Бугурусланский муфтият

Найдено 1 определение
Бугурусланский муфтият
централизованная религиозная организация, действующая на тер. ряда р-нов Оренб. обл. Официальное название – ДУМ Оренб. обл. (Б.м.); в связи с идентичностью первой части названия с ДУМ, расположенным в Оренбурге, наиболее часто употребляется именование Б.м. В декабре 1994 г. мус. общины северозапада Оренб. обл. заявили о своем выходе из-под юрисдикции новообразованного Оренб. муфтията под юрисдикцией ЦДУМ (Уфа). Инициативная группа в составе 10 жителей Бугуруслана провозгласила учреждение параллельного ДУМ Оренб. обл., получившего название Б.м. Уставы обоих муфтиятов, официальные цели и направления их деятельности были практически идентичны. Но «канонически и административно» Б.м., в момент своего создания возглавленный муфтием И.К. Шангареевым, вошел в состав Высшего координационного центра духовных управлений мусульман России (ВКЦ) с центрами в Казани и Москве, действовавшего параллельно ЦДУМ. Причины, по которым был создан новый муфтият, по мнению бугурусланской инициативной группы, сводились к тому, что «Оренбург далеко» (Бугуруслан находится на расстоянии 360 км от областного центра и не связан с ним ж/д или авиационным сообщением, единственной возможностью попасть из одного города в другой является автобус. – Авт.), и поездки в областной центр ради решения вопросов, связанных с обустройством жизни бугурусланской мус. общины, «требуют много сил и средств». Как подчеркивалось в обращении инициативной группы, представители Оренб. муфтията и расположенного в Уфе ЦДУМ «ни разу не посетили Бугуруслан»; местному мус. населению «не оказывается финансовая помощь», так что оно само, «на собств. средства», построило «мечеть и медресе с общежитием для студентов». Основанный в 1748 г. Бугуруслан (с 1850 по 1934 г. находившийся в составе Самарской/ Куйбышевской губ./обл.) исторически и географически тяготеет к Заволжью, а не Юж. Уралу. Расстояние от Бугуруслана до Самары – 179 км, а экономическими осями района являются ж/д Самара–Уфа и автомобильное шоссе Самара–Бугуруслан. Мус. население этого города представлено в первую очередь татарами, однако он никогда не был значимым центром татарской нац. или религиозной жизни. До 1930 г. на окраине города, в Татарской слободе, находились две мечети (по ул. М. Джалиля и недалеко от рынка; обе были сожжены, на месте одной из них был построен клуб культуры), при которых существовали медресе, а в нач. ХХ в. в городе была открыта частная женская начальная школамектеб (см. Мечеть и медресе г. Бугуруслана в XIX – нач. ХХ вв.). В 1920-е гг. в Бугуруслане существовала татарская школа, в 1936–39 гг. – татаро-башкирское педучилище, в 1930-е же гг. выпускалась татарская газета, в городском театре изредка ставили татарские спектакли, а в летнем кинотеатре показывали дублированные на татарский яз. фильмы. Основу для превращения Бугуруслана в один из российских центров ислама, способный готовить образованных по-мусульмански руководителей приходов и общин, заложило открытие медресе «АльФуркан». Круг сторонников Б.м. постепенно расширялся, что определялось и развитием событий вокруг строительства соборной мечети Бугуруслана. Сооружение мечети было начато летом 1991 г. под эгидой ЦДУМ, но уже на след. год в связи с возникшими в стране (как и в самом ЦДУМ) финансовыми проблемами оно было заморожено. Муфтий Т. Таджутдин так и не смог найти средства на завершение строительства. Однако они были найдены И. Шангареевым, лично внесшим на строительство мечети 150 тыс. руб. (в те годы значительную сумму) и настоявшим на сохранении устраивавшего администрацию города первоначального проекта здания мечети (в то время как ЦДУМ предлагал от него отказаться в интересах экономии). Также он содействовал привлечению к финансированию строительства саудовских спонсоров. В 1993 г. Бугуруслан посетила «делегация шейхов» из Саудовской Аравии, встречавшаяся как с членами общины мечети, так и с представителями исполнительной власти города. Результатом этой поездки стало выделение 90 