Буддизм

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Буддизм
самая древняя из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом). Это сложное духовное образование, которое одновременно существовало как минимум на трех уровнях: как религиозное учение, как совокупность философских направлений и школ и как система специальных психологических и физических упражнений. Возник в Древней Индии.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Буддизм
одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшего просветления» – нирваны. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа, а личность (следовательно и душа) признается иллюзией.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Буддизм
одна из мировых религий. Основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама (ок. 623 — ок. 544 г. до н. э.), получивший имя Будда (Просветлённый). Будда выступал против разделения людей на касты и утверждал, что каждый человек может сам заслужить спасение, без посредничества священников или обращения к богам. Согласно буддизму мир находится в вечном круговороте возникновения и разрушения, жизнь человека — страдание, а причина страданий — жажда жизни, влечения и желания. Путь избавления от страданий — «благородный восьмеричный путь» добрых мыслей и дел. Буддизм утверждает, что человек несёт ответственность за свои поступки и сам определяет свою судьбу (карму), которая ведёт к хорошим или дурным формам перерождения в других людей, животных или растения. Полное освобождение (нирвана) от круговорота перерождений (сансары) возможно для тех, кто использует различные психологические практики (йога и др.). В настоящее время буддизм распространён в Индии, Непале, Бутане, Китае (прежде всего в Тибете), Монголии и др., на территории России — в Бурятии, Калмыкии, Тыве.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

БУДДИЗМ
одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой ("Пробужденным"), обретя просветление. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В центре Б.- учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития Б. в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв ("просветленных", наставников), ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту "Повести о Варлааме и Иоасафе". Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В 19 - начале 20 вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения Б. (труды В. П. Васильева, И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, О. О. Розенберга, Ф. И. Щербатского и др.). Издавались источники (Библиотека Буддика) и велись археологические раскопки памятников Б. в Средней и Центральной Азии. На территории Российской федерации Б. распространен в Бурятии, Туве, Калмыкии (в последней - государственная религия). См. также Ламаизм.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

БУДДИЗМ
одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в середине I тысячелетия до н. э. и распространившаяся в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. Приверженцы Б. считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности это связано с тем, что прежние племенные религии в период появления рабовладельческих государств перестали отвечать новым общественным условиям. Из групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религиозного спасения в 3 в. до н. э. складывается в основном единая буддийская организация при поддержке светской власти. Привязанность человека и других живых существ к воспринимаемому нашими чувствами миру — причина зла и страданий, учил Б. Любое желание лишь усугубляет страдание, приводя к новым ужасным перерождениям. Необходимо вырваться из этого круга, познать сущность мира, отказавшись от жажды жизни. Спасение - в переходе в нирвану, в страну забвения. В Индии Б. достиг расцвета в первые века и. э. в Кушанском царстве. К XII в. он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. Внутри Б. множество направлений, например, хинаяна, тантризм или ваджраяна. В Тибете в XIV-XVI вв. сложился ламаизм. В последнее время возник ряд направлений необуддизма и метзбуддизма. Создано несколько международных Б. организаций.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Буддизм
одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6- 5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии - 5 в. до н.э.- начало 1-го тыс. н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. В Индии к 12 в. растворился в индуизме. В центре буддизма - учение о четырех благородных истинах: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание - состояние беспокойства, напряженности, равное желанию; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности с внешним миром, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, что влечет за собой уничтожение желаний, точнее - угасание их страстности. Важный в буддизме принцип т.н. срединного пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов (например, медитация, буддийская йога). В буддизме нет души как неизменной субстанции, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал и монашеские общины и т.д. Буддизма придерживаются в мире около 500 млн.чел.

