогии и геральдике, истории, археологии и искусству", СПб., 1871 г., стр. 1—7 (см. "Всемирную иллюстрацию", 1871 г., № 116, стр. 184—185). — "Александр Павлович Брюллов" ("Зодчий", 1877 г., № 1, стр. 9—10.). — "Архив Брюлловых", редакция и примечания И. А. Кубасова, СПб., 1900 г. — П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Академии Художеств", СПб., тома І, II и IIІ. — Энциклопедические словари Брокгауза-Ефрона и Березина. — "Большая энциклопедия", изд. т-ва "Просвещение". — А. Бенуа, "История русской живописи в XIX в." (1-й выпуск "Истории живописи в XIX веке" изд. т-ва "Знание"), СПб., 1901 г., стр. 52, 72. — Некрологи: во "Всеобщем календаре" Гоппе на 1878 г.; "Всемирной Иллюстрации", 1877 г., № 420, стр. 70—71; "Театральной Газете", 1877 г., № 13, стр. 12; "Голосе", 1877 г., № 49, отд. "Внутренние известия". — А. П. Новицкий, "История русского искусства", вып. VIІ. — "Отрывок из письма А. Брюллова" ("Журнал изящных искусств", 1825 г., часть II, № 3, стр. 78—81). — Помимо указанных печатных материалов, в биографию А. П. Брюллова вошли сведения, сообщенные его сыном, П. А. Брюлловым.
В. Греков.
{Половцов}
Брюллов, Александр Павлович
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
— профессор архитектуры Имп. Академии художеств; старший брат Карла Павловича Б. (см.), род. в СПб. 29 ноября 1798 г.; оба брата в 1809 году были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. С особенною любовью А. Б. изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с А. Н. Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпею, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г. 1827 г. Б. провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Б. ездил в Англию, Шартр и др. места, а в 1829 г. возвратился в С.-Петербург. "Помпейские термы" доставили Б. звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге. Весьма плодотворная архитектурная деятельность Б. выразилась в постройке в С.-Петербурге и др. местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении по Высочайшему повелению на Пулковской горе Обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба на Дворцовой площади, в СПб. Блестящий талант Б. выказал в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1837 и в постройке здесь Экзерциргауза. Помпейская орнаментация, по имени которой галерея и названа, исполнена Б. с большим вкусом. Вскоре Б. поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы Е. И. В. вел. князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Б. построил Михайловский театр в СПб. (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке. В 1832 г. Б. составил проект лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории. Б. был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпею, Б. написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Федоровны — рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в СПб. Б. выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов. 15 января 1871 г. Академия художеств праздновала 50-летний юбилей плодотворной деятельности Александра Павловича. Юбилей этот, доказавший глубокое уважение к талантливому профессору многочисленных учеников его и почитателей, увековечен медалью, на сторонах которой изображена Пулковская обсерватория и ее строитель. Через 6 лет, 9 января 1877 г., Б. скончался, имея от роду 78 лет.
{Брокгауз}
Брюллов, Александр Павлович
(Alexandre Brullof) — профессор архитектуры и рисовальщик. Род. 29 ноября 1798, ум. 9 января 1877 (Петров). Портрет его, гравированный на дереве Даммюллером, помещен в "Зодчем" на 1877 год. А.П. Брюллов занимался рисованием на камне и гравированием крепкой водкой. В собрании В.Е. Маковского есть его работы офорт: в средине группа (статуя) трех граций, и под двумя большими деревьями пять женских фигур.
Литографии Александра Брюллова:
1. Вид арки Главного штаба с площади; вместо нынешних лошадей и статуи победы, над аркою государственный герб с трофеями. Подп.: "рис. Алекс. Брюло. — Печ. в лит. П.Ф. Гельмерсена". Печатано тоном. Помещен в сборнике: "Литографические безделки 1822". СПб. Изд. Общ. Поощр. Худ.
2. Вид Исаакиевского собора, без бронзовых фигур на углах; с решеткою кругом. Подп.: "Brulo del et sculpsit d´après le dessin original de Mr. Aug. de Montferrant 1821". Огромный лист.
3—5. Три литографии в собрании видов С.-Петербурга и его окрестностей, изд. in folio Общ. Поощр. Худ. в 1822; a именно:
3. "Адмиралтейство. Рис. Алекс. Брюлло".
4. "Сенная площадь, рис. с натуры и на камне Алекс. Брюлло".
5. Гулянье на островах, та же подпись. Все печат. в лит. П.Ф. Гельмерсена.
6. Концерт в парке, с картины Ванло. Подп.: "Alex. Brulo". Помещен в альбоме: "La fête donnée par Sa Majesté L´Impératrice Mère à S. A. I. M-me la Grandduchesse Marie de SaxeWeimar à St.-Pétersbourg 4 Février 1822".
7. Walter Scott. Подп.: "A. Brulloff. — Lith. de Engelmann". Погрудной портрет 3/4 влево; в шинели, с книгою в левой руке. Лит. рисована в 1826 в Париже с натуры на вечере y княгини Голицыной.
8. "Le comte de Capodistrias". Подп.: "A. Brulloff. — Lith. de Engelmann".
9. Рыцарь, любезничающий с женщиною y фонтана. Подп.: "Fragments de paysage... A. Brulloff. — Lith. de Engelmann".
10. Портрет мужчины без бороды, с ленточкою ордена Св. Георгия в петлице, придерживающего левою рукою спускающуюся с плеч шинель. Подп.: "A. Brulloff".
11. Портрет брата мастера, Ивана Брюллова; без подписи.
12. Семь разных рисунков, представляющих пейзажи, виселицу и двух молящихся монахов, на одном большом листе. Подп.: "А. Брюллов 1833".
13. Церковь в Парголове в готическом вкусе; сочинил, строил и сделал литографию Брюллов. Исследование А. Брюллова: "Les Thermes de Pompei. 10 planches. Paris 1839". Royal folio; гравировано иностранными художниками. (Весь перечень составлен Е.Е. Рейтерном.)
{Ровинский}
Брюллов, Александр Павлович
(1798—1877) — профессор архитектуры. Обучался в Академии художеств; вместе с братом Карлом Б. был послан за границу и работал в Мюнхене, Риме, Неаполе, Сицилии, Париже и Лондоне.
В 1831 Б. строит Михайловский театр в СПб и церковь в готическом стиле в Парголове; в 1832 — лютеранскую церковь Петра и Павла на Невском пр. и церковь в имении графа Витгенштейна; в 1834 — Пулковскую обсерваторию, дом б. Самойловой в Павловске и Летний дворец для вел. кн. Михаила Павловича близ Павловска; в 1837 отделал жилые комнаты Зимнего дворца, пострадавшего во время пожара; в 1840 — "Экзерциргауз" (позже штаб гвардейских войск) на площади Зимнего дворца — лучшее произведение Б.
Воспитанный еще на классических образцах, Б., подчиняясь духу времени, склоняется то к итал. ренессансу, то к вошедшему в моду т. н. "неогреческому" стилю, то к "ложноготическому". Благодаря быстрой смене увлечений, Б., несмотря на свой крупный талант, не мог создать ни одного особо значительного сооружения. Едва ли не большую известность, чем в архитектуре, Б. стяжал живописью. Брюллов один из лучших русских акварелистов-портретистов. Портреты его (их много в Русском музее и Третьяковской галерее) отличались остротой характеристики, большим мастерством и изяществом.
Лит.
: Грабарь, И., История русского искусства, том III, Москва, 1911—18; статьи А. Бенуа и Н. Лансере в журнале "Старые Годы", 1913, июль-сентябрь.Н. Лансере.