(р. 1896) — беллетрист. По окончании гимназии (1915), пробыл год на историко-филологическом факультете в Москве, затем уехал в Персию, откуда вернулся в 1918. Начал печататься в 1913 в провинциальной прессе (стихи, литературно-критические и публицистические статьи). Редактировал газету "Красный Воин" (Астрахань), работал в "Известиях Бакинского Совета". Как беллетрист, обратил на себя внимание романом "Мятеж" (1923, изд. "Новые вехи", М., 1925), где дал изображение левоэсеровского бунта в волжском городе. Историческая действительность, которая чувствуется за книгой, не превращает ее, однако, в хронику или мемуары; это — художественное произведение, в типичных фигурах которого находит себе выражение левое эсерство. В 1927 Б. выпустил сборник рассказов "Японская дуэль" (изд. "Прибой", Л.). Б, проявляет значительные способности в разработке своей излюбленной темы — столкновения резко-противоположных общественно-психологических типов. Автобиография Буданцева — в книге "Писатели", Москва, 1926.
Лит.
: Воронений, А., Искусство и жизнь, М., 1924; Переверзев, В., На фронтах текущей беллетристики, в журн. "Печать и Революция", кн. 4, 1923; Горбачев, Г., Очерки современной русской литературы, М., 1924.И. Нусинов.
Буданцев, Сергей Федорович
[26 ноября 1896—] — современный писатель. Родился в имении Глебково Зарайского уезда Рязанской губ. Пробыл год на историко-филологическом факультете Московского университета. Во время революции работал в "Известиях Бакинского совета", астраханском "Красном воине", в Персии, в Омске, Смоленске, Москве и т. д. Печататься начал в 1913 г. в провинции. Писал литературные критические статьи, стихи. В 1922 в альманахе "Круг" (№ 2) напечатал роман "Мятеж", в 1923—1926 ряд рассказов ("Жена", "Эскадрилья всемирной коммуны" и др.) и в 1927, в журн. "Красная новь" (№ 9—12) роман "Саранча". Б. принадлежит к числу писателей, на творчество которых огромное влияние оказала революционная эпоха. Темы его произведений, герои мысли и настроения автора — все это становится понятным лишь в свете событий последнего десятилетия. Как художник слова Б. находится в периоде роста. Его манера письма неустойчива, как неустойчив и выбор сюжетов, героев. "Мятеж" носил на себе явные следы того перенасыщения действием, которое характеризовало вообще прозу военного коммунизма. События проносились как в кинематографических кадрах, произведение явно склеивалось из отдельных кусков. Вместо углубленной разработки характеристики эсера Колобухова и других действующих лиц — разнообразие фабульных положений, иногда погоня за сценическими эффектами. Но эпоха бури и натиска грозно глядит из каждой сцены, изображенной в романе, из порывистой фразы, жестко подобранных образов и сравнений. Рассказы Буданцева не являются развитием какой-нибудь единой мысли автора, не говорят об излюбленном основном герое, они — зарисовки отдельных фактов, наблюденных в различных бытовых плоскостях и не всегда являющихся типическими. Рассказы не объединены единством стиля — напр. фантастический рассказ "Эскадрилья всемирной коммуны" написан приемами "Треста Д. Е." И. Эренбурга (см.), а рассказ "Жена", повествующий о судьбе женщин Туркестана, выполнен в форме неторопливого сказа от автора. "Саранча" — попытка автора дать психологический роман. В нем с избытком представлены те компоненты, которых по правилам традиционной поэтики недоставало "Мятежу" — сложная любовная интрига, углубленные характеристики героев, описание степей Туркестана. Стремление достичь канонической формы связывало Б. — Нашествие саранчи вместо народного бедствия, каким оно было в голодные месяцы 1921, является для писателя лишь поводом для временного развала семейного гнезда Крейслеров. Массы же туземцев, беженцев, удостоенные нескольких незначительных сцен, заменены группой растратчиков — членов саранчевой комиссии, их похождениям посвящен главным образом роман. Наиболее удались писателю описания Туркестана, из героев — два честных "борца" с саранчей (бывший белый офицер Крейслер и представитель местной власти Эффендия); они вылеплены твердой рукой художника-психолога. Но в целом "Саранча" менее удачное произведение, чем "Мятеж". Б. дает материал для сравнения "века нынешнего и века минувшего", его симпатии на стороне строющих невиданную жизнь, но вопрос о подчинении подсознательного организующей воле далеко не всегда решается писателем в классовом пролетарском духе.
Библиография
: Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Воронский А., Искусство и жизнь, сб. статей, М. — Л., 1924; Переверзев В., Новинки беллетристики, "Печать и революция", кн. V, 1924: Горбачев Г., Современная русская литератуpa, Л., 1928.В. Красильников.
{Лит. энц.}
Буданцев, Сергей Федорович
(1898-1937) — Рус. сов. прозаик и поэт, более известный произв. др. жанров. Род. в имении Глебково (Рязанской губ.), поступил на историко-филол. ф-т Моск. ун-та, но вынужден был прервать учебу в связи с нач. первой мировой войны; работал на стройке железной дороги, был мобилизован и направлен в оккупированную Россией Персию, откуда в конце войны перебрался в Баку. Печататься начал в 1910 г. (стихи, статьи, фельетоны), в годы Гражданской войны писал публицистику, работал ред. в Баку, Астрахани и др. городах. Чл. правления Всеросс. Союза поэтов. Арестован и расстрелян по приговору Особой Тройки. Был женат на В.Ильиной.
Единственная НФ повесть Б. — "Эскадрилья Всемирной коммуны" (1923) — посвящена модной в 1920-е гг. теме всемирной победоносной коммунистической революции.
И. Х.
Буданцев,
Сергей ФедоровичРод. 1896, ум. 1940 (?). Писатель, автор книг: "Мятеж" (роман, др. название "Командарм", 1922), "Саранча" (роман, 1927); "Японская дуэль" (1927), "Повесть о страдании ума" (1929) и др. Репрессирован; погиб в заключении.