Источник: Исторический словарь

БУДДИЗМ
одна из наиболее влиятельных мировых религий. Возникла в VI—V вв. до н. э. на севере Индии. По легенде, основателем — «пробужденным» — был Сиддхартха Гаутама из знатного рода Шакьев, обитавших в предгорьях Гималаев. Он стал Буддой. Буддизм признает возможность спасения человека при условии выполнения ряда правильных, благородных поступков и предлагает «срединный путь» между суровым аскетизмом и потворством своим страстям. Путь морального усовершенствования включал сострадание, непричинение вреда всему живому, воздержание от лжи, воровства, распущенности. Для достижения нирваны — разрыв цепи перерождений — необходимы отказ от мирской жизни, собственности, семьи, душевных привязанностей. Первоначально Будду почитали лишь в виде определенных символов (следы ступней ног со знаками колеса и свастики). По мере утверждения буддизма менялось отношение к самому Будде — его стали представлять неким высшим божественным существом в сонме Будд и бодхисатв (святых, отказавшихся от собственной нирваны ради спасения всего мира, погруженного в тьму неведения). К концу XIX в. буддизм представлял собой развитую религиозную систему. В Россию учение проникло через Сред. Азию в раннем Средневековье. В Древней Руси о жизни Будды было известно по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». (Царевич Иоасаф стал христианским святым — память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В современной России буддизм распространен на севере Бурятии, в Туве и Калмыкии.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Буддизм
Буддизм (Buddhism), религия, возникшая из учений Будды. После его смерти (в сер. 1-го тыс. до н.э.) Б. широко распространился по всей Индии, в значит, степени благодаря царю Ашоке (3 в. до н.э.). Предлагая путь к спасению, не зависящий ни от принадлежности к касте, ни от ритуалов и жертвоприношений, культивируемых брахманами, и при поддержке многочисл. и дисциплинированных монашеских орденов (сангхи), Б. приобрел очень большое влияние. Но к кон. 1-го тыс. до н.э. стал уступать вновь набиравшему силу индуизму, а последовавшие за тем вторжения мусульман практически искоренили его в Индии. Однако буд. монахи с успехом распространяли это вероучение по всей Азии, в частности в ее центр, и сев. регионах - в нынешних Афганистане, Тибете, Монголии, Китае, Японии, Корее и Вьетнаме, а также на Ю. и Ю.-В. - в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе.
За столетия, прошедшие после смерти Будды, возникло множество новых школ Б., обычно сводимых в две "колесницы" (направления): махаяну ("большая колесница"), преобладающую на С. Азии, и хинаяну ("малая колесница"), от к-рой ныне осталась только одна форма - тхеравада (учение старейших) в Юго-Вост. Азии. Между разными ответвлениями и школами махаяны (отметим лишь "Б. счастливой страны" (сукхавати) и дзэн) мн. общего, т.к. все они, в отличие от тхерава-ды, придают большое значение самому Будде, к-рого часто рассматривают как вечную трансцендентную сущность. Цель верующих, согласно махаяне, - стать не архатом (святым), а бодхисатвой, наставником, ведущим всех к спасению.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Буддизм
Буддизм (Buddhism), религия, основанная на учении Будды. За последние два столетия Б. получил широкое распространение, успешно преодолевая культурные барьеры. Ему пришлось пережить крушение покровительствовавших ему монархий, противостоять ком. рев-циям, техн. рев-ции на 3., коммерциализации об-ва. В свою очередь эта религия заявила о связи своего учения с науками и психологией, настаивая на том, что древн. традиция медитации не потеряла своей притяга-тельности.Возрождению Б. в Индии способствовало Теософское общество, энтузиазм, с к-рым ОбществоМахабодхи боролось за реформу образования, распространение необуддизма Амбедкаром, особенно среди неприкасаемых, а в наст, время - присутствие в Индии тибетских беженцев-буддистов. В Таиланде Б. до сих пор пользуется покровительством монархии, а деятельность ордена буд. монахов (сангха) считается важным фактором социального развития соседних буд. гос-в. Священные книги Б. не раз пересматривались: начало этому положил Совет, созванный королем Таиланда Рамой I в 1788 г., а последний раз этим занимался 6-й Всемирный собор буддистов в Рангуне в 1954-56 гг. Различия в толковании священных книг привели к разделению Б. на тхеравату, или малую колесницу, и маха-яну, или большую колесницу. Уже более века в Шри-Ланке предпринимаются попытки восстановить в кач-ве лидирующего направления тхеравату. Б. выжил даже в ком. Китае, а в Японии, где процветают мн. новые секты, остается популярным ответвление от махаяны - учение Чистая земля. Обе ветви Б., как и дзэн-буддизм, получили распространение в США и Европе.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Буддизм
одна из трех мировых религий, зародившаяся в Индии в середине 1 тыс. до н.э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Последователи буддизма считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. Из множества религиозных групп, отошедших от брахманизма (См. Брахманизм) и предлагавших свои пути религиозного спасения в 3 в. до н.э., при энергичной поддержке светской власти складывается более или менее единая буддийская организация (монашеская община – сангха) и догматика. Буддизм учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему существующему. Причина зла и страданий – привязанность человека и других живых существ к воспринимаемому нашими чувствами (а на самом деле иллюзорному) миру перерождений (сансара). Любое человеческое чувство, страсть, желание лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из круговорота бытия, необходимо преодолеть неведение, познать сущность мира, отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходящий характер всего земного – лишь так можно вступить на путь спасения. «Благородный восьмиричный путь спасения» - это праведная жизнь, суть которой в постепенном преодолении в себе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной отрешенности, в которой нет уже даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из сансары в нирвану, в небытие (См. Сансара, Нирвана). В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать лишь монах-отшельник. Мирянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он будет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требований (панча-шила): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголя. Значительного расцвета в Индии буддизм достигает в Кушанском царстве (первые века н.э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму, и к 12 в. он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. См. Религия, Дзэн, Ламаизм, Махаяна, Необуддизм, Тантризм, Хинаяна.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