тыс. долларов США в качестве взноса на завершение строительства. В дальнейшем начинания бугурусланского муфтия неизменно получали саудовскую финансовую поддержку. Среди этих начинаний – строительство мечети в с. Северном (центре Северного р-на), затраты на которое составили 25 тыс. долларов, завершение строительства мечети в с. Асекеево и сооружение мечети в с. Матвеевка (центре одноименного р-на). С др. стороны, ему продолжало оказывать помощь и большинство местных татарских предпринимателей, создававших в 1990-е гг. свои капиталы на поставках зерна в страны Аравийского п-ва. Установленные И. Шангареевым личные связи с представителями саудовского бизнес-сообщества, несомненно, оказывали им в этом необходимую поддержку. Все это и содействовало успешному продвижению его начинаний. В 1-й пол. 1990-х гг. И. Шангареев пользовался практически безоговорочной поддержкой обоих татарских нац. центров Бугурусланского р-на – местного отделения Оренб. обл. татарского обществ. центра (но не оренб. руководства этой организации) и городского общества «Туган тел». Обретению поддержки нац. обществ содействовали многие обстоятельства – благотв. обеды для малоимущих соотечественников (куда приходили жители города вне зависимости от нац. или религиозной принадлежности); помощь местным детским садам и яслям; содействие ремонту татарского клуба им. Г. Тукая; пополнение уголка татарской нац. культуры в краеведческом музее города и т.д. 1.02.1995 г. Б.м. был зарегистрирован управлением юстиции Оренб. обл. К кон. 1998 г. юрисдикция Б.м. была распространена на 18 мус. приходов Бугурусланского, Северного, Матвеевского, Асекеевского и Первомайского р-нов северо-запада области, а также один приход в г. Бузулуке. В 1996 г. Б.м. вошел в состав вновь созданного Совета муфтиев России. В 2001 г. И. Шангареев стал сопредседателем СМР и переехал в Москву (сохраняя при этом и пост бугурусланского муфтия). 18.09.1998 г. в Бугуруслане была торжественно открыта новая двухэтажная кирпичная соборная мечеть. В Татарской слободе, на окраине города, собрались представители городской и районной власти, татарской общественности, делегации ДУМ Татарстана и Башкортостана, а также Самарского муфтията. В областной прессе мечеть была названа «архитектурной жемчужиной Оренбуржья». Она пришла на смену молельному дому, который был перестроен из старого жилого деревянного дома, купленного в 1969 г. местной мус. общиной (по адресу: ул. Калинина, 136). В апреле 1999 г. в ходе визита в Оренб. область в Бугуруслан (где в то время отсутствовал И. Шангареев) прибыл глава ЦДУМ муфтий Т. Таджутдин. Выступая в местной соборной мечети, он заявил о существовании внутри российского мус. сообщества «нескольких неравноценных по влиянию и качеству деятельности духовных центров», борьба за лидерство между которыми «способствует проникновению в духовное сознание мусульман религиозного и нац. экстремизма». Это стало началом нового витка противостояния между ЦДУМ и Оренб. муфтиятом, с одной стороны, и Б.м. – с другой. В кон. июля – нач. августа 1999 г. в направленную против Б.м. кампанию активно включились СМИ областного центра. Главе Б.м. вменялись в вину как «насильственные присоединения приходов» к возглавляемому им ДУМ, так и «подкуп должностных лиц». Позиция комитета по связям с религиозными организациями в связи с конфликтом между двумя действующими в области муфтиятами, как и между И. Шангареевым и Т. Таджутдином, формально была нейтральной. Его руководитель тех лет писал, что «противоборство между Оренбургским и Б.м. может быть той искрой, которая способна стать гл. компонентом в этноконфликте. Поэтому комитет... считает одной из своих приоритетных задач поддержание лояльных отношений между двумя муфтиятами». В сентябре 1999 г., когда в Дагестане начались боевые действия, авторы московских газет, в т.