Будищев Алексей Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БУДИЩЕВ Алексей Николаевич
(17.1.1864, с. Богоявленский Чардым Петров. у., Саратовской губ., ныне Лопат. р-на Пенз. обл. – 22.11.1916, Пг.), писатель. В 1884 окончил 1-ю Пенз. муж. гимназию. Автор романов «Лучший друг», «Бунт совести», «Степь грезит», сб. прозы: «Степные волки», «Я и он», «Распря». Стихотворение «Только вечер затеплится синий...» стало известным романсом под назв. «Калитка». Лит: РПЕНЗ. Т. 1; Храбровицкий; Савин (9); Дворжанский А. Писатель Будищев //Временник. 1992. № 4. О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Будищев Алексей Николаевич

Будищев, Алексей Николаевич - талантливый писатель. Родился в 1867 г. в дворянской семье Саратовской губернии; мать - полька. Учился на медицинском факультете Московского университета. Он с увлечением занимался зоологией, но почувствовал себя совершенно неспособным заниматься науками терапевтическими и с 4-го курса ушел. Писать начал еще студентом и с 1886 г. стал деятельным сотрудником ""Будильника"", ""Русского Сатирического Листка"", ""Осколков"", позднее ""Русской Жизни"", ""Петербургской Газеты"", ""Нового Времени"", ""России"", ""Руси"". Помещал также свои произведения в ""Ниве"", ""Живописном Обозрении"", ""Северном Вестнике"", ""Вестнике Европы"". Часть многочисленных рассказов, очерков, небольших романов и стихотворений собрана им в книжках: ""Степные волки"" (СПб., 1897), ""Разные понятия"" (СПб., 1901), ""Распря"" (СПб., 1901), ""Пробужденная совесть"", ""Лучший друг"" (СПб., 1901), ""Я и Он"" (СПб., 1903), ""Солнечные дни"", ""Черный буйвол"" (СПб., 1909), ""Стихотворения"" (СПб., 1901). Всего слабее большие повести и романы Будищева: неудачное подражание Достоевскому в ""Я и Он"" (СПб., 1903), обличение доморощенного ницшеанства в ""Лучшем друге"" (СПб., 1901), бульварная уголовщина в ""Степных волках"" (2-е изд., М., 1908). Настоящее его призвание - литературная миниатюра. Небольшие рассказы его и в частности те, которые вошли в лучший его сборник - ""Разные понятия"", - написаны очень колоритно, с блестками настоящего юмора, с уменьем на небольшом пространстве газетного фельетона ярко обрисовать положение и целый тип. Будищев тонко чувствует природу, любит лес, степь и умеет передать свои настроения читателю. Вообще в ряду представителей созданного у нас Чеховым небольшого рассказа Будищева по художественным ресурсам должен был бы занять одно из первых мест. Он не занял, однако, такого соответствующего его природным дарованиям места в литературе, потому что лишен того, что можно назвать художественным миросозерцанием; у него нет определенного взгляда на жизнь. С талантом подмечая и воспроизводя отдельные черточки действительности, он не только не дает совокупностью своих произведений общего освещения русской жизни, но даже в каждом отдельном рассказе не выдерживает типичности и быстро сбивается на анекдот. Фатальное влияние на художественную ценность рассказов Будищева оказало тяготение к уголовщине, без которой не обходится почти ни одно из его произведений. Чрезмерное для верной картины русской жизни место занимает также в его рассказах адюльтер и ревность. ""Пробуждение совести"" для Будищева возникает только в связи с представлением о преступлении. А столь характерное для русской общественности ""пробуждение совести"" более чуткого свойства совершенно ускользнуло от внимания его, и тот, кто хотел бы ознакомиться с русскою жизнью конца XIX в. по произведениям Будищева, пришел бы к странному заключению, что, кроме всякого рода хищников в прямом смысле этого слова, ничего не было тогда. Народная жизнь тоже очень односторонне взята у Будищева - большею частью со стороны дикой тьмы невежества, в ней царящей. В общем, погоня за внешним эффектом ослабила у Будищева разработку эффектов более тонких. Будищев, особенно в начале своей деятельности, писал очень много стихов, только меньшая часть которых вошла в сборник его стихотворений. Он обладает хорошим стихом, в юмористических пьесах бойким, в других - легким, мелодичным, часто живописным. В ряду стихотворений последнего рода пользуется известностью небольшая картинка древнеримской жизни - ""Триумфатор"". В общем, однако, он лишен определенной поэтической индивидуальности. У него нет своей излюбленной области воспроизведения, нет своих собственных настроений. Он пишет на самые разнообразные темы, чаще всего, впрочем, в стиле нарядных песен Фофанова о весне и любви, - но это не захватывает ни его самого, ни читателя. Будищев написал комедию ""Живые и мертвые"", шутку ""Сыворотка совести"" и в сотрудничестве с А.М. Федоровым переделал в драму свой рассказ ""Катастрофа"". С. Венгеров.