БУДДИЗМ
одна из трех наиболее распространенных (наряду с христианством и исламом) религий. Б. возник более 2 тыс. лет назад в Индии и получил распространение в странах Центр. и Вост. Азии.

Интерес к Б. в науке появился во 2-й пол. 19 в., когда были изданы в подлинниках и переводах на европ. языки важнейшие палийские и санскр. тексты, излагающие историю и вероучение Б. Впоследствии для изучения Б. была привлечена также кит. и япон. лит-ра, включающая переводы ряда наиболее ранних источников, в подлинниках не сохранившихся. Большой вклад в изучение Б. сделали рус. востоковеды В. П. Васильев, И. П. Минаев, О. О. Розенберг и особенно Ф. И. Щербатской. Росс. АН предприняла с 1897 издание серии "Bibliotheca Buddhica" (или "Собр. оригинальных и переводных буддийских текстов"; издание продолжено АН СССР), в к-ром приняли участие наряду с рус. буддологами мн. зарубежные ученые (т. 1-30, СПБ(Л.), 1897-1937; т. 31, М., 1960). Значит. роль в изучении Б. сыграли франц. ученые Э. Бюрнуф (1801-52) и Э. Сенар (1847-1928), немецкие - Ф. Макс Мюллер (1823-1900) и Г. Ольденберг (1854-1920), английские - Т. У. Рис-Дейвидс (1843-1922), индийские - Р. Митра (1824-91), А. Дхармапала (1864-1933), Х. П. Шастри (1853-1931), Д. Косамби (1871-1947), С. Радхакришнан и др. В обширной лит-ре по Б. не только отд. понятия, к-рыми оперирует Б., но даже осн. его догматы получают у различных авторов самые разнообразные, часто взаимоисключающие толкования. В методологич. отношении большинство исследователей Б. в бурж. востоковедении подходили к Б. с идеалистич. позиций. Так, возникновение Б. объяснялось только личными качествами его легендарного основателя Сиддхартхи Гаутамы (Будды) или же осн. идеи Б. полностью выводились из более ранних религ. систем Др. Индии, в первую очередь из брахманизма. В сов. историографии одна из первых попыток объяснить происхождение Б. социальными причинами была сделана М. А. Рейснером ("Идеологии Востока", 1927; статья "Буддизм" в 1-м изд. БСЭ), к-рый, однако, ошибочно рассматривал ранний Б. как идеологию разлагающегося феодализма и складывающегося торг. капитала. Более правильно подойти к вопросу о происхождении Б. стало возможным в результате исследования сов. и прогрессивными зарубежными учеными обществ.-экономич. отношений в Др. Индии.

В сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии усилился процесс развития рабовладельч. отношений и образования крупных рабовладельч. гос-в. Бесправие и разорение, полная неуверенность в завтрашнем дне, все более тяжелое угнетение производящих слоев общества - рабов и свободных земледельцев вызывали изменения в обществ. сознании. Появилось огромное количество сект, богословских направлений и проповедников, пытающихся найти выход из "земного тупика" в "потустороннем мире". В этих условиях зародились первоначальные положения учения раннего Б. - идеи тождества между бытием и страданием, равенства людей в праве на "спасение", текучести и шаткости всего "видимого мира", призывы порвать все земные привязанности, из чего вытекало непротивление злу "иллюзорного мира" ради "грядущего спасения". Вследствие характерной для Б. проповеди пассивного отношения к действительности, Б. рассматривался господств. классом как неопасное учение и не только не подвергался преследованиям, но, наоборот, поддерживался им. Положения, разрабатываемые многочисл. группами бродячих буддийских монахов и проповедников, были сведены в более или менее единую систему уже при царе Ашоке (273-236 или 232 до н. э.) из династии Маурья. Ашока, придавая новой идеологии большое значение, помог договориться различным близким по своему учению группам и выработать единые основы вероучения и единые уставные требования монаш. общины.

Осн. положением Б., отраженным в источниках, относящихся к 3-1 вв. до н. э., и сохраняющимся до нашего времени, является учение о "спасении" в "неземной" жизни. Философия Б. и его моральные требования служат обоснованию и утверждению путей этого "спасения". Б. учит, что всякое существование в видимом и ощутимом нами "иллюзорном" мире ("сансара") является неизбежно страданием. Страдание это не прекращается и после смерти человека, т. к. его ожидает новое возрождение, форма к-рого определяется делами и мыслями самого человека как в данной жизни, так и в предшествующих. Это т. н. закон "кармы" ("воздаяние"). Всякая привязанность к жизни и земному, любая попытка активно изменить эту "иллюзорную действительность" в лучшую сторону приводит к новым бесконечным перерождениям. Только вступление на указанный Буддой "восьмиричный благородный путь спасения" ("праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное действие, праведная жизнь, праведное усилие, праведное созерцание, праведное размышление") может привести к "благоприятному возрождению" и даже, наконец, к осуществлению идеала - к полному прекращению перерождений, небытию - "нирване" (букв. - угасание). Наиболее удобные условия, по учению Б., для следования по этому пути создавались при уходе от мира и проживании в монаш. общине - т. н. сангхе, к-рая возникает впервые именно в Б. (по-видимому, в 5-4 вв. до н. э.). Буддийское учение о перерождении сводило в сознании верующих воедино самые противоположные слои общества. Раб может стать раджей, божеством, даже совсем перестать возрождаться, "спастись". Самый могучий властелин может возродиться бесправным человеком или даже всеми презираемым животным. Б., уравнивавший всех в страдании и "спасении", стал в руках господств. классов одним из средств для того, чтобы заглушить протест эксплуатируемых против угнетения. Универсальность предложенного буддийским учением "пути к спасению", к-рое доступно всем вне зависимости от класса, касты, сословия, была одной из причин победы Б. в Др. Индии и его широкого распространения в дальнейшем в странах феод. Азии. Б., отрицающий родоплеменную исключительность, оказывался подходящей идеологич. основой для складывающихся крупных рабовладельч. гос-в.

