Будилович Антон Семенович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Будилович Антон Семенович

Будилович, Антон Семенович - славист и публицист (1846 - 1908), из униатской семьи, воспитанник литовской духовной семинарии и Петербургского университета. После участия в славянском съезде в Москве (1867) и затем во время первых своих заграничных командировок за границу, с конца 60-х годов, Будилович настолько увлекся славянской политикой, что чисто научные работы - начатые диссертацией ""Исследование языка древнеславянского перевода XIII в. слов Григория Бого, слова по рукописи императорской публичной библиотеки XI в."" (СПб., 1871) и ""Ломоносов как натуралист и филолог"" (1869), отошли на второй план. В дальнейшем Будилович является по преимуществу политическим деятелем, агитатором и популяризатором, принимает живое участие в делах петербургского славянского благотворительного общества, развивает теорию Ламанского о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводит идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии для зарубежных славян. Таковы его: ""О литературном единстве народов славянского племени"" (СПб., 1877); ""Общеславянский язык в ряду других общих языков древней и новой Европы"" (Варшава, 1892); ""Вопрос об общеславянских языках в западническом освещении"" (""Славянское Обозрение"", 1892, V-VI, 45 - 64) и др. Одновременно Будилович работает над русификацией русских окраин, незадолго перед смертью основывает специальный орган ""Окраины России"". Публицистический элемент проникает и в преподавательскую деятельность Будиловича (в Петербургской духовной академии, в ист.-филологических институтах в Петербурге и Нежине, в Варшавском и Юрьевском университетах), в многочисленные статьи по этнографии, статистике, истории, истории литературы и культуры славян и в учено-журнальные труды, начиная с широко задуманного и неоконченного исследования ""В области лингвистической палеонтологии славян"", докторской диссертации ""Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным"" (К., 1873 - 1882. - К ней автор был мало подготовлен. Ср. отзывы А. Брикнера в ""Arch. f. slav. Phil."", IV, 451 - 455; VI, 599 - 601, С. Микуцкого, ""Варшавские Университетские Известия"", 1879, М. Колосова ""Русский Филологический Вестник"", 1879, I-II, 108 и сл., И. Бодуэн-де-Куртенэ, там же, 165 - 206). Такого же характера и другие работы Будиловича, например, ""Славянские матицы и ученые дружества"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1869, II, 459 - 475), ""Не был ли православным человеком Иероним Пражский"" (""Христианские Чтения"", 1870, IV, 684 - 708), ""Мечта ли панславизм"" (""Беседа"", 1872, I, 195 - 215), ""Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности Кирилла и Мефодия"" (Варшава, 1885), ""К вопросу о племенных отношениях в Угорской Руси"" (""Жив. Старина"", 1903, III, 265 - 275), ""По вопросу об упрощении русского правописания"" (""Вестник Европы"", 1904, V, 419 - 422) и др. Человек прямолинейный, хороший оратор и полемист, с определенными планами, несмотря на всю ""воинственность"" своего славянофильства, Будилович всегда оставался скорее романтиком, сохраняя этим связь со старым славянофильством и его красивой утопичностью. Эти черты вызвали уважение к нему и со стороны политических противников. ""Все сочувствующие политическому освобождению и культурному развитию славянских народностей с тяжелым чувством примут известие о кончине Будиловича, - писал С. Котляревский в ""Русских Ведомостях"". - Каковы бы ни были разногласия по другим вопросам внутренней политики с покойным, нельзя забыть всего, что сделано Будиловичем в области ознакомления России со славянским миром и возбуждения у нас к нему симпатий. Нельзя не оценить те качества ума и чувства, которые никогда не могут заслоняться политическими различиями, чтобы оценить искреннюю, горячую веру покойного в славянство"". Особенно ярко определялась фигура Будиловича на административном поприще, и наиболее характерным для него является десятилетнее ректорство в Юрьеве (1892 - 1901) с гонениями на все немецкое, насаждение ""национальных начал"" в правительственной школе, над которым он работал и позднее, как член совета министерства народного просвещения, выступления против академического союза преподавателей высших учебных заведений в 1905 г., наконец, основание Галицко-Русского общества и редакторство в ""Московских Ведомостях"" с конца 1907 г. Список печатных работ Будиловича в ""Новом сборнике статей по славяноведению"" учеников В.И. Ламанского (СПб., 1905, VII-XVI). Некрологи: Ю. Поливки (Almanach Ceske Akademie. Rocnik XX. 1910, 109 - 117, с портретом), Е. Карского (""Русский Филологический Вестник"", 1909, LXI, 149 - 161), в ""Славянских Известиях"", 1908, VII, 435 - 439, 470 - 471, А. Соболевского (""Известия Императорской Академии Наук"", 1909, I, 19 - 22), П. Кулаковского (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1909, VIII, 100 - 125), К. Грота (""Исторический Вестник"", 1909, III, 1097 - 1122, с портретом). А. Яцимирский.