ч. называвших себя либеральными, ссылаясь на мнение близких к ЦДУМ глав муфтиятов соседних с Оренбургской областей, открыто назвали Бугуруслан «гнездом ваххабизма». В октябре 1999 г., обращаясь к главе городской бугурусланской администрации, Т. Таджутдин утверждал, что в городе действует «группа лиц, открыто проповедующих экстремистское течение “ваххабизм”». В своем официальном письме мэру города речь шла о том, что действия этой «группы лиц» связаны с «вторжением в Дагестан сторонников религиозного экстремизма и фанатизма», а также отмечалось, что глава ЦДУМ «довел свою обеспокоенность до сведения президента России Б.Н. Ельцина и премьер-министра положением... в городе». Обвинения противника в приверженности «ваххабизму» были едва ли не основным инструментом действия главы ЦДУМ и Оренб. муфтията, которые были обращены не столько к верующим, сколько к региональной и федеральной власти. Для этого были формальные основания – тесные контакты И. Шангареева с Саудовским королевством. Тем не менее ни один из документов муфтията не указывал на то, что Б.м. или какой-либо из его «приходов» следовал саудовскому ханбалитскому мазхабу. Напротив, в уставе Б.м., в частности, подчеркивалась приверженность требованиям Корана и Сунны, «отраженным в религиозно-правовом направлении имама Абу Ханифы», обязательном для всех находящихся под его юрисдикцией религиозных организаций. В течение 2003–06 гг. в Оренб. обл. было начато мощное наступление на действовавшие в ее зап. р-нах и созданные И. Шангареевым медресе (в частности, при мечети в Асекееве и в с. Бакаево Северного р-на), которые отныне рассматривались как «источники распространения ваххабитского учения». Закрытие в 2005 г. медресе «Аль-Фуркан» поставило под сомнение смысл дальнейшей деятельности И. Шангареева на поприще религии. В кон. августа 2007 г. на «внеочередном съезде» Б.м. и «Ассоциации мечетей России» было заявлено, что И. Шангареев сложил с себя полномочия главы обоих религиозных объединений, покинув Россию и обосновавшись в Объединенных Арабских Эмиратах, где имел собств. предпринимательские интересы. Ретроспективный взгляд на развитие событий вокруг Б.м. позволяет сказать, что оно определялось несколькими существенными причинами, как внутренними, так и внешними. Среди них – эволюция ситуации на Сев. Кавказе, создание «международной антитеррористической коалиции», последовавшей за 11.09.2001 г., и, наконец, во многом коренное улучшение российско-саудовских отношений. После ухода в отставку И. Шангареева председателем Б.м. был избран Асхат Шафигуллин (ранее – заместитель И. Шангареева). Несмотря ни на что, Б.м. продолжил свою деятельность, сохранив подчиненные ему общины, прежде всего в р-нах зап. зоны Оренб. обл. Лит.: Кинельская чаша. Бугуруслану – 250 лет. – Оренбург, 1999; Косач Г.Г. Ислам в Оренбургской области. – М., 2008; Он же. Муфтият российского постсоветского региона: становление и эволюция // Вестник Евразии. – М., № 2, 2000; Муассаса «Аль-Вакф аль-Ислямий» (Фонд «Исламский вакф»). Такрир ан сейр аль-маахад фи Бугуруслан би Русия Аль-Иттихадийя ли амм 1998 (Отчет о развитии Ин-та в Бугуруслане, РФ, за 1998 год). – Эр-Рияд, 1419 Х.; Муассаса «АльВакф Аль-Ислямий» (Фонд «Исламский вакф»). Такрир ан сейр аль-мухайямат ас-сайфийя фи Бугуруслан би Русия Аль-Иттихадийя ли амм 1998 (Отчет о проведении летних лагерей в Бугуруслане, РФ). – Эр-Рияд, 1419 Х.; Мухаметзянов Х. О строительстве мечети // Бугурусланская правда, 30.04.1992; Оренбургские спецслужбы против ваххабитов // Там же, 12.02.2005; Рындина Л. На учебу в Эр-Рияд // Там же, 25.08.1998; Рындина Л. Чему учат в медресе?// Там же, 1.08.1998; Список действующих религиозных организаций, церквей и молитвенных домов по Оренбургской области на 01.01.2008 года. – http://www.mininform.orb.ru; Список приходов (махалля), входящих в состав ДУМ Оренбургской области (Бугурусланский муфтият), 1998 г.; Устав ДУМ Оренбургской области (Бугурусланский муфтият). – Бугуруслан, 1994; Устав религиозной организации негосударственного духовного мусульманского образовательного учреждения бугурусланского исламского медресе «Аль-Фуркан» ДУМ Оренбургской области (Бугурусланский муфтият). – Бугуруслан, 1999. Г.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009