Буддийское учение о мире страданий было несовместимо с представлениями о "всеблагом" божестве - Брахме - творце столь несовершенного мира. В этом смысле Б. отрицал значение всех богов древнеинд. пантеона. Но он ставил на их место обожествленного наставника - мифич. Будду, благость и милость к-рого - в его стремлении и способности уничтожить этот мир страданий. Будда - это вероучитель, указывающий остальным существам "путь спасения". Когда все будут"спасены", когда в нирване погаснет сознание последнего живого существа, не станет и "сансары" - мира иллюзий, являющегося лишь порождением заблудшей человеч. фантазии. Развивавшаяся в нек-рой связи с буддийской религией буддийская филос. система подчеркивала непостоянство и изменчивость видимого мира - "сансары" (мир-поток) - и устанавливала причинную взаимосвязанность явлений в мире-потоке. Она включала в себя, т. о., элементы стихийной диалектики, что было известным шагом вперед в развитии человеческого мышления.

После распада империи Маурья Б. продолжал развиваться в сев.-зап. части Индии и достиг наивысшего расцвета в 1-2 в. п. э. в Кушанском царстве при царе Канишке (78-123), вошедшем в историю Б. в качестве второго Ашоки. Созванный Канишкой в Кашмире собор сформулировал осн. положения новой формы Б. - махаяны ("большая колесница", или "широкий путь" спасения). Распространенное ранее в долине Ганга буддийское учение стали называть, в отличие от махаяны, хинаяной ("малая колесница", или "узкий путь" спасения). Если в хинаяне подчеркивался преим. отказ от всяких связей с земной жизнью, то в махаяне главным становится воздействие на мирян, приобщение к Б. все новых и новых приверженцев. При дальнейшем обожествлении Будды на первое место в махаяне была выдвинута вера в "бодхисатв" - святых, достойных вступления в нирвану, но не делающих этого для того, чтобы иметь возможность наставлять других на истинный путь. Разрабатывается учение о рае и аде. Вырабатывается сложный культ, в к-ром осн. место занимают заимствованные из первобытных религий заклинания богов и духов. Монахи становятся посредниками между людьми и богами, заклинателями духов. Создается изобразит. иск-во, пышные богослужения сопровождаются массовыми процессиями, музыкой и т. д. В 6-7 вв. начался упадок Б. в Индии и уже к нач. 10 в. он потерял здесь свое значение. Развитие феод. отношений привело тут к складыванию кастовой системы и к возрождению на новой основе важнейших положений брахманизма в форме индуизма. Начиная с 1 в. н. э. Б. в форме махаяны проник в Китай, где со 2 в. получил широкое распространение. В 4-7 вв. буддийская церковь в Китае выросла в большую экономич. и политич. силу. В 8-9 вв. в значит. части Китая Б. вновь уступил место господств. идеологии - конфуцианству, хотя по-прежнему имел довольно широкое распространение; в Тибете, где Б. начал распространяться в 7 в., в 14-15 вв. он приобрел своеобразные черты ламаизма. В 4-6 вв. Б. из Китая распространился в Корею, а оттуда в Японию. Б. с его единством культа и абсолютным значением верх. божества способствовал в Японии преодолению прежней родоплеменной разобщенности и становлению раннефеод. централизованного гос-ва. Вплоть до последней трети 16 в. буддийская церковь играла большую роль в политич. и экономич. жизни страны. В период Токугава (1603-1867) Б. уступил господств. положение конфуцианству, а после т. н. революции Мэйдзи (1867-68) - нац. япон. религии синто (см. Синтоизм), но сохранял и в это время значит. позиции. В форме ламаизма Б. в 16-17 вв. распространился в Монголии, в кон. 17 -1-й пол. 18 вв. - в Бурятии. В форме хинаяны Б. непосредственно из Индии распространился (последние века 1-го тыс. до н. э. - 1-е тыс. н. э.) на Цейлон, в Индонезию и Индокитай. В нек-рых из этих стран (Цейлон, Бирма) Б. и сейчас является важным идеологич. фактором в жизни общества.

В местах своего распространения Б. осваивал многие нац. религии, включал в свой пантеон местных богов и вводил местные обряды. В Японии и Китае Б., сосуществуя с синто, даосизмом и конфуцианством, частично синкретизировался с ними. Все это придало учению и культу Б. в различных странах большое разнообразие, так что говорить о едином Б. ныне нельзя.

