БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
объединение москов-ских художников, учрежденное П. П. Кончаловским, А. И. Куприным, И. И. Машковым, В. В. Рождественским с целью «распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Название объ-единения было предложено М. Ф. Ларионовым. Основатели и участники объединения были не удовлетворены состоянием дел в современном искусстве, они активно протестовали против недосказанности, романтической мечтательности. В ответ на это они стремились вырабо-тать новую, антитаинственную и антипсихологическую манеру живописи, пытались «свести живопись с небес на землю». В их творчестве на первом месте находилась живопись предметов, а в творчестве значительное место занимал натюрморт. Подобно мастерам других художественных направлений начала XX в., участники «Бубнового валета» пытались уйти от окружающей их враждеб-ной машинной цивилизации. По их мнению, истинное восприятие окружающего мира сохранилось только в традиционной народной культуре, а также в незамутненных представлениях ребенка. Поэтому художники стремились приблизиться к народному творчеству, искали вдохновение в фольклоре, лубке, детских рисунках. В разные годы в выставках «Бубнового валета» участвовали Д. Д. Бурлюк, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, Р. Р. Фальк.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
Общество художников «Бубновый валет» — объединение московских живописцев, образовавшееся после одноименной выставки (декабрь 1910), организованной М. Ф. Ларионовым, В. Д. и Д. Д. Бурдюками, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловским, А. В. Лентуловым, И. И. Машковым, А. В. Куприным и др. Устав общества был утвержден в ноябре 1911 г. Члены объединения выступали как против академизма и бытописательского реализма, так и мистико-символистских тенденций, характерных для русской живописи начала XX в. В их творчестве сочетались постимпрессионизм (так называемый русский сезаннизм), фовизм, кубизм, стилизация под народную роспись и лубок. Нарочитая грубость и простота линий, броская и яркая красочность натюрмортов, портретов, пейзажей воспринималась ими как протест против буржуазно-мещанских вкусов и как поиск новых художественных средств выразительности. В выставках «Бубнового валета» принимали участие западноевропейские художники (Ж. Брак, Ф. Леже, А. Матисс, П. Пикассо и др.). В конце 1911г. от Общества откололась часть членов (Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич). Они организовали в Москве (март 1912) выставку «Ослиный хвост», пропагандируя авангардизм, футуризм и абстракционизм. В 1916 г. основное ядро «Бубнового валета» вошло в объединение «Мир искусства». В 1917 г. Общество окончательно распалось.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
1910–17), общество художников, получившее название от одноименной выставки картин в Москве (декабрь 1910 – январь 1911). Участвовали: Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. Эпатажное название, предложенное Ларионовым, вызывало у публики ассоциации скорее с картежно-воровским жаргоном, чем с искусством. Скандальные слухи привлекли в залы толпы народа. Организаторы выставки мыслили ее как своего рода ярмарочное представление. «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского» И. И. Машкова (1910) представлял друзей-художников в виде цирковых силачей – с огромными мускулами, с гирями и в трико, но при этом исполняющими сентиментальный романс. Энергия, яркая красочность, подчеркнутая огрубленность формы сочетались в картине, как и в др. представленных на выставке произведениях, с тонкой самоиронией. Бубнововалетцы вошли в русское искусство, когда кризис переживал не только академизм, а позднее передвижничество, но и символизм, представленный мастерами «Голубой розы». Новому поколению художников были чужды зыбкость и туман поэтических грез; нарочито вульгарным названием и варварской энергией живописи они утверждали свое полнокровное, жизнерадостное мироощущение.
Позднее наиболее радикальные мастера – Ларионов, Гончарова и др. вышли из объединения и основали группу «Ослиный хвост». Разгорелась, по выражению прессы, «война хвостов и валетов», протекавшая на страницах газет и на модных в то время публичных диспутах. Вошедшие в «Бубновый валет» живописцы (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский, А. А. Осмеркин) теперь утверждали, что в названии нет криминального оттенка, что валет бубновой масти означает «молодость и горячую кровь».
Любимым жанром бубнововалетцев стал иронический автопортрет. Свой облик они заостряли до гротеска, перевоплощаясь в самые неожиданные для художников амплуа: Машков представал пароходчиком на фоне морского пейзажа (1911); Лентулов – могучим великаном с нимбом и золотыми звездами вокруг головы (1915).
Молодых мастеров называли «русскими сезаннистами». Своеобразие творчества русских последователей П. Сезанна заключалось в синтезе его живописной системы и языка народного искусства (лубка, вывески, расписных подносов). Натюрморт «Синие сливы» И. И. Машкова (1910) стилизован под поднос, расписанный провинциальным мастером. Кричащие густые краски, спор острых углов и окружностей, «витринная» композиция рождают ощущение сверхреальности и в то же время несъедобности фруктов. Особенно шокировало зрителей смелое отношение бубнововалетцев к самому классическому сюжету мировой живописи – обнаженной натуре. Женское тело они видели как «натюрморт», стремясь утвердить, что любая натура, будь то предмет или человеческие лицо и фигура, интересны не сами по себе, а как выразительная форма, комбинация красок (А. В. Куприн. «Обнаженная натурщица с синей вазой», 1918). Человеческое, психологическое содержание не ушло из их живописи, но передавалось не мимикой и жестами, а эмоциональностью красочного строя, взволнованностью линий и живописной фактуры, динамичным построением пространства.
Пейзажи Фалька, Рождественского, Лентулова несут следы влияния не только сезаннизма, но и кубизма. В многоцветье и дробящемся ритме «Василия Блаженного» Лентулова (1913) ощущается звучание ликующего колокольного звона. В новаторских творческих поисках молодых мастеров «вставало неудержимое стремление… перешагнуть извечную грань, отделяющую индивидуальное ученое искусство от „соборного“ и праздничного искусства народа» (Г. Г. Поспелов).
В выставках «Бубнового валета» в 1910–14 гг., наряду с художниками, составившими его ядро, участвовали представители других направлений (В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, К. С. Малевич), а также французские и немецкие мастера. Буря эмоций и пафос «низвержения основ» сопровождали лишь первые шаги нового искусства. Ведущие мастера «Бубнового валета» состоялись как крупнейшие мастера русской живописи. В 1925 г. бывшие бубнововалетцы организовали объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» (ОМХ).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007