Источник: Биографический словарь. 2008

Будилович, Антон Семенович

— славист, уроженец Гродненской губернии; род. в 1846 г.; учился в Петербургском университете, по окончании курса в 1868 г. путешествовал по славянским землям Австрии; был профессором в Историко-филологическом институте кн. Безбородко (в Нежине), и, по получении степени доктора славянской филологии, назначен был в Варшавский университет ординарным профессором русского и церковно-славянского языка, в каковом звании состоит и поныне (1891), занимая еще должность декана историко-филологического факультета. Б. принадлежат следующие сочинения: "Об ученой деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии" (СПб., 1869); "Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова" (СПб., 1871); "Исследование языка древнеславянского перевода 13 слов Григория Богослова по рукописи Имп. Публичной Библиотеки XI века" (СПб., 1871); "XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Имп. Публичной Библиотеки XI века" (СПб., 1875 — издание текста); "Анализ составных частей славянского слова с морфологической точки зрения" (Киев, 1877 — изложение основ славянской морфологии, главным образом по трудам Миклошича); "Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным. Исследования в области лингвистической палеонтологии славян" (ч. 1, Киев, 1878 — первый в славянской науке обширный опыт собрания данных, относящихся к внешней природе); "Начертание церковно-славянской грамматики применительно к общей теории русского и друг. родственных языков" (Варшава, 1883; написан, впрочем, более с учебной, чем с ученой целью); "Учебник церковно-славянск. яз. для средних учебных заведений" (Варшава, 1883); "Обзор областей западного и южного славянства со включением червонно-русских в орографическом и гидрографическом отношениях" (СПб., 1886); "Об образовании общих языков древней в новой Европы" (Варшава, 1890) и др. Б. редактировал "Мефодиевский юбилейный сборник, изданный Имп. Варшавским университетом к 11-му мая 1885 года" (Варшава, 1885); самая обширная статья в этом сборнике: "Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности св. Кирилла и Мефодия" (издана и отдельно) принадлежит редактору. В речи, произнесенной в славянском благотворительном комитете: "О литературном единстве славян" (в "Славянском Сборнике", т. II; отдельно издан немецкий перевод: "Ueber die litterarische Einheit der Slaven", СПб., 1879), Будилович выступает горячим поборником славянского единства и как на будущий литературный язык всеславянский указывает на язык русский, на котором говорят ⅔ всего славянского мира, и который, по мнению Б., из всех славянских диалектов один только стоит в непосредственной преемственной связи с языком церковно-славянским, и потому как бы является преемником его прав и его призвания. Вообще Б. близко принимает к сердцу интересы славянской взаимности, что отразилось и в статьях его: "Несколько данных и замечаний из области общественной и экономической статистики Чехии, Моравии и Силезии в последние годы" ("Славянский Сборник", т. 1, СПб., 1875 — данные для этой статьи Б. собирал в 1873 г. в Праге) и "Очерки из сербской истории" (там же, т. II). В последней статье автор, главным образом, стремится проследить исторические связи русско-сербские.


{Брокгауз}





Будилович, Антон Семенович


(1846—1908) — славист. Темы, разрабатывавшиеся Б., касались разных областей славяноведения, истории литературы, языка, культурной жизни славянских народов. Ранние работы Б. были посвящены изучению деятельности Ломоносова ["Ломоносов как натуралист и филолог" (1869), "Ломоносов как писатель" (1871)]. Дальнейшим трудом его было изучение одного раннего памятника русской письменности — слов Григория Богослова (1871, 1875). В последующие годы внимание Б. сосредоточивается на вопросах культурно-общественной и литературной жизни славянских народов. Одним из лучших трудов Б. является его словарная работа: "Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным" (1878, 1879, 1882). Большинство обобщений Б. опровергнуто наукой, но собранный им материал имеет серьезное значение для славянской лингвистической палеонтологии. Многие печатные работы Б. проникнуты идеями славянофильства и национализма. В 1907 Б. был назначен редактором "Московских Ведомостей"; около этого же времени им был основан орган "Окраины".