В СССР буддийское вероисповедание имеет последователей в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР и в нац. округах Иркутской и Читинской обл. Возглавляется Духовным управлением буддистов СССР.

Источн. (кроме указ. в статье): Pali text society, v. 1-84, L., 1882-1931; Pali text society. Translation series, v. 1-21, L., 1909-31; Sacred books of the East, ed. by F. Max M?ller, v. 10, 11, 13, 17, 19, 20, 35, 36, 49, 50, L., 1879-1910; Sacred books of the Buddhists, ed. by F. Max M?ller and T. W. Rhys Davids, v. 1-3, 1895-1910; Suttanip?ta, transl. from P?li by V. Pausb?ll, Oxf., 1881 (рус. пер. Герасимова, M., 1899); Buddhist Mah?y?na texts, transl. from the Sanskrit by E. В. Cowell, F. M. M?ller, J. Takakusu, pt 1-2, Oxf., 1894; The Jataka together with its commentary..., transl. by T. W. Rhys Davids, v. 1-5, 7, L., 1877-97; Lalitavistara Leben und Lehre des З?kya - Buddha. Textausgabe von S. Lefmann, v. 1-2, Halle, 1902-1908; Die Reden Gotamo Buddhos ?bertr aus dem Pali-Kanon von K. E. Neumann, Bd 1-3, Z., (1956-57); Пратимокша-сутра Буддийский служебник, изд. и пер. И. Минаев, СПБ, 1869.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с 294; его же, Диалектика природы, M., 1955, с. 176; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857-69; Минаев И. P., Буддизм. Исследования и мат-лы, т. 1, в. 1-2, СПБ, 1887; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-1909; его же, The central conception of Buddhism..., L., 1923; его же, The conception of buddhist nirvana, Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Ольденберг Г., Будда. Его жизнь, учение и община, пер. с нем., 5 изд., M., 1905; Рис-Дэвидс Т. В., Буддизм, пер. с англ., СПБ, 1906; Радхакришнан С., Инд философия, пер. с англ., т. 1, M., 1956; Ильин Г. P., Религии др. Индии, M., 1959; Кочетов А. Н., Происхождение буддизма, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, сб. 1, M.-Л., 1957; Glasenapp H., Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954; Oldenberg H., Die Lehre der Upanischaden und die Anf?nge des Buddhismus, G?tt.,1923;Thomas E. J., The history of Buddhist thought, L.-N. Y., 1933; Senart E., Essai sur la l?gende de Buddha, son caractere et ses origines, R., 1882; 2500 years of Buddhism Gen. ed. R. V. Bapat, Foreword by S. Radhakrishnan, (Dehli, 1959), р. 382-442 (обзор лит-ры и источников); La Vall?e Poussin L. de, Le Dogme et la philosophie du Bouddhisme, P., 1930; Conz? E., Buddhism, (L.), 1951; Kern H., Der Buddhismus und seine Geschichte in Indien, Bd 1-2, Lpz., 1882-84; Ruben W., Geschichte der indischen Philosophie, B., 1954.

Библиографич. указатели: Bibliographie bouddhique, v. 1-23, R., 1928-52; March A. С., A buddhist bibliography, L., 1935; Held H. L., Deutsche Bibliographie des Buddhismus, M?nch - Lpz., 1916; Leumann E., Buddhistische Literatur, nordarisch und deutsch, v. 1, Lpz., 1920.

Справочные издания: Malalasekera G. P., Dictionary of Pali proper names, v. 1-2, L., 1937-38; Soothill W. E. and Hodous L., A dictionary of Chinese Buddhist terms, L., 1937; Edgerton F., Buddhist Hybrid Sanskrit grammar and dictionary, v. 1-2, New Haven, 1953; его же, Buddhist Hybrid Sanskrit reader, New Haven, 1953; H?b?girin, Dictionnaire encyclop?dique du Bouddhisme d´apr?s les sources chinoises et japonaises, fasc. 1-3, Tokyo, 1929-(38); Nyanatiloka, Buddhistisches W?rterbuch..., Konstanz, (1954); Labou M., R?pertoire du Tanjur d´apr?s le catalogue de P. Cordier. Avec une pr?f. de P. Pelliot, P. 1933; Catalogue of the Sanskrit and Prakrit Manuscripts, Oxf., 1935.