Источник: Биографический словарь. 2008

Будищев, Алексей Николаевич

Будищев Алексей Николаевич


— талантливый писатель. Род. в 1867 г. в дворянской семье Саратовской губ.; мать — полька. Учился на медицинском факультете Московского университета. С увлечением занимался зоологией, но почувствовал себя совершенно не способным заниматься науками терапевтическими и с 4-го курса ушел. Писать начал еще студентом и с 1886 г. стал деятельным сотрудником "Будильника", "Рус. Сатирич. Листка", "Осколков", позднее "Рус. Жизни", "Петерб. Газеты", "Нового Времени", "России", "Руси". Помещал также свои произведения в "Ниве", "Живоп. Обозр.", "Север. Вестнике", "Вестнике Европы". Часть многочисленных рассказов, очерков, небольших романов и стихотворений собрана им в книжках: "Степные волки" (СПб., 1897), "Разные понятия" (СПб., 1901), "Распря" (СПб., 1901), "Пробужденная Совесть" (СПб., 1900), "Лучший друг" (СПб., 1901), "Я и он" (СПб., 1903), "Солнечные дни" (СПб.), "Стихотворения" (СПб., 1901). Всего слабее большие повести и романы Б.: неудачное подражание Достоевскому в "Я и он", обличение доморощенного ницшеанства в "Лучшем друге", бульварная уголовщина в "Степных волках". Настоящее его призвание — литературная миниатюра. Небольшие рассказы его и в частности те, которые вошли в лучший его сборник — "Разные понятия", — написаны очень колоритно, с блестками настоящего юмора, с уменьем на небольшом пространстве газетного фельетона ярко обрисовать положение и целый тип. Он очень тонко чувствует природу, любит лес, степь и умеет передать свои настроения читателю. Вообще в ряду представителей созданного у нас Чеховым небольшого рассказа Б. по художественным ресурсам должен был занять одно из первых мест. Он не занял, однако, такого соответствующего его природным дарованиям положения в литературе, потому что лишен того, что можно назвать художественным миросозерцанием; у него нет определенного взгляда на жизнь. С талантом подмечая и воспроизводя отдельные черточки действительности, Б. не только не дает совокупностью своих произведений общего освоения русской жизни, но даже в каждом отдельном рассказе не выдерживает типичности и быстро сбивается на анекдот. Фатальное влияние на художественную ценность рассказов Б. оказало тяготение к уголовщине, без которой не обходится почти ни одно из его произведений. Чрезмерное для правдивой картины русской жизни место занимают также в его рассказах адюльтер и ревность. Столь характерное для русской общественности "пробуждение совести" более чуткого свойства совершенно ускользнуло от внимания Б. Тот, кто хотел бы познакомиться с русскою жизнью конца XIX века по его произведениям, пришел бы к странному заключению, что кроме всякого рода хищников в прямом смысле этого слова ничего у нас не было тогда. Народная жизнь тоже очень односторонне взята у Б. — большею частью со стороны дикой тьмы невежества, в ней царящей. В общем, погоня за эффектом внешним ослабила у Б. разработку эффектов более тонких. — Б., особенно в начале своей деятельности, писал очень много стихов, только меньшая часть которых вошла в сборник его стихотворений. Он обладает хорошим стихом, в юмористических пьесах бойким, в других — легким, мелодичным, порою даже живописным. В ряду стихотворений последнего рода пользуется известностью небольшая картинка древнеримской жизни — "Триумфатор". В общем, однако, он лишен определенной поэтической индивидуальности. У него нет своей излюбленной области воспроизведения, нет своих собственных настроений. Он пишет на самые разнообразные темы — чаще всего, впрочем, в стиле нарядных песен Фофанова о весне и любви, — но это не захватывает ни его самого, ни читателя. В сотрудничестве с А. М. Федоровым Б. переделал в драму свой рассказ "Катастрофа".


С. Венгеров.


{Брокгауз}





Будищев, Алексей Николаевич


(1867—1916) — писатель. Отдельно изданы рассказы и романы: "Степные волки" (СПб, 1897), "Пробужденная совесть" (СПб, 1900), "Распря" (СПб, 1901), "Разные понятия" (1901), "Я и он" (СПб, 1903), "Бунт совести" (СПб, 1909), "Страшно жить" (СПб, 1912) и др. Ничего яркого создать Б. не удалось. Писатель чеховской школы, он рисует "обыденное", "нестрашное", но без углубленного анализа, без обобщений. Б. писал и стихи ("Стихотворения", СПб, 1901), Некоторые из них (напр., "Триумфатор") были в свое время популярны. Автобиография Б. помещена в сборнике "Первые литературные шаги", изд. Фидлером (СПб, 1911).





Будищев, Алексей Николаевич


[1867—1916] — беллетрист, из дворян. Один из типичных писателей безвременья.



Библиография: I. Вышло свыше 20 тт. романов, повестей и рассказов: Степные волки, 1897 и 1908; Пробужденная совесть, 1900 и 1904; Разные понятия, 1901; Лучший друг, 1901; Распря, 1901; Я и он, 1903; Бунт совести, 1909; Страшно жить, 1912 и 1917; Любовь-преступление, 1913 и 1917; Изломы любви, 1914 и 1917; Охотница за скальпами, 1914; Лесные братья, 1915 и 1918 и мн. др.; Стихотворения, СПб., 1901; автобиография Б., сб. "Первые литературные шаги", СПб., 1911.


II. Владиславлев И. В., Русские писатели, М., 1924.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008