Подробный указатель работ Б. находится в "Новом сборнике статей по славяноведению" в честь Ламанского (1905). Биографические сведения и замечания о его взглядах и деятельности см. в статьях К. Грота ("Исторический Вестник", 1909, март), Е. Карского ("Русский Филологический Вестник", 1909, № 1), А. Соболевского ("Известия Академии Наук", 1909, № 1); см. также Ягич, И., История славянской филологии, СПб, 1910.



А. Селищев.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БУДИЛОВИЧ Антон Семенович
24.05.1846— 12.12.1908), тайный советник, ученый-славист, редактор-издатель «Московских ведомостей», член Русского Собрания (РС), один из инициаторов создания Русского Окраинного Общества (РОО). Родился в с. Комотово Гродненского у. одноименной губ. в белоруской семье православного сельского протоиерея. Образование получил в Жировецком ДУ и Литовской ДС, окончив средние классы которой, в 1864 поступил на историко-филологический ф-т С.-Петербургского ун-та. В ун-те посвятил себя изучению славянских наречий и русской литературы. За свое студенческое сочинение «О литературной деятельности Ломоносова» был удостоен золотой медали. Окончив ун-т в 1868, был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию по славянской филологии, под руководством проф. И. И. Срезневского, В. И. Ламанского и М. И. Сухомлинова. С 1869 — приват-доцент славянских наречий в С.-Петербургской Духовной академии; с 1870 — преподаватель славянских наречий в С.-Петербургском историко-филологическом институте. В 1871 защитил магистерскую диссертацию «Исследование языка древнеславянского перевода XIII слов Григория Богослова, по рукописи Императорской Публичной библиотеки XI века». В 1872–1875 находился в научной командировке в славянских странах. В 1875–1881 являлся ординарным проф. Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в г. Нежине. В 1878 защитил докторскую диссертацию «Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях», получив степень доктора славянской филологии. В 1881 был назначен в Варшавский ун-т ординарным проф. русского и церковнославянского языка, с совмещением должности декана историко-филологического ф-та. Будилович также являлся почетным членом С.-Петербургской ДА и членом-корреспондентом АН (с 4 дек. 1882). В 1892–1901 он состоял ректором Императорского Юрьевского ун-та, прославившись утверждением русских национальных начал и гонениями на все немецкое.
18 мая 1901 назначен членом Совета министра народного просвещения, а в 1905 — председателем Особого совещания по вопросам об образовании инородцев. После участия в славянском съезде в Москве (1867) и затем во время первых своих заграничных командировок, с конца 60-х годов, Будилович настолько увлекся славянской политикой, что научная работа отошла на второй план. В дальнейшем Будилович является по преимуществу политическим деятелем, агитатором и популяризатором славянофильских идей, принимает живое участие в делах петербургского Славянского благотворительного общества (тов. председателя которого он являлся), развивает теорию проф. Ламанского о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводит идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии для зарубежных славян. Выступая горячим поборником славянского единства, как на будущий общий литературный язык Будилович указывал на язык русский, на котором говорят 2/3 всего славянского мира и который, по его мнению, из всех славянских диалектов один только стоит в непосредственной преемственной связи с языком церковнославянским, и потому является преемником его прав и его призвания. Будилович также являлся основателем и первым председателем Галицко-русского общества, членом нескольких ученых обществ и академий в славянских странах. Со славянством Будилович сроднился и семейными узами, женившись на дочери видного галицийского политического деятеля и писателя ревностного русофила Адольфа Добрянского (1813–1901). Являясь человеком прямолинейным, хорошим оратором и полемистом, искренне отстаивавшим свои взгляды, Будилович, в то же время, как отмечали его современники, всегда оставался романтиком, сохранившим связь со старым славянофильством и его красивой утопичностью. Будилович активно публиковался со статьями, посвященными истории славян и славянскому вопросу, в «Журнале министерства народного просвещения», «Русском обозрении», «Известиях славянского благотворительного общества», аксаковской «Руси», «Русском вестнике», «Новом времени», «Московских ведомостях» и др. Также Будилович принимал участие и в право-монархическом движении: был членом РС, работал над проблемой русификации окраин, в 1906 основал специальный печатный орган «Окраины России». В к. 1907 Будилович разработал проект специального общества (РОО), которое в качестве самостоятельной независимой организации должно было заниматься изучением национальных окраин России и разрабатывать меры по борьбе с антирусскими и антигосударственными течениями, распространяющимися среди инородцев. Идеалом русского политического строя считал самодержавную монархию, опирающуюся на законосовещательный всесословный Земский собор. В одной из своих политических статей, написанной в 1905, пророчески предсказывал будущее России, если она увлечется западными конституционными идеями: «Святая Православная Русь исчезнет как таковая; она превратится в Русь неправославную, даже нехристианскую, а, скорее всего, масонскую во главе всех церквей и исповеданий будет поставлен ответственный перед своей партией министр культов, каковым легко может оказаться инородец или иноверец; в числе первых законов будет издан закон о гражданском браке, о праве христиан переходить в еврейство или мусульманство, а несколько позже и закон об отделении церкви от государства».