Журналы: "Buddhism" An illustr. quarterly review, Rangoon (Burma), 1903-1908; "Buddhist". The English organ of the Southern church of Buddhism, Colombo, 1888-1907; "Buddhist text and research society", Calcutta, 1893-1906; "Journal of the Pali text society", L., 1882-1927; "Сянь-дай Фосюэ" (Современный буддизм), Пекин.

А. Н. Кочетов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
666.40 кб

Бурятский буддизм: традиции просвещения и советская власть

Номогоева Виктория Владимировна
В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений советской власти и буддийского просвещения в 1920-1930-е гг. в Бурятии. Основное внимание уделяется анализу попыток модернизации буддизма в первой половине 1920-х гг.
Читать PDF
174.03 кб

Евразийство, православие и буддизм

Уланов Мерген Санджиевич
Рассмотрено творческое наследие мыслителей-евразийцев, прежде всего духовно-религиозное содержание их учения. Особое внимание уделяется осмыслению ими буддизма.
Читать PDF
169.39 кб

Буддизм в России: вехи истории

Житенев Тимофей Евгеньевич
Статья посвящена многовековой истории буддизма, который исповедовался народами, живущими на территории России: калмыками, бурятами, тувинцами.
Читать PDF
115.73 кб

Буддизм в евразийском пространстве России: традиции и конфессиональный статус

Уланов Мерген Санджиевич
Рассматриваются социокультурные аспекты распространения, становления и современного состояния буддизма в России.
Читать PDF
376.34 кб

Дзэн-буддизм в Японии в период Камакура бакуфу: вклад монахов Эйсай и догэн

Дорош Ю. В.
Читать PDF
155.64 кб

Пятые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир»

Болтач Юлия Владимировна
Читать PDF
7.30 мб

Буддизм в России: прошлое и настоящее

Четырова Л. Б.
Читать PDF
1.24 мб

Буддизм в сравнении с христианством

В. А. Кожевников
Читать PDF
1.38 мб

Буддизм в сравнении с христианством

В. А. Кожевников
Читать PDF
219.58 кб

Рецензия на монографию: уланов М. С. Буддизм в истории русской философии ХIХ - первой половины XX В.

Убушаев Владимир Бадахаевич
Читать PDF
461.92 кб

Буддизм в геополитике народов и империй от Тангута до Каспия

Китинов Баатр Учаевич
В статье характеризуется роль буддизма как мощной геополитической составляющей процессов в Каспийском регионе.
Читать PDF
1.57 мб

Ставропольские калмыки и буддизм в пространстве юго-восточного фронтира европейской России в XVIII-X

Зудина В. Н., Перла Н. Ю.
В статье рассматриваются условия возникновения двоеверия и сохранения буддийского мировоззрения у локальной группы крещеных калмыков на территории юго-восточного фронтира Европейской России в XVIII—XIX вв.
Читать PDF
330.10 кб

Буддизм в Астраханском крае: этапы исторического развития

Курапов Андрей Алексеевич
В статье автора рассматриваются основные этапы распространения буддизма на Нижнем Поволжье, в пределах Астраханской губернии.
Читать PDF
385.83 кб

Буддизм и традиционные верования как фактор сохранения окружающей среды

Дробышев Ю.И., Гунин П.Д.
Читать PDF
215.61 кб

Буддизм перед лицом глобальных проблем современного мира

Уланов М. С.

Похожие термины:

  • Даосизм и буддизм

    Период распада Китая на две части (IV—VI вв.) ознаменовался в области религии широким распространением даосизма и буддизма. Даосизм ( Дао — обозначение основного понятия даоской философии, буквальн