«Лучше уж России помириться с немедленной гибелью, как царства христианского и славянского, — в отчаянии восклицал Будилович, — чем постепенно перерождаться во вторую Индию». Разделяя правые взгляды, от активного участия в политической деятельности Будилович воздерживался. Как написал в посвященном ему стихотворении В. Иванов, Будиловича путь политической борьбы «Своею ложью лицемерной / Его души не соблазнял / На ложный путь политиканства... / В нем жил один лишь идеал: / Христос, Россия и Славянство...». С 1 янв. 1908 Будилович являлся издателем и редактором «Московских ведомостей», со страниц которых отстаивал русские и славянские интересы, предоставляя московским монархистам, в особенности Московскому отделу Союза Русского Народа и Русскому Монархическому Собранию, страницы своей газеты в качестве трибуны. Как профессиональный ученыйславист особенно увлекался балканскими делами, подробно останавливаясь на вопросах внешней политики, касающихся славян; развивал идею объединения балканского славянства, особенно останавливаясь на македонском вопросе (за что газета получила от критиков ироничное название «Македонских ведомостей»).
Скончался в ночь с 12 на 13 дек. 1908 в одной из лечебниц С.-Петербурга, не перенеся операции по удалению почки. Одну из первых панихид у гроба Будиловича совершил прот. И. И. Восторгов. Отпевал его архиеп. Антоний (Храповицкий) в сослужении с еп. Евлогием (Георгиевским) и многочисленным духовенством. Проститься с Будиловичем пришли многие правые деятели: Н. А. Зверев, А. А.Нарышкин, А. С. Стишинский, П. А. Кулаковский, М. М. Бородкин, А. А. Башмаков, В. А. Бобринский, А. С. Гижицкий и др. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры С.-Петербурга.
Соч.: Об ученой деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии. СПб., 1869; Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова. СПб., 1871; XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Императорской Публичной Библиотеки XI века. СПб., 1875; Очерки из сербской истории // Славянский сборник. Т. 2. СПб., 1875; Анализ составных частей славянского слова с морфологической точки зрения. Киев, 1877; Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях по данным лексикальным. Исследования в области лингвистической палеонтологии славян. Ч.1. Киев, 1878; Очерки из церковной истории западных славян. Варшава, 1880; Начертание церковно-славянской грамматики применительно к общей теории русского и других родственных языков. Варшава, 1883; Учебник церковно-славянского языка для средних учебных заведений. Варшава, 1883; Несколько мыслей о греко-славянском характере деятельности свв. Кирилла и Мефодия. Варшава, 1885; Обзор областей западного и южного славянства со включением червонно-русских в орографическом и гидрографическом отношениях. СПб., 1886; Об образовании общих языков в древней и новой Европе. Варшава, 1890; Культурная деятельность народов Греко-славянского мира. М., 1896; Историческая заметка о русском Юрьеве старого времени в связи с житием св. Исидора и 72 юрьевских мучеников. Юрьев,1901; К вопросу о племенных отношениях в Угорской Руси. СПб., 1904; Наука и политика. СПб., 1905; Вопрос об окраинах России в связи с теорией самоопределения народностей и требованиями государственного единства. СПб., 1906; О единстве русского народа. СПб., 1907; Может ли Россия отдать инородцам свои окраины? СПб., 1907 и др.
Лит.: Будилович А. С. [Некролог] // Московские ведомости. 1908. 14, 16, 18, 21 дек.; Будилович как политический мыслитель // Московские ведомости. 1908. 20 дек.; Иванов А. А. На страже русских интересов. Антон Семенович Будилович (1846–1908) и Николай Дмитриевич Сергеевский (1849–1908) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Пальмов И. С. Памяти почетного члена С.Петербургской Духовной академии Антона Семеновича Будиловича. СПб., 1908; У гроба А. С. Будиловича // Окраины России. 1908. № 51–52; Грот К. Будилович А. С. [Некролог] // Исторический вестник. 1909. Т. СХV; Карский Е. Ф. Будилович. Варшава, 1909; Он же. Памяти Будиловича // Русский филологический вестник. 1909. № 1; Антон Семенович Будилович: Библиографический указатель. Нежин, 1993; Смолин М.Б. Будилович Антон Семенович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. М., 